Губернатор Волгоградской области возглавил десятку глав промышленных регионов России, которую эксперты Центра политической информации назвали антирейтингом. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на исследование, в тройке антилидеров, кроме Сергея Боженова, расположившегося на первом месте, такие губернаторы как Михаил Юревич (Челябинская область) и Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург). Авторы исследования выделили 26 регионов, на которые, согласно данным Росстата, приходится не менее 1% от совокупного валового регионального продукта, производимого в РФ. Предметом изысканий стало определение того, как выглядит деятельность губернаторов ряда промышленных регионов в глазах общества через медиа-призму.
В исследовании обосновывается: Сергей Боженов отметился низким доверием населения, став фигурантом не одного скандала федерального масштаба, увеличением трат на собственное содержание и в то же время – ухудшением социально-экономической ситуации в регионе. Как антилидеру, эксперты посвятили Сергею Боженову целую статью, характеризующую стиль его работы от руководства администрацией Астрахани до руководства Волгоградской области.
«Сергей Боженов был сначала назначен на пост вр.и.о. главы администрации Волгоградской области, а затем, в феврале 2012 года решением депутатов Волгоградской областной думы был официально наделен полномочиями главы администрации Волгоградской области. С самого начала это назначение вызвало неоднозначную реакцию, как среди местных политических элит, так и среди населения. Дело в том, что предыдущий опыт работы С.Боженова в соседней Астраханской области был омрачен чередой скандалов и этот негативный бэкграунд был хорошо известен в Волгоградской области, в связи с чем, его назначение на пост главы реги она было воспринято, в основном,негативно. Ко всему прочему, к этому времени в регионе предельно обострился политический кризис, вызванный ожесточенной конкуренцией местных групп влияния с командой предшественника С.Боженова Анатолия Бровко, который также являлся не выходцем из региональных элит, а назначенцем федерального центра. В регионе сформировалась стойкая антипатия к «варягам», причем такая позиция была характерна не только для всего населения области, но и для местных политических элит. Неудивительно, что приход в Волгоградскую область С.Боженова и его команды, состоявшей преимущественно из бывших членов администрации Астрахани, был ими крайне негативно воспринят. Стоит также отметить, что изначально С.Боженов обещал формировать пр авительство Волгоградской области за счет местных чиновников. Однако в действительности довольно скоро все ключевые посты в системе исполнительной власти региона заняли члены его окружения, которые сразу же среди населения области получили издевательское прозвище «алмазы» (таким эпитетом наградил своих подчиненных сам С.Боженов).
«Засилье» выходцев из Астрахани в руководящих органах Волгоградской области, конечно, серьезно осложнило взаимопонимание С.Боженова и местных элит. К слову, во время работы на посту мэра Астрахани С.Боженов отметился в ряде конфликтов с областной властью, запомнился масштабным применением административного ресурса в ходе избирательных кампаний, а также был фигурантом коррупционных скандалов регионального масштаба. Ко всему прочему, в период работы на должности мэра Астрахани С.Боженов заработал репутацию бескомпромиссного политика, придерживающегося жесткого стиля разрешения конфликта, В довершение, в самом начале своего губернаторского срока в
Волгоградской области С.Боженов серьезно испортил свою репутацию, став фигурантом скандала федерального масштаба, получившего широкий общественный резонанс. Речь идет о визите группы депутатов Волгоградской областной думы и членов областного правительства во главе с С.Боженовым в Италию в начале 2012 года, который подозрительным образом пришелся на дни рождения самого С.Боженова и тогдашнего председателя правительства области Константина Храмова. По имеющейся информации, поездка состоялась полностью на бюджетные средства и была оформлена как деловой визит с целью представления экономического потенциала Волгоградской области, однако итальянская пресса сообщила, что чиновники приехали со своими семьями, а сам визит проходил в режиме максимальной конфиденциальности: пресса к делегации Волгоградской области не была допущена. Поездка волгоградских чиновников во главе с С.Боженовым в
Италию была осуждена «Справедливой Россией» и КПРФ, а оппозиционер Алексей Навальный обратился с запросом в Генпрокуратуру с просьбой проверить, за счет каких средств она была профинансирована. В результате проверки, проведенной прокуратурой Волгоградской области, никаких нарушений выявлено не было, однако данный скандал серьезно подорвал доверие к С.Боженову со стороны населения.
