Slon.ru, 10 декабря 2013 год. (в сокращении)
Любопытный рейтинг трат глав регионов на СМИ опубликовало интернет-издание Slon.ru. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на публикацию «Сколько в России тратят бюджетных денег на «имидж губернатора», Волгоградская область по этой статье расходов заняла в рейтинге 28-ое место. Меньше всего тратит денег на СМИ Еврейский автономный округ – 26,49 млн, а больше всего на прессу уходит в Москве – к октябрю потрачено почти 10 млрд рублей. Интересно, что губернатор Сахалинской области, которого на недавней конференции ОНФ упрекнули в чрезмерных тратах на средства массовой информации, выглядит на этом фоне весьма скромно. «Примерно двести с чем-то миллионов рублей – это средние показатели бюджетных трат на СМИ в разных регионах России», - констатирует издание.
Волгоградская область в исследовании интернет-издания на данную тему упоминается несколько раз. В частности, в контексте подмеченной тенденции роста трат «после прихода нового губернатора, которому нужно с нуля завоевывать лояльность жителей области». Так, отмечает Slon.ru, «в Волгоградской области после назначения губернатором Сергея Боженова в 2012-м прослеживается такая динамика: в 2013-м расходы бюджетных денег составили 428 млн, в 2012-м было 334 млн рублей, согласно данным Минфина, а на 2014-й запланировано около 308 млн. Но это не значит, что потрачено будет именно столько: статья расходов на СМИ в течение этого года постоянно увеличивалась. Аппетиты СМИ постоянно росли. В Волгограде было заложено 238 млн на 2012 год, но с приходом Боженова цифры подкорректировали и потратили 334 млн, а на 2013-й было заложено 318 млн, но уже потрачено 428 миллионов».
К слову, соседняя с Волгоградской Астраханская область отмечена в издании как один из регионов с самым резким ростом на СМИ за последние два года – более 500%, тогда как рост расходов на СМИ Волгоградской области составил 118%. Однако с учетом этого роста Астраханская область все равно тратит меньше на средства массовой информации, чем Волгоградская – 243 миллиона рублей за 2013 год.
«Рост расходов бюджетных денег на СМИ связан не столько с назначением нового губернатора, нуждающегося в укреплении позиций, сколько с проведением выборов, как справедливо отметил министр печати Волгоградской области», - говорится в исследовании Slon.ru.
«Если смотреть Волгоград, Ростов, Дагестан, Воронеж – это такая дорога возрастания проблем, которые существуют в регионах. Идет борьба, ее костер решили тушить ассигнациями, значит, надо все больше контрактов со СМИ размещать. Если посмотреть в самое начало таблицы, то мы увидим далеко не бедные регионы, Самарская, Челябинская, Кемеровская, Коми, но расходов немного: там либо гораздо более "рукастые" команды, либо все жестко отстроено за небольшие деньги. А вот Курганская область – всего 60% от прошлогодних расходов – показывает, что местная власть уже не борется, а ждет, когда с ней кто-то что-то решит», – говорит руководитель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов.
Издание отмечает: «Если посмотреть отчеты об исполнении бюджетов регионов в части расходов за 10 месяцев 2011, 2012 и 2013 годов, то сравнение этого года и предыдущих показывает: средний темп роста расходов на СМИ – 110,7%, посчитала для Slon эксперт Центра фискальной политики Дарья Андреева. «Субъективное объяснение – что это политика региональных властей. Конечно, доля расходов на СМИ в общих расходах бюджетов крайне мала – 1–2%. Но наращивать расходы на прессу в условиях сокращения доходной базы – шаг, мягко говоря, опрометчивый», – говорит она. Общий дефицит региональных бюджетов в следующем году вырастет с нынешних 74 млрд до 674 млрд.
Однако это были только официальные расходы, легальный кусок в бюджете, проходящий по статьям «информирование о деятельности госорганов», «создание привлекательного инвестиционного климата в регионе» и «финансовая поддержка региональных и местных СМИ».
Сколько в регионе тратится на нанятых для губернатора сторонних пиарщиков, точно подсчитать невозможно. Часто функционал разводится: за пиар для жителей региона отвечает один человек, а для федерального центра – другой. «Все-таки когда речь о федеральных СМИ заходит, стараются пиарщиков брать не местных», – рассказал Slon один из работающих на губернатора политтехнологов.
Есть несколько губернаторов, которых ведут известные московские политологи. По словам главы «Минченко Консалтинг» Евгения Минченко, это работа вплоть до «выстраивания отношений с федеральными элитами, вплоть до лоббизма с федеральными чиновниками». «Мы работаем или со стратегическим политическим планированием глав регионов, или с лоббистскими проектами, или в качестве аудиторов той работы, которую ведет команда губернатора», – говорит он.
По мнению опрошенных Slon политтехнологов, ценник на услуги зависит от региона, задач и щедрости губернатора: услуги на обычный консалтинг не в «военное», предвыборное время стоят примерно от 20 тысяч долларов в месяц до миллиона долларов в год. «Могут официально брать три-четыре тысячи доларов заработной платы в год, а за год стать миллионером – на откатах за услуги подрядчиков», – рассказывает другой политтехнолог. За советы по «очеловечиванию» образа губернатора Боженова местный бизнес платит около пятисот тысяч рублей в месяц каждому члену команды, рассказал Slon источник, близкий к администрации. Оплата проходит либо в форме черного нала, но это обычно в случае войны с местными элитами, когда много черного пиара, либо услуги пиарщиков оплачивает близкий к власти бизнес, получающий, в свою очередь, преференции от администрации. «Но иногда лучше бюджетные деньги, чем отдавать это на аутсорс бизнесу, который строит на такие деньги империю, а потом губернатор попадает в зависимость», – рассуждает Леонид Давыдов.
Полную версию читать здесь.