Недавняя, очередная по счету попытка переворота в гордуме Волгограда, в ходе которой глава города-героя Валерий Васильков в телефонном разговоре заявил, что уходит в отставку (хотя потом все-таки передумал и остался), заставляет констатировать: кризис власти в городе – явление системное. Как сообщает ИА "Высота 102", из года в год, как в калейдоскопе, мелькают лица приходяще-уходящих мэров, спикеров и других иерархов муниципальной власти.
Отсчет властной чехарды приходится на 2006 года, когда глава администрации Волгограда Евгений Ищенко был арестован, отстранен от должности и осужден по двум статьям УК РФ, о чем информагентство сообщало неоднократно. Отметим только, что дело Ищенко, словно водоворот, затянуло немало аффилированных с ним людей. И, вероятно, самый заметный среди них – волгоградский предприниматель и политик Дмитрий Синюков.
У мэра и председателя регионального отделения СПС было немало общего. Оба молоды, оба успешно вели собственный бизнес, оба активно работали в политике. Надо ли удивляться, что Синюков энергично поддержал Ищенко - сначала на выборах, а затем в попытках модернизировать, улучшить жизнь города и горожан.
Проблема проблем Волгограда, как и многих других городов России, - состояние коммунальной инфраструктуры. Износ объектов ЖКХ местами достигает 80 процентов, отключение подачи воды и тепла стали обычным делом независимо от района, долги коммунальщиков энергетикам и газовщикам росли из года в год. Таким образом, в сфере ЖКХ складывалась тяжелейшая ситуация.
В поисках выхода новоизбранный мэр Ищенко сделал ставку на передачу объектов городского ЖКХ в аренду частной структуре. Была создана компания «Волгоградские коммунальные системы», совет директоров которой возглавил Дмитрий Синюков. При поддержке мэра ОАО «ВгКС» консолидировало коммунальные активы и приступило к работе.
Необходимо признать, что при всех проблемах (а какое новое дело обходится без них?) начало деятельности обнадеживало. Под руководством Синюкова компания работала ритмично, началось выделение значительных средств на модернизацию изношенной коммунальной инфраструктуры. Беда лишь в том, что работа длилась недолго. Дело мэра «потянуло» за собой и дело Синюкова, который был обвинен в хищениях.
И вот тут начинаются вопросы, которые задавались наблюдателями уже тогда, шесть лет назад, но по сей день остаются без ответа.
Во-первых, насколько правомерно обвинять руководителя и совладельца компании в хищениях? Получается, что собственник крал сам у себя?
Во-вторых, почему дело Синюкова возникло в унисон с делом Ищенко? Надо было создать фон, показать, что окружение мэра состоит из нечистых на руку соратников?
В-третьих, какую роль в преследовании Синюкова сыграла его политическая деятельность? Ведь, руководя региональным отделением СПС, Дмитрий Синюков «намозолил» глаза региональным властям в отстаивании прав местных предпринимателей и стал очень неудобен.
Вопросы можно задавать и дальше. Тем не менее Синюков признал все обвинения и, получив три года условно, был освобожден в зале суда. При всем уважении к Ходорковскому волгоградский предприниматель и политик вовсе не стремился повторить его судьбу. Отсюда сотрудничество со следствием, которое обеспечило относительно мягкий приговор.
Получив свободу, Дмитрий Синюков уехал в Москву, где живет и успешно занимается бизнесом по сей день. Но вот что принципиально важно: после смены места проживания и регистрации Синюков обратился в суд. Гагаринский суд Москвы приговор по делу Синюкова отменил и судимость с него снял.
Ищенко, пробывший в предварительном заключении год, получил по суду также год и был освобожден после оглашения приговора. Как ни относись к Ищенко, многие по сей день считают его самым талантливым мэром Волгограда последних десятилетий. А с отъездом Синюкова регион лишился неформального бизнес-омбудсмена, который не жалел сил и времени, отстаивая права местного предпринимательского сообщества.
Что касается волгоградской сферы ЖКХ, то после Ищенко и Синюкова она пережила ряд пертурбаций, и на сегодняшний день ее состояние более чем печально. «ВгКС» давно расформирован и ликвидирован, жилищно-коммунальные объекты вернулись в распоряжение муниципалитета, который не знает, что с ними делать. В начале июля с.г. произошло отключение волгоградских котельных от подачи газа, потому что долг волгоградских коммунальщиков перед «Межрегионгазом» превысил рекордный уровень 1, 5 миллиарда рублей.
Если разобраться, состояние городского хозяйства – наиболее точный индикатор эффективности власти. Стараниями своих отцов-временщиков город уже давно в тупике. И до тех пор, пока властная чехарда по-волгоградски, начавшаяся шесть лет назад, не прекратится, выхода из этого тупика не видать.