Практически в самом начале своего губернаторского срока С.Боженов внес в областную думу законопроект об увеличении надбавок высокопоставленным чиновникам в администрации области, а на баланс гаража администрации и областной думы поступили дорогостоящие иностранные автомобили, что также было негативно воспринято общественностью. Еще одним скандалом, вызвавшим широкий общественный резонанс и ударившим по репутации С.Боженова, стала публикация весной 2013 года материалов, доказывающих, что его дочь уезжает рожать ребенка в Майами (США). В частности в открытом доступе появились копии документов, подтверждающих отъезд дочери С.Боженова в США (впоследствии она сама подтвердила эту информацию). Тогда же появилась информация о том, что перед этим дочь губернатора выставила на продажу частный дом в Астрахани за 55 млн руб. Этот скандал получил общефедеральный резонанс, в очередной раз укрепив негативный образ С.Боженова. Ко всему прочему, в период губернаторства С.Боженова несколько членов его команды стали фигурантами коррупционных скандалов, самым громким из которых стало задержание заместителя председателя правительства Волгоградской области Павла Крупнова, обвиненного в получении взятки в крупном размере. Помимо коррупционных скандалов, роста раздражения населения Волгоградской области деятельностью С.Боженова
стало ухудшение социально-экономического положения региона в период его губернаторства. Так, например, именно на губернатора была возложена ответственность за увеличение дефицита бюджета Волгоградской области, ухудшение состояния областной дорожной сети, повышение тарифов ЖКХ и ряд других локально-бытовых проблем.
Одной из наиболее острых проблем как Волгоградской области в целом, так и Волгограда, в частности, является изношенная инфраструктура. По результатам опроса, проведенного в конце 2012 года по заказу правительства области, 85% респондентов главным недостатком Волгоградской области назвали плохие дороги, 72% - изношенную инженерную инфраструктуру, 62% - плохое благоустройство. При этом, так сказать «инфраструктурная проблема» имеет ярко выраженный политический окрас: население области склонно обвинять команду С.Боженова в разворовывании денег, выделенных федеральным центром на развитие инфраструктурных проектов в регионе. Данные обвинения нельзя назвать безосновательными. Так, например, недавно по результатам проверки, проведенной Генеральной прокуратурой по запросу депутата ГосДумы от КПРФ Алевтины Апариной, было выявлено нецелевое р асходование правительством Волгоградской области 1,4 млрд руб., выделенных на строительство дорог. Материалы проверки Генеральной прокуратуры впоследствии были направлены в СУ СК РФ по Волгоградской области для принятия решения о возбуждении в отношении областных чиновников уголовного дела, а сотрудниками регионального СК было проведено изъятие документов в аппарате губернатора и областного правительства в рамках выполнения поручения Генеральной прокуратуры. Практически с самого начала губернаторства С.Боженова по настоящее время в Волгоградской области проходят протестные акции и митинги, посвященные проблемам социально-экономического характера, причем главным объектом критики во время этих акций является именно С.Боженов (одним из наиболее распространенных лозунгов протестных акций является требование отставки губернатора и правительства). Особенное раздражение у населения Волгоградской области вызывает тот факт, что на фоне неблагоприятного социально-экономического положения региона администрация области увеличивает бюджетные расходы на собственное содержание, а сам С.Боженов, по данным региональной прессы, во время командировок в Москву останавливается в самых дорогих отелях и посещает, в основном, элитные рестораны. Одной из причин недовольства жителей Волгоградской области С.Боженовым является неспособность последнего стабилизировать политическую ситуацию в регионе. В первую очередь речь идет о том, что С.