Или «Бродит в городе «зараза» муниципального заказа»
Но проанализировать ситуацию в целом нам не удавалось из-за закрытости информации. Тем более, что сами главные врачи МУЗов на публику эти проблемы выносить не хотят – себе дороже. И все-таки мы задались целью разобраться: где же происходит тот сбой в цепочке бюджет-деньги-муниципальный заказ-поставщик-получатель-горожанин?
Иными словами, мы попытались понять, насколько эффективно расходуются деньги, выделяемые на здравоохранение Волгограда, и каким образом муниципальные учреждения здравоохранения имеют возможность ими пользоваться.
Вот, что из этого получилось.
Помните знаменитую фразу: "Кролик - это не только ценный мех, но и…". Так вот, эта фраза в полной мере касается муниципальных закупок, а точнее, пресловутого муниципального заказа. Так как муниципальный заказ - это не только выделение бюджетных средств на закупки для муниципальных нужд, но и возможность распределения этих средств через КОНКРЕТНОГО поставщика. И, как не сложно догадаться, последнее особенно важно.
ИА «Высота 102» уже сообщало, что мэрия Волгограда, пользуясь не совершенством законодательства, выпустила в свет постановление № 2770, которое лишило права муниципальные учреждения здравоохранения (МУЗ) выступать заказчиками, то есть самостоятельно проводить процедуры закупок не только по средствам бюджета, а также и по доходам, полученным в результате коммерческой деятельности самих медучреждений. Последний факт вызвал всеобщее недоумение юристов и руководителей МУЗов, так как противоречил не только уставам МУЗ, но и Гражданскому Кодексу РФ в ч. 2 ст. 298. Если следовать логике администрации города, постановление можно сравнить с тем, что, к примеру, гражданин распределяет семейный бюджет, но к нему приходит управдом и говорит, что только он вправе распоряжаться деньгами, заработанными гражданином и только он будет указывать, что конкретно и где гражданин должен покупать для своей семьи. Результатом такого прогрессивного решения явился элементарный товарный затор, лишивший медучреждения оперативной работы. Деньги были, но купить на них необходимое самим МУЗам было невозможно. Все закупки проводила сама администрация Волгограда. В результате товары, работы, услуги, необходимые МУЗам еще весной, были получены ими осенью. А о качестве и ассортименте полученного --говорить излишне.
В конце декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон №308, который наконец-то четко определил перечень государственных и муниципальных заказчиков, а также исключил возможность местных администраций наделять или лишать права муниципальные учреждения быть заказчиками, законодательно наделив последних правом самостоятельных закупок.
И хотя это условие вступает в силу с 1 марта 2009 года, больницы и поликлиники вздохнули с облегчением. Но надежда жила не долго! Так как на смену прежнему, проявился новый виток «административной жадности» местных градоначальников.
Как говорил известный персонаж фильма «Тени исчезают в полдень» Илья Юргин по кличке «Купи-продай», «Обрадовалась было телочка, когда хозяин в хлев зашел, да поздно было!».
27 января 2009 года мэр Волгограда Роман Гребенников издает новое постановление за номером 147 «Об организации размещения заказов МУЗ на средства государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и федерального фонда социального страхования (ФСС)». Подумаешь, скажет читатель, мэр снова воспользовался правом наделять муниципальные учреждения быть заказчиками, хоть и заканчивается у него это право законодательно с 1 марта 2009 года. Ну и что?
Но не все, как оказалось, просто. Согласно этому постановлению, Департаменту здравоохранение Волгограда дано право «осуществлять организационно-методическое руководство в области размещения заказов по закупкам товаров, работ, услуг за счет средств ФОМС и ФСС». Другими словами, Департамент здравоохранения получил право прямого вмешательства в систему закупок любого лечебного учреждения теперь уже не только по средствам бюджета и по средствам, заработанными самими МУЗами, но и по средствам страховых кампаний, оплачивающих наше с вами лечение. Колоссальные преференции!
К слову сказать, что средства ФОМС, получаемые больницами и поликлиниками от страховых компаний, являются всегда средствами за уже оказанное лечение больного, и никакой предоплаты в этой системе нет! То есть, медучреждение заведомо знает, что было использовано для конкретного больного, и что необходимо провести через закупки. Короче говоря, это ЕГО и только ЕГО хозяйственная деятельность.
Возникает вопрос: какое отношение имеет Департамент здравоохранения Волгограда к средствам, заработанным другим хозяйствующим субъектом, пусть даже муниципальным, ему подотчетным? И уж тем более к организации закупок за счет этих средств. Абсолютно никакого.
Но идем далее. 3 февраля 2009 года Департамент здравоохранения издает приказ № 97, который прописывает в жутких подробностях порядок подачи заявок на закупку товаров, работ, услуг в Департамент здравоохранения МУЗами за счет средств, о которых мы говорили выше. То есть средств, полученных за лечение больных от ФОМСА.
Даже при самом поверхностном изучении этого приказа мы все же наблюдаем гениальность бюрократической мысли. Вот лишь некоторые перлы этого шедевра: "Заявка на закупку товаров, работ, услуг подается в Департамент здравоохранения по предварительной договоренности со специалистами фармотдела, отдела бухгалтерии, статистики и организации муниципального заказа. Департамент в течение 5 дней решает принять или не принять заявку МУЗа на закупку необходимых ему товаров. Принятая заявка визируется специалистами, согласовывается руководителем департамента и (о, ужас!) отправляется заместителю главы Волгограда на согласование»! Согласованная с заместителем главы города (Бирюковым) заявка сдается в Комитет муниципального заказа, в отдел маркетинга для начала процедуры закупки и т.д. и т.п.
В итоге процедура закупки до получения товара длится по конкурсу или аукциону, на деле не менее ДВУХ МЕСЯЦЕВ!
Вообще, забавный получился документ для прокуратуры, так как в нем усматривается прямое препятствование в расходовании собственных средств хозяйствующего субъекта, если не хуже. Но об этом судить не нам, а прокуратуре. Действительно, чем можно объяснить подобные действия администрации города? Наверное, благой идеей экономии. Или же борьбой с коррупцией. Но какая может быть экономия, если процедура закупок препаратов, марли, бинтов, продуктов питания растягивается на месяцы. За 1,5 месяца этого года лекарства подорожали на 20-30%, продукты на 8% и т.д. А значит, наше муниципальное здравоохранение с еще большим отчаянием начнет нам объяснять, что нет лекарств, что нет бинтов, марли, продуктов, нет, нет и нет. Так ради чего такое чрезмерное, прямо-таки глумливое администрирование? И тень какой выгоды за всем этим маячит? О КАКОЙ БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ? Но пусть даже и борьба с коррупцией. Но тогда уж как-то однобоко она проводится в мэрии. Ведь известно, что главное оружие с коррупцией это гласность и прозрачность. Увы. Никто не вспомнит, когда и где последний раз докладывалось Департаментом здравоохранения администрации Волгограда о выполнении бюджета за 2008 год. Когда проводилась последняя проверка Контрольно-счетной палатой этого департамента и где были озвучены итоги этой проверки? Когда деятельность департамента