"Городские вести". 10 февраля 2011 года.
С момента вступления Николая Максюты в должность члена Совета Федерации от Волгоградской области прошел год. Чего удалось добиться экс-губернатору региона на посту сенатора? Каковы первоочередные планы верхней палаты парламента России на ближайшие время? На эти и другие вопросы в первом развернутом интервью муниципальным СМИ отвечает сенатор Максюта.
-- Николай Кириллович, каким был для вас прошедший год? Удалось ли вам адаптироваться к новой для вас работе в должности сенатора?
-- Действительно, прошел год моей работы в Совете Федерации. В принципе эта работа для меня не является новой, так как до 2004 года в СФ работали губернаторы. Конечно, с тех пор многое изменилось – расширился круг рассматриваемых вопросов, несколько другими стали и взаимоотношения между Госдумой РФ и Советом Федерации. Тем не менее, отойти от «транса» 13-летней работы на посту губернатора и переключиться было непросто, так как работа сенатора – это, прежде всего, законотворческая деятельность.
Необходимо вникать в каждый закон и в каждую поправку, которую вносят депутаты Госдумы. Кроме того, мы не так давно настояли на том, чтобы сенаторам давали эти законы на нулевом чтении. Чтобы не получилось, как с законом о полиции. Да, он рассматривался всенародно, но нам его дали за неделю. Такой серьезный закон и так мало времени. Поэтому законы иногда проходят с какими-то ошибками и к нам потом возвращаются. И хорошо, что возвращаются. Если бы мы не вносили поправки и не исправляли эти ошибки, законы работали бы куда менее эффективно.
-- Какими вопросами в Совете Федерации вы занимаетесь?
-- Сразу после утверждения моей кандидатуры в должности сенатора передо мной встал вопрос -- в составе какой комиссии я буду работать. Я попросил председателя СФ Сергея Миронова, чтобы меня включили в комитет по местному самоуправлению, потому что все 13 лет на посту губернатора Волгоградской области я работал над созданием нормальных взаимоотношений между региональной властью и органами местного самоуправления. Так что опыта в этой сфере у меня было достаточно.
Кроме того, мне предложили войти в состав комиссии по морской политике. Я был связан и с морем, и с судостроением, поэтому предложение принял. Более того, меня в конце 2010 года назначили первым заместителем председателя комиссии. Причем первоначально я было попытался отказаться - очень большая ответственность. Пришел к ее председателю - адмиралу Попову и попросил не назначать меня на высокий пост и оставить, скажем так, «вольным казаком». Попов мою просьбу отверг, сказав, что «вольные казаки – на пенсии, а все остальные работают».
-- Морская политика – достаточно узкоспециализированная тема…
-- Но это не значит, что этими вопросами не нужно заниматься. Поверьте, работы очень много. В ранге зампредседателя я принимал участие во всех российских и международных мероприятиях и совещаниях по этой теме, побывал на ряде судостроительных заводов, выезжал на Дальний Восток, где встречался с командованием и моряками Тихоокеанского флота. На сегодня одна из главных проблем -- это освоение Арктического шельфа, где России необходимо отстоять свои позиции. Есть и более локальные вопросы. К примеру, я провел большую конференцию в Петропавловске-Камчатском. Там к нам обратились рыболовы, которым много трудностей доставляет оформление документов при проходе судна через нейтральные воды или территориальные воды других государств. Мы помогли в этом вопросе – последние поправки, которые принял Совет Федерации, помогут нашим рыбакам в упрощении бюрократической процедуры.
-- Таким образом, вы являетесь членом двух комиссий Совета Федерации?
-- Вообще-то трех. Кроме того, я являюсь членом комиссии по монополиям. Знаю не понаслышке, сколько у регионов и муниципалитетов претензий к монополистам по тем же ценам на ГСМ, ценам на электроэнергию и т.д. Нам необходимо отстаивать их интересы и выстроить такую законодательную базу, чтобы монополии не могли полностью контролировать ситуацию.