Боженову по настоящее время не удалось консолидировать местные элиты, в связи с чем в регионе продолжается конкуренция различных групп влияния, сопровождающаяся информационными войнами разной степени интенсивности. Жители региона явно испытывают усталость от затянувшегося периода такой «политической нестабильности» и крайне негативно оценивают текущую социальную обстановку. Можно констатировать, что на сегодняшний день среди населения Волгоградской области сформировался запрос на стабильность в политической системе региона. Между тем, действующему губернатору так и не удалось заручиться поддержкой жителей региона, среди которых он пользуется низким доверием. В подтверждение этого говорит хотя бы тот факт, что население Волгоградской области, стремясь обратить внимание властей на региональные проблемы, все чаще апеллирует не к губернатору, а к президенту РФ и исполнительным федеральным властям. Одним из основных раздражителей политического характера для жителей Волгограда является отсутствие выборности мэра города. Большинство местных жителей склонно видеть в отсутствии выборного мэра источник многочисленных городских проблем, так как действующий глава города назначен непопулярным губернатором и не подотчетен населению. Местное население видит в прямых выборах мэра Волгограда возможность возвращения в город «хозяина», способного решить накопившиеся проблемы. При этом ответственность за это также возлагается на С.Боженова, еще в начале своего губернаторского срока обещавшего провести выборы мэра в областном центре, однако по настоящее время так и не сдержавшего своего обещания. Резюмируя, стоит отметить, что С.Боженов, судя по медиа-отзывам, имеет в Волгоградской области однозначно негативную репутацию, что вызвано как чередой коррупционных скандалов с участием его самого и членов его команды, так и его неспособностью решить ключевые социально-экономические проблемы. В результате доверие к губернатору в Волгоградской области находится на очень низком уровне и это чревато серьезными социальными
последствиями».
Эксперты, составившие антирейтинг, подчеркивают, что мотивацией данного исследования является корректирующее воздействие на региональную власть, которая на данном этапе недостаточно ответственно относится к социальному положению и финансовому благополучию населения своих регионов, не учитывает его мнение при принятии управленческих решений, которые затрагивают общественные интересы и отражаются на экономическом положении регионов. При этом они констатируют: морально-этический облик губернаторов давно стал предметом пристального изучения со стороны, как местных наблюдателей, так и журналистского сообщества вообще.
По сумме факторов, Сергей Боженов, Михаил Юревич и Георгий Полтавченко – одни из самых слабых, в имиджевом смысле, представителей губернаторского корпуса на данный момент, говорится в выводах исследования. «И Челябинская область, и Волгоградская область, и Санкт-Петербург – чрезвычайно важные экономические и политические центры страны. Если глава региона слабо контролирует своих подчиненных, управление регионом превращается в имитацию, а ресурсная (финансовая, прежде всего) база становится предметом масштабных хищений. Федеральная власть, и это показали протесты 2011-2012 годов, уже не может себе позволить смотреть на эти проблемы «сквозь пальцы», так как ответственность за деятельность глав регионов традиционно возлагается населением на сами федеральные власти». Эксперты также констатируют: Сергею Боженову впору задуматься. Так, для него многочисленный компромат в прессе может обернуться самыми серьезными издержками, несмотря на недолгое пребывание в должности.
Справка. Центр политической информации - независимая консалтинговая компания в области управления рисками. Зарегистрирована в феврале 1997 года. Центр предоставляет своим клиентам решения в области политического анализа и консалтинга, инструменты по снижению коммерческих рисков и информационному сопровождению бизнеса, а также пакет услуг в области управления корпоративной и личной репутацией. Заказчиками исследований и услуг Центра являются российские и иностранные нефтегазовые компании, финансовые и промышленные холдинги, а также зарубежные посольства и консульства в РФ.