Заведующая отделением Центрального родильного дома №2 Волгограда, депутат Гордумы Елена Вознесенская бьет в колокола: «Система муниципального заказа в Волгограде не эффективна, распоряжения мэра противоречат Федеральному закону, больницы ждут медикаментов по три месяца, – говорит она, обращаясь в самые высокие инстанции и к коллегам-депутатам. – Если дальше жить по этим правилам, - то нужно поменять Устав города и всю бюджетную систему Волгограда». Почему это произошло, кандидат медицинских наук Вознесенская рассказала корреспонденту ИА «Высота 102» Анне Пархоменко.
В: Но администрация города Волгограда именно этот проект по муниципальным закупкам позиционирует как экономию бюджетных средств и борьбу с коррупцией.
О: Знаете, ещё никогда сосредоточение в одних руках полномочий по расходу государственных средств не приводило к борьбе с коррупцией, а как раз наоборот. А что касается экономии, то у меня есть абсолютно точные сведения, что даже сейчас срок проведения закупок медикаментов, продуктов питания для лечебных учреждений путём торгов достигает 90 дней. Насколько вырастают за это время цены, я думаю, объяснять не надо. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что система здравоохранения работает без предоплаты. То есть, деньги лечебному учреждению поступают по факту пролеченных больных - за уже купленные для лечащихся медикаменты, питание и так далее.
Таким образом, поступившие средства должны быть потрачены немедленно на закупки товаров и услуг для людей, находящихся на лечении.
В сложившейся же ситуации, когда приходится ждать поставки товара 3 месяца, лечебное учреждение вынуждено держать на счету деньги для последующей оплаты будущих заключенных контрактов. Все это происходит на фоне нищенского финансирования здравоохранения, о котором известно всем. Пора, наконец, признать, что любое чрезмерное администрирование - всегда приводит к утрате таких качеств дела, как оперативность, инициативность и, главное, персональная ответственность.
Поясню: в администрации города Волгограда существует Контрольно-Счётная палата, Комитет финансового контроля, Контрольно-ревизионное управление, и у власти нет никаких проблем проверить любого получателя бюджетных средств на предмет правильности их расходов. Проверяйте, и если есть нарушения, наказывайте!
В: Вы обмолвились, что процедура закупки лекарств, продуктов питания для лечебных учреждений порой растягивается на месяцы. Как больница может осуществлять свою деятельность без медикаментов и продуктов питания. Чем лечить и кормить больных?
О: Вы знаете, я порой удивляюсь находчивости главных врачей МУЗов. Возможно, это качество выработано у нас всех благодаря нашей общей непростой истории страны. Согласно Закону главный врач несёт прямую уголовную ответственность за неоказание медицинской помощи, наверное, поэтому главные врачи расценивают невозможность своевременных закупок, как обстоятельство непреодолимой силы, а при наличии таких обстоятельств законом допускается срочная закупка у единственного источника.
В: Вообще-то, мне казалось, что задача любой власти не создавать чрезвычайные ситуации, а как раз наоборот, не допускать их.
О: Я тоже так считаю. Изучая этот вопрос, я зашла на официальный сайт муниципального заказа администрации города Волгограда www.zakaz.volgadmin.ru , предназначенный для размещения извещений о закупках, увиденное меня неприятно удивило. Так, начало проведения аукционов на закупки продуктов питания, расходных материалов (шприцы, перчатки, бинты) на 3-й квартал для крупнейшего стационара города - 1000-коечной больницы скорой медицинской помощи № 25 - намечено на 1 июля 2009 года, то есть на начало 3-го квартала. Тогда как, по моему твёрдому убеждению, 1 июля 2009 года должна быть уже осуществлена поставка всего необходимого. Кстати, извещение об аукционе на закупку лекарств для Больницы Скорой Медицинской помощи на 3-й квартал я так и не нашла. Что всё это значит? А это значит, что 1 июля 2009 года у больницы скорой медицинской помощи снова возникнут обстоятельства непреодолимой силы из-за отсутствия продуктов питания и медикаментов. А, значит, снова пойдут закупки, связанные с чрезвычайной ситуацией.
Действительно, не останавливать же больницу или, того хуже, не доводить же до беды отсутствием лекарств. Кстати, в предложенной администрацией проект «О размещении процедуры заказа» снова отсутствуют какие-либо максимальные сроки проведения процедуры закупки, как, впрочем, и отсутствует ответственность за последствия затягивания этих процедур. Шприцы и медикаменты, продукты питания, бинты и т.д. больницы будут ожидать месяцами.
В: Насколько я понимаю, в Федеральном законе от 21.07. 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрена возможность закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд способом запроса котировок цен на сумму до 500 000 рублей. Может, главным врачам и другим заказчикам нужно идти этим путём?
О: Они бы и пошли, если бы та самая система «АЦК-Госзаказ», предназначенная для размещения извещений о закупках, не была бы заблокирована для муниципальных заказчиков, как по процедуре размещения извещений о конкурсах и аукционах, так и по процедуре размещения извещений о запросах котировок цен на 500 000 рублей.
