Культура
02.06.2017 15:08
0
02.06.2017 15:08
Известный музыкальный критик и журналист, главный редактор московского «Музыкального журнала» Елена Езерская поделилась с редакцией ИА «Высота 102» своими впечатлениями о концерте Волгоградского академического симфонического оркестра «Учитель и ученик». ИА "Высота 102" напоминает, он состоялся 28 мая в Центральном концертном зале, а солистами выступили лауреат всероссийского конкурса, главный дирижер театра «Царицынская опера» Сергей Гринев, преподаватель Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени Чайковского Максим Железнов (фортепиано) и ученик школы при Московской государственной консерватории имени Чайковского Петр Акулов (фортепиано).
- Прежде всего, хочу отметить креативность самой идеи концерта. Его формат даёт возможность обеспечивать постоянно высокий класс представительства и профессионального уровня как российских, так и зарубежных участников программ в рамках этого проекта. У этой идеи и познавательный аспект: цикл «Учитель и ученик» позволяет познакомить волгоградскую публику с ведущими инструментальными школами, лучшими педагогами и новым поколением современных отечественных музыкантов. И тот факт, что зал был полон - говорит о доверии волгоградских любителей музыки к самой филармонии в целом и к идее состоявшегося концерта в частности.
- Можете поделиться впечатлениями от концерта?
- Главное его достоинство – хороший, грамотный выбор участников-гостей. Пётр Акулов сегодня действительно – один самых харизматичных современных юных исполнителей. Его игру отличает не только техничность, позволяющая отнести десятилетнего пианиста к числу виртуозов, но и свежесть восприятия, обаяние и чистоту увлечённости музыкой. Его выступление в Волгограде в одном концерте со своим замечательным педагогом и прекрасным музыкантом Максимом Железновым задали высокую планку творческому начинанию нового руководства филармонии. Обратил на себя внимание и дирижёр концерта Сергей Гринёв. Он профессионален, у него точный, выразительный жест, личностная, интеллигентная манера дирижирования. Он не рисуется, не стремится излишне театрализовать выступление оркестра, хотя музыка, скажем, той же увертюры к опере «Эгмонт», которая открывала концерт, такую возможность даёт – к тому располагает и пассионарность композиторского стиля, и сценический жанр самого сочинения Бетховена. Дирижёру же, как мне услышалось, больше близка романтическая линия прозвучавших в концерте произведений Бетховена и Рахманинова, и он старался эту линию провести. Что, однако, давалось ему с невероятными и, к сожалению, видимыми усилиями.
- Елена Марксовна, почему, можете уточнить, о чем конкретно идет речь?
- Мне не понравилась демонстративность вынесения оркестрантами на сцену каких-то своих, внутренних проблем, которые не должны касаться публики – это непрофессиональное поведение. Люди приходят в зал слушать музыку и наполняться её духовностью, а не гадать, в частности, почему «первая скрипка» - концертмейстер оркестра - не обратил внимание на поданную ему дирижёром руку перед началом концерта и о чём-то увлечённо беседовал в этот момент с коллегою за соседним пультом.
- А что в этом страшного? Это обязательный жест?
- Пожать руку дирижёру перед началом концерта – негласная и необсуждаемая филармоническая традиция, свидетельствующая в том числе и об уровне музыкантской культуры. Дирижёр вправе, обычно после концерта, выделить и других солистов в оркестре, если исполняется произведение с заметными сольными партиями, – пожать руку и, в отдельных случаях, даже вывести музыканта на авансцену. Но приветствие перед началом концерта дирижёра и концертмейстера – это знак взаимного уважения и готовности к совместной работе. И своего рода «третий звонок» для оркестрантов перед началом выступления.
- Может быть, это просто досадное недоразумение или случайность?
- Случайность, что первый человек в оркестре после дирижёра не обратил внимания на его присутствие на сцене? А во втором отделении и вообще заставил всех – и дирижёра, и слушателей, и солиста – ждать своего выхода? Очень странное понимание профессиональных задач и своей роли в оркестре.
Мне трудно объяснить эту ситуацию иными причинами, как неизвестными мне внутренними разногласиями, но считаю неприемлемой публичность их проявления. И в данном случае неважно – знают или нет все сидящие в зале об этике поведения музыкантов на сцене. Они вообще не должны об этом думать, они должны слушать музыку. И вот это уже следующая тема – какую и в каком качестве исполнения. А именно оно и заставляло желать лучшего.
- Можете рассказать нашим читателям, что конкретно вы имеете в виду?
- Столь неузнаваемого звучания увертюры к опере «Эгмонт» я вообще ещё не слышала. Практически полное отсутствие инструментальной выразительности, динамических оттенков, смысловой наполненности. Вступая, инструменты духовой группы издали какой-то совершенно не музыкальный, а, скорее, физиологический звук. Струнные усердно «пилили» на протяжении всего исполнения произведения – особенно старались скрипки: не уверена, что композитор предполагал для их партии в этом сочинении интонации «кошачьего мяукания» и иногда даже «взвизгивания». Какой уж тут бетховенский стиль, романтичность и пафос, о которых так вдохновенно и убедительно рассказывала ведущая концерта в предуведомлении к публике.
- Возможно, всё же причина в дирижёре?
