Проезжая часть как политический козырь
Впрочем, если быть точнее, дорожная проблема является всего лишь составляющей непростой ситуации с городским хозяйством, сложившейся за последние годы.
Иной раз кажется, что именно в октябре-ноябре и начинается осеннее обострение у волгоградской «коммуналки». Только-только утихли победные реляции по поводу стопроцентной готовности к осенне-зимнему периоду, как город уже перекопан вдоль и поперек. Курятся паром разрытые траншеи, а знаки и ограждения намертво перекрывают проезжую часть. Картина, надо сказать, привычная для волгоградцев, и если легко привыкается к хорошему, то к дурным дорогам привыкнуть сложнее.
Полбеды еще, если бы все дело заключалось в эстетике. Но ведь каждая трещина и каждая выбоина на асфальте может стать убийцей. Проведенный специалистами ГАИ УВД Волгограда анализ, который лег в основу письма в адрес городской администрации, содержал факты, против которых, как говорится, не попрешь. Из 803 ДТП, совершенных за 9 месяцев текущего года, в 267 случаях трагедии поспособствовали неблагоприятные дорожные условия. Как печальный результат — 28 погибших и 353 раненых.
Об этом в своем выступлении говорила председатель профильного комитета Ирина Анатольевна Соловьева. Она же упомянула еще об одном весьма примечательном факте. Оказывается, надзирающая за соблюдением законодательства — в данном случае ФЗ «О безопасности дорожного движения» городская прокуратура не единожды усматривала в действиях или бездействии городских властей различного рода нарушения. Одним из методов прокурорского реагирования стало предостережение о недопустимости нарушения закона, а в конце прошлого 2008 года в адрес председателя городской Думы И. А. Каревой поступил документ, в котором прокуратура настоятельно рекомендовала при формировании городского бюджета обеспечить должное финансирование программ, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
— До депутатов ни представление, ни обращение прокуратуры доведены не были, —- говорит Ирина Анатольевна. — Мало того, планирование бюджета было проведено без учета данного представления...
Что город и горожане получили в плане дорог, так сказать, в натуре можно наглядно увидеть—достаточно оглянуться вокруг. Что же до цифр, то и людям, упорно не дружившим в школе с математикой, после цифр, которые привел начальник управления автодорог департамента городского хозяйства С. Р. Таций, станет все предельно ясно. Он рассказал, что выполненные волгоградским филиалом РосДорНИИ расчеты потребностей городских дорог в технике, финансировании на их содержание в подобающем виде показали в целом солидную сумму в 1 миллиард 100 миллионов рублей. Фактически же в городском бюджете на эти благие цели в 2009 году выделено 380 миллионов рублей, что позволяет содержать дороги на хилую «троечку». Да и эта сумма была сильно урезана. В результате расклад таков: 210 миллионов дорожники освоили, еще 130 «раскиданы» по грошику на все дороги во всех районах города. Можно смеяться или плакать, но на обслуживание и ремонт 1 кв. метра дороги выходит от 1,5 до 5 рублей. За эти деньги асфальт не удастся даже подмести, не то что отремонтировать по всем правилам. Не стоит строить иллюзий и на следующий год — на все про все выделено 265 миллионов рублей. Кризис, понимаете ли. Правда, по оценке экспертов, при таком раскладе содержать общегородские магистрали будет просто не на что.
— Из 1700 километров городских дорог 400 километров относятся к общегородским и 1300 — к районным, — подчеркнул С. Р. Таций, — в следующем году на их капитальный ремонт выделено 34 млн. рублей, но уже принято решение все их направить на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения — разметку, светофоры, турникеты, дорожные знаки
Что касается года текущего, то все деньги уже «съедены» — остался НЗ лишь на очистку и вывоз снега. Мало того, неисполненных предписаний контролирующих органов набралось уже на нехилую сумму в 500 тысяч рублей.
И как бы в довершение безрадостной картины зияют ямы разрытого ремонтниками асфальта. Ломать — не строить, уж кто-кто, а горожане это прекрасно знают. Многолетние завалы и котлованы не единожды становились причинами трагедий, когда людей либо засыпало землей, либо же они проваливались в ямы. С 2006 по 2009 год успешно «рыли землю» исчезнувшие с арены коммунальные опе¬раторы ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ». Они-то исчезли, а ямы остались, и немалые
до сих пор не восстановлено 3 тысячи кв. метров порушенного ими асфальта. Цена вопроса — около 3 млн. рублей. Еще такая же площадь разрушений создана водоканальщиками.
Конечно, работы ведутся, из тощего городского кошелька вытряхиваются последние копейки, на которые удалось провести ямочный ремонт площадью в 19 тысяч кв. метров, заделать трещины площадью 107 кв. метров, отремонтировать 100 дорожных колодцев и столько же решеток ливневой канализации.
Свою позицию высказали и представители администраций всех без исключения городских районов. Что северные, что южные, что центральные, что окраинные районы были единодушны: дороги нельзя тупо делить на городские и районные, их следует разделять по категориям. Так, представители Советского района поделились своей болью. Оказывается, дорога через Горную Поляну на Новый Рогачик оказалась чисто районной проблемой, хотя она связывает город с рядом южных районов. Между тем в Советском и без того хватает проблем—дороги на Новостройку, Горную Поляну крайне нуждаются хотя бы в отсыпке щебня — в грязь там не в состоянии пробраться машина «скорой помощи», но за три последних года на это не нашлось ни рубля. Хотя за этим стоят жизни и здоровье не одной сотни горожан.
Именно забота об обеспечении безопасности волгоградцев и вынудила депутатов достаточно резко отозваться о непонятной с точки зрения здравого смысла политике руководства города.
Отсутствуют четкое планирование и внятная позиция, которые заменяются устными рекомендациями мэра, — считает депутат Ф. Литвиненко. — Идут непонятные нам корректировки планов. От меня как депутата требуется лишь одно — нажать кнопку, принять закон. А остальное за меня, оказывается, откорректирует один человек. А если он безумный? Те факты, что прозвучали сегодня на заседании, — это еще укор и нам, депутатам. Снег уже на пороге, а мы
только что разрыли центральные магистрали, предварительно отчитавшись, что город готов к зиме. Все, что сейчас брошено разрытым, весной превратится в ямы с водой. Мы не должны закрывать глаза на эти факты. Мы не удосужились настоять на сокращении расходов на СМИ — это немалая сумма в 67 миллионов. В Красноармейском районе сейчас ни с того ни с сего идет вое становление антенн общего пользования, цена вопроса— 19,5 млн. рублей. Неужто нет более «горящих» проблем? И это опять происходит по воле одного человека. А сколько потрачено по мелочам?
...В этом депутатам еще предстоит разобраться. В числе предложений, сформулированных по итогам разговора, прозвучали и намерения разобраться с бюджетом, причинами секвестирования расходов на содержание дорог и дальнейшей судьбой высвободившихся средств. Также единодушно было принято намерение не допустить в преддверии зимы сокращение объемов финансирования, предусмотренного на содержание дорог.