Кампания по выборам депутатов Госдумы шестого созыва подходит к финалу, политические партии, вступившие в борьбу за думские мандаты завершают этап предвыборной агитации, сообщает ИТАР-ТАСС. Сегодня в эфире государственных телерадиоканалов пройдут последние дебаты, зрители в последний раз увидят агитационные ролики. А в 00.00 час по местному времени в России наступит "день тишины". 3 декабря будут запрещены не только выступления в СМИ, но и митинги, шествия, пикеты и прочие уличные акции.
По традиции, в последний агитационный день на головы избирателей обрушится ударная порция партийной рекламы и информации. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский подведет итоги кампании на митинге-концерте с лазерным шоу. Коммунисты планируют Всероссийскую акцию "Не дадим украсть голоса!". А активисты "Справедливой России" будут раздавать гражданам белые ленточки по случаю предстоящего 3 декабря Международного дня инвалидов.
Непарламентские партии крупных акций не планируют, но также намерены использовать последний день агитации по полной программе. Так, "Яблоко" завершает формирование корпуса наблюдателей, которых "вербует" из числа добровольцев не только на улицах, но и через Интернет. В партии сообщили, что наблюдателями уже зарегистрировались порядка 4 тыс волонтеров. Кроме того, "яблочники" организуют сегодня "уличные консультации" в помощь гражданам, пострадавшим от произвола коммунальных служб.
За минувший месяц каждая из партий использовала любой повод, чтобы привлечь к себе внимание избирателей. Активные агитационные действия предприняла на этих выборах и "Единая Россия". Если на думской кампании 2007 года единороссы предпочли не вступать в дискуссии с оппонентами, то сейчас приняли участие во всех без исключения дебатах, в том числе, в регионах. Правда, и на этот раз в теледебатах не участвовали ни лидер партии, ни первый номер ее избирательного списка. Зато они присутствовали в роликах, которые "Единая Россия" запустила под занавес агитационного этапа. Партия власти вела избирательную кампанию в принципиально новом для себя формате. Единороссы идут на выборы вместе Общероссийским народным фронтом /ОНФ/, созданным по инициативе лидера партии, премьер-министра РФ Владимира Путина еще весной нынешнего года. Вместе с ОНФ формировалась "Программа народных инициатив", которая должна стать основой законотворческой деятельности партии в предстоящие пять лет.
Впрочем, и другие участники выборов организовали собственные "фронты". Коммунисты сформировали "Народное ополчение имени Минина и Пожарского", а лидер избирательного списка эсеров Сергей Миронов мобилизует на избирательные участки наблюдателей под знаменами организации со звучной аббревиатурой СССР /Союз сторонников "Справедливой России"/.
В "Единой России" результатами агитационной кампании в целом довольны, хотя и признают, что борьба за голоса избирателей шла весьма напряженно. "Это одна из наиболее тяжелых избирательных кампаний", - констатировал первый замсекретаря президиума Генсовета партии Андрей Исаев. Он посетовал, что между оппозиционными партиями сложился едва ли не "сговор" против "Единой России": даже в ходе дебатов друг с другом, все они "на разные лады ругали партию власти". Тем не менее, по словам Исаева, единороссы "не теряют духа, твердо убеждены в своей правоте и намерены победить".
Не секрет, что итоги агитационной кампании на думских выборах получили диаметрально противоположные оценки. Оппозиция жалуется на запреты их роликов, уничтожение тиражей печатных изданий и т.п. При этом все признают, что партийные агитационный креатив стал агрессивнее, а участники выборов куда чаще позволяют себе жесткие выпады против конкурентов.
Курирующая эту сферу член ЦИК России Майя Гришина, тем не менее, считает, что "в эту избирательную кампанию намного чище идет агитационный период". По ее оценке, "в основном, со стороны политических партий наблюдалась законопослушность". Более того, партии участвующие в выборах пристально следили за агитацией оппонентов, и, что скрывать, часто жаловались друг на друга. "Но, в основном, это касалось локальных, порой и межличностных ситуаций", - пояснила она.
"Очень большую роль сыграло повышение "потолков" избирательных фондов", - подчеркнула Гришина. Это позволило серьезно "легализовать" агитационные выступления, которые раньше из-за ограниченности средств приходилось вести как бы скрыто. "Агитационный этап на этой кампании приобрел новые качества и за счет наличия в Интернете свободного обмена мнениями", - отметила она. По сути всемирная сеть исполняла в ходе кампании роль своего рода мониторинга.
Гришина убеждена, что все семь участвующих в думских выборах партий, получили достаточное количество эфира и печатных полос, чтобы донести до избирателей свои программы и позиции. По одному часу бесплатного эфира предоставили каждой партии восемь общефедеральных теле- и радиоканалов, и это, не считая регионов. Кроме того, участники выборов были вправе "прикупить" эфирного времени, чем большинство из них и воспользовалось.
Следует напомнить, что аутсайдеры нынешней кампании на следующих думских выборах смогут вести агитацию только на коммерческой основе. В избирательное законодательство введена новой норма, согласно которой партии, не набравшие в ходе голосования трех проц голосов избирателей, на будущих выборах уже не получат бесплатного эфира и печатных площадей.
Выборы депутатов Госдумы шестого созыва пройдут в воскресенье, 4 декабря. Срок полномочий нижней палаты парламента увеличился до пяти лет. Впервые в борьбу за 450 думских мандатов вступили все семь зарегистрированных в России партий. Завершающий этап думской кампании совпал с началом президентской, а, значит, россиян ждет еще один мощный агитационный период. Закон разрешает кандидатам агитировать за себя со дня выдвижения, но за пределами СМИ. В телерадиоэфире и печати этот этап стартует с 4 февраля и продлится до 00:00 по местному времени 3 марта,сообщает ИТАР-ТАСС.