- Так можно было бы подумать, если бы не один нюанс. При исполнении бетховенского же концерта №1, где солировал Пётр Акулов, в звучании оркестра вдруг появилась собранность, выразительность – хотя и фрагментарно. И, несмотря на то, что спаянности во взаимодействии с дирижёром по-прежнему не было, а из зала казалось, что оркестранты больше увлечены наблюдением за игрой юного виртуоза, чем собственным участием в концерте, было заметным и желание коллектива всё же не ударить «в грязь лицом» перед юным дарованием, продемонстрировавшим истинный класс профессионального отношения к музыке, к сцене, ответственность перед публикой и вызывающую искреннее восхищение увлечённость своим делом. «Приободрился» оркестр и во втором отделении, когда солировал Максим Железнов. Но, как и в первом случае, ненадолго – расхождения с солистами по темпам и между оркестровыми группами стали частью общего звукового контента этого концерта.
- Но Волгоградский симфонический оркестр – один из лучших филармонических коллективов России, у него звучная история и статус Академического.
- Понимаю ваше удивление. Сама была удивлена немало. Но хочу акцентировать ваше внимание именно на слове – Академический. Сам статус этого звания означает не только высокую оценку исторических заслуг коллектива, но и высокое качество его нынешнего состояния. Звучание академического коллектива должно быть если не эталонным, то хотя бы приближенным к нему. И, что ещё более важно, статус академического означает стабильность профессионального уровня коллектива и возможность для публики оценивать его по достоинству на каждом выступлении и, если и видеть разницу, то только в интерпретации того или иного сочинения. А, если для того, чтобы услышать незабываемое исполнение, лучше включить запись или найти её на одном из музыкальных сайтов, то для чего тогда приходить в концертный зал, вырываясь из уютной домашней обстановки?
Конечно, публика на концерте 28 мая не осталась в целом обделённой положительными эмоциями – столичные гости профессионально были на почти недосягаемой высоте. Уверена, волгоградские слушатели, искренне любящие свою филармонию, свой оркестр, приняли его таким, каков он сейчас есть. А что при этом думают о себе сами музыканты?
Автор фото - Алёна Полосухина.

Okko при поддержке Сбербанка продолжает показы классических постановок Мариинского театра в рамках проекта «Искусство онлайн». Как сообщили ИА "Высота 102" в пресс-службе банка, на этой неделе подписчики Okko смогут посмотреть...
Сегодня стало известно о кончине Юрия Бондарева. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на ТАСС, участник Сталинградской битвы, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, государственной...
Волгоградский музей изобразительных искусств имени Машкова теперь имеет возможность экспонировать уникальные документы, приобретенные на аукционе меценатом Олегом Савченко. Сотрудники учреждения культуры уже с интересом начали знакомство с уникальным приобретением. Рукописные ...
Сбербанк и мультимедийный сервис Оkko запускают проект «Искусство онлайн», который вновь откроет театры, музеи и концертные залы для публики в период карантина.
Как сообщили ИА «Высота 102» в пресс-службе банка,...
Группа «Би-2» сыграет 20 марта онлайн-концерт в поддержку своих поклонников на платформе онлайн-кинотеатра Okko (входит в экосистему Сбербанка). Об этом ИА "Высота 102" сообщили в пресс-службе Сбербанка.
В связи...
Легендарное "сНежное шоу" Славы Полунина, которое уже больше 25 лет странствует по миру, совсем скоро посетит Волгоград. Спектакль можно будет увидеть с 25 по 29 марта на сцене Нового экспериментального...
Сбербанк совместно с Mastercard презентовали три вертикальных короткометражных фильма, созданных в рамках проекта «Кино — #этомое». Как сообщили ИА «Высота 102» в пресс-службе банка, на премьерном показе присутствовали: Клим Шипенко,...
Онлайн-кинотеатр Wink на эксклюзивных правах запустил в эфир 6 марта цифровой релиз блокбастера Федора Бондарчука «Вторжение». Самое время посмотреть на праздничных выходных нашумевший фильм о пронзительной истории любви девушки с...
Здание волгоградского Центрального универмага окончательно перешло в собственность региона. Как сообщает ИА «Высота 102», о завершении всех юридических процедур сегодня заявил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Он также огласил решение...
В день памяти Отара Джангишерашвили НЭТ покажет спектакль «Цареубийцы». Как сообщили ИА «Высота 102» в театре, 6 марта – особый день для коллектива Волгоградского государственного Нового экспериментального театра. Это день...
В этом году «лучшему клоуну мира», актеру, автору всемирно известного «Снежного шоу» Славе Полунину исполняется 70 лет. И вот уже более полувека он вдохновляет людей во всём мире. О своих...
Новый экспериментальный театр ожидает большие перемены. Как сообщает ИА «Высота 102», объявлен конкурс с ограниченным участием на разработку научно-проектной документации на ремонтно-реставрационные работы здания ГБУК "Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр"....
Более 60 миллионов рублей распределили между муниципальными образованиями Волгоградской области на развитие и укрепление материально-технической базы домов культуры. Как сообщает ИА «Высота 102», в 2020-2022 годам субсидии из областного бюджета...
Глава Волгограда Виталий Лихачев принял участие в заседании Совета по развитию местного самоуправления. Совещание прошло под руководством президента РФ Владимира Путина. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на администрацию...
Буддийскую мандалу Нацу Дордже в уникальной технике сегодня на глазах изумленной волгоградской публики начали создавать буддийские монахи из индийского монастыря Дрепунг Гоман. Действо происходило в выставочном зал музея Машкова на...