-- Круг работ, действительно, очень широк и разнообразен. И все-таки, каковы были ваши первые впечатления от СФ РФ?
-- Первые впечатления? Что это не моя работа. В области я занимался всеми вопросами, начиная от проблем молодой семьи и пенсионеров и заканчивая вопросами привлечения инвестиций. Круг вопросов, решаемых сенатором, конечно, меньше. При этом я никогда не забывал и не забываю о том, что представляю интересы Волгоградской области. И я, и Владимир Плотников обязаны лоббировать вопросы, в решении которых заинтересованы жители Волгограда и области. Но лоббировать – не значит ложиться под поезд или выводить людей на улицы. Решать вопросы можно и нужно именно с точки зрения принимаемых или отклоняемых законов.
Вопросов, обсуждаемых на уровне Совета Федерации, очень много. Именно поэтому настолько важно, чтобы туда приходили специалисты. Причем они обязаны помнить об интересах региона, который они представляют. К сожалению, некоторые сенаторы даже не знают, где область, интересы населения которой они представляют, находится.
-- Кстати о законах. Сколько законопроектов вы рассмотрели за минувший год?
-- На 24 заседаниях мы приняли 436 федеральных законов. Отдельное спасибо хочу сказать регионам -- сегодня на местах законопроекты изучают гораздо тщательнее, чем, скажем, 10 лет назад. На мой взгляд, так происходит потому, что региональные парламентарии начали с большей степенью ответственности осознавать, какой эффект принесет принятие того или иного закона. Поэтому мы и получаем массу поправок и дополнений именно с мест.
-- Ваша точка зрения на столь обсуждаемый закон «О полиции»?
-- Я спросил у бывшего министра МВД Владимира Рушайло: "Откуда людей для реализации этого закона возьмут? С луны, что ли, привезут"? Ну проведем реформу, затратим деньги, поменяем вывеску… Главное, чтобы отношение поменялось. Внутри человека должно что-то поменяться. Но опять-таки мы упираемся в заработную плату. Если не будет достойной зарплаты, изменений не будет.
-- Какие проблемы, решением которых занимался в том числе и Совет Федерации, вы выделили бы особо?
-- Я очень доволен тем, как пообщались с министром транспорта Игорем Левитиным о внесении поправок в закон о дорожном фонде. Проблема дорог была и остается крайне острой, поэтому и было решено возродить дорожный фонд России. Благодаря этому бюджет на ремонт дорог Волгоградской области может быть увеличен почти в три раза. Кстати, получит деньги на дорожный ремонт и Волгоград. Но тут отдельное спасибо нужно сказать мэру Роману Гребенникову, который пролоббировал этот вопрос через партию «Единая Россия». В итоге ситуация в этой сфере должна измениться в лучшую сторону, так как появилась возможность делать дороги как внутриквартальные, так и городские и областные.
-- Минувший год выдался непростым для агропромышленного комплекса России. Как Совет Федерации работал над законами в этом сегменте экономики?
-- Я очень удивился поверхностному подходу некоторых членов Совета Федерации к вопросам АПК. Лето было очень непростым – лесные пожары серьезно осложнили обстановку. При этом проявились недостатки тех законов, которые были приняты ранее. К примеру, передали пожарные функции и охрану лесов властям поселков и районов. А где средства? Нам для обеспечения пожарной охраной 33 районов области необходимо около 6 млрд. рублей. Ладно, денег нет, но мы создали сотни ТОСов в регионе. К сожалению, к их помощи не прибегли. Ведь если бы ими пользовались, в том числе и для обеспечения пожарной охраны, наверное, последствия стихии были бы менее серьезными.
В любом случае нам необходимо вносить поправки в эти законы – минувшее лето наглядно продемонстрировало их несовершенство. Особого внимания заслуживают и поручения правительства по контролю за выделением средств погорельцам, по борьбе с засухой и вредителями и т.д. И перед новым годом появилась инициатива снять с контроля эти пункты. В этом вопросе я очень благодарен Сергею Миронову, который был категорически против и запретил даже разговаривать на эту тему, сказав, что если селяне узнают об этом, то сенаторов в Совете Федерации не будет уже завтра, так как все они будут отозваны.
-- Традиционно острая тема – межбюджетные отношения. Ваша позиция по этому вопросу?
-- Я очень противился принятию закона о межбюджетных отношениях в том виде, в котором он был нам представлен. Нельзя на сегодняшний день оставлять Волгоград, Камышин, Волжский один на один со своими проблемами. Члены СФ задавали вопрос министру финансов Алексею Кудрину -- мы говорим о снижении налоговых поступлений в бюджет, но благодаря высокой стоимости нефти на рынке бюджет получает доход, которым мы затыкаем дыры. А как же поступления от промышленности? Хорошо, что сейчас правительство вплотную занялось разработкой программ по развитию различных отраслей. Я работаю над программой по развитию отечественного судостроения. Хочу подчеркнуть – программы по развитию промышленности необходимы России. Не можем мы вечно жить и зависеть от цены на баррель нефти!
-- В связи с событиями на Манежной площади в Москве снова актуализировался вопрос межнациональных отношений. Что предпринимает Совет Федерации в этой сфере?
-- Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин поставили перед сенаторами и депутатами Госдумы конкретную задачу -- разработать концепцию национальной политики. Мне в этой сфере проще вносить предложения, так как в регионе в свое время мы уделяли решению этого вопроса много внимания. В Волгоградской области есть такая концепция, кроме того, был специально создан комитет по национальностям и казачеству. Ведь у нас 146 национальностей и если бы мы не работали все эти годы и не будем дальше работать, я даже боюсь представить, что могло бы быть на нашей земле!
Я пожелал бы властям всех уровней ни в коем случае этот вопрос не выпускать. Необходимо садиться за один стол с представителями общественности, диаспор, политических партий и разговаривать, совместно решать проблемы.
Необходимо собраться и подумать – как создать стратегическую перспективу по созданию рабочих мест для молодежи. Закончил человек техникум или институт и что дальше? Куда идти работать? Нет работы – вот вам и протесты на Манежной площади.
-- Есть законопроекты, которые, несмотря на все усилия, не удалось принять?
-- К сожалению, такое в нашей работе тоже случается. Мне особенно больно оттого, что один из таких законов напрямую затрагивает интересы жителей нашего региона. Это закон об уравнивании статуса детей Сталинграда с детьми блокадного Ленинграда. Все говорят, что его обязательно нужно принять – я прошел немало инстанций, доказывая необходимость его принятия. К сожалению, правительство написало отзыв, в котором сказано, что средств на его реализацию пока нет. Вместе с тем, я надеюсь, что он все-таки будет принят.
-- Какие вопросы представляют наибольшую актуальность для Совета Федерации в ближайшей перспективе?
-- Одним из главных вопросов до 1 мая будет принятие закона о бюджете и межбюджетных отношениях на 2012-2014 годы. Регионы и муниципалитеты должны знать свои финансовые перспективы. Проблема здесь заключается в том, что если и дальше пойдет изъятие налоговых поступлений в федеральный бюджет, на местах ситуация продолжит ухудшаться. Уже сегодня практически все регионы имеют большие долги. Наши соседи астраханцы – 87% госдолга. Волгоградская область, когда я ушел, была должна 18%, сейчас долг составляет 22%, 67% - Саратов. Если и дальше не будут оставлять деньги в регионах, то как они будут развиваться? Кризис еще не закончен. Нужно понимать, что Россия – это не Германия, где его последствия побеждены.
Другой важный вопрос – дальнейшее развитие ипотеки и строительства жилья. Необходимо не допустить повторения американской модели. Дешевые кредиты разрушили их рынок ипотечного кредитования. У нас другая проблема... Поэтому нам сегодня нужен четкий закон об ипотеке.