В: Почему это происходит? Вы можете объяснить?
О: Для того чтобы полноценно ответить на этот вопрос, необходимо подробно объяснить всю систему закупок для муниципальных нужд, сложившуюся в городе Волгограде. В рамках нашей беседы это просто невозможно. Скажу кратко: в своё время администрация города Волгограда своей властью лишила права закупок всех муниципальных заказчиков, сосредоточив эти закупки по конкурсам и аукционам в комитете муниципального заказа, а по закупкам способом запроса котировок цен - в Комитетах и Департаментах администрации города. К чему это привело, мы видим. Насколько мне известно, прокуратурой города Волгограда вынесено предписание об отмене правовых актов администрации города Волгограда, послуживших причиной создания такой системы закупок. Мне думается ,поэтому и возникла необходимость «узаконить» эту систему, проведя предложенным проектом через Волгоградскую городскую Думу.
В.: ИА «Высота 102» отслеживает происходящее в системе госзакупок Волгограда, и к этой теме мы обращались не раз. В частности, в статье «Когда говорят деньги, МУЗы молчат», мы отмечали, что в погоне за полным контролем всех финансовых средств, касающихся здравоохранения, глава администрации города Волгограда издал «знаменитое» январское распоряжение №147, по которому процедура закупок на средства фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) была отнята у больниц и передана в комитет муниципального заказа. Как вы прокомментируете это?
О.: Получилась, мягко сказать, странная вещь. После проведения процедуры закупки Комитетом муниципального заказа администрации города на деньги ТФОМСа больницы заключают муниципальные контракты, то есть, контракты от лица муниципального образования город Волгоград. Это значит, что ответственность по обязательствам контракта возлагается на бюджет города, а в бюджетной росписи Волгограда этих закупок не предусмотрено. Мало того, это противоречит Уставу города-героя Волгоград, гл.4, ст.54, п.2, согласно которой муниципальный заказ оплачивается только из муниципального бюджета. Очевидно, в ближайшее время, в связи с вышеизложенным, нам придется менять не только Устав города, но и всю бюджетную систему Волгограда. Но вот как это сделать? Как обойти Бюджетный Кодекс, ст. ст.72,15? Надеюсь получить ответы на эти вопросы в ближайшее время.
В.: Правильно ли я вас поняла, что муниципальные контракты заключаются под деньги ФОМСа, выплачиваемые больницам страховыми компаниями, а ответственность, в случае их неуплаты поставщику товаров, работ, услуг может лечь на бюджет города?
О.: Да.
В: Мне кажется, здесь уже действительно должна вмешаться прокуратура. А кто вообще контролирует процесс размещения закупок в администрации города?
О: Вы, наверное, сильно удивитесь. Никто. Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07. 2005 года 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", начиная с 2007 года, в муниципалитете города Волгограда должен находиться уполномоченный орган по контролю за размещением заказа. Так вот, такой орган у нас так и не появился. Мало того, в обсуждаемом проекте, представленном администрацией города, такой орган снова не предусмотрен. Надо ли объяснять, с чем это связано?
В: Сейчас всё принято оценивать в деньгах. Вы можете сказать, какова «стоимость» обсуждаемого проекта о муниципальном заказе.
О: Да. Это почти вся расходная часть бюджета города Волгограда. Миллиарды рублей.
В: А как настроен депутатский корпус? В конечном итоге именно ему решать судьбу этого проекта.
О: Я думаю, что все депутаты понимают цену вопроса, и у меня нет ни малейшего сомнения, что мои коллеги примут взвешенное, разумное и законное решение,
так как в большинстве своем являются людьми самостоятельными и неподкупными. Иначе для чего нас избирали люди, для чего доверились нам?
В: Если администрация города продвигает именно этот проект, и за него разгорелась борьба, очевидно, что будет включен весь административный ресурс?
О: Я не верю, что глава администрации города Волгограда будет давить на депутатов и склонять к принятию противоправных решений, если вы об этом.
В: Не совсем. Глава города Волгограда является руководителем региональной общественной приёмной партии «Единая Россия», и также заместителем лидера регионального отделения партии «Единая Россия». А большинство депутатов Волгоградской городской Думы являются членами этой партии. И партийный рычаг у мэра есть. Неужели вы думаете, что он не сможет им воспользоваться?
О: Это очень важные посты, и я рада, что они доверены мэру именно нашего города. Но как мне представляется, они не будут использоваться не по назначению. В конце концов, у нас всех есть широкое поле деятельности. Есть президент Дмитрий Медведев, провозгласивший борьбу с коррупцией, есть партия «Единая Россия», которая эту борьбу поддержала, есть региональный лидер партии «Единая Россия» Владимир Кабанов, проявивший себя, как мне показалось, очень продуктивной и неординарной личностью. Так что, при широком обсуждении этого вопроса, я думаю, наши лидеры не должны оставаться в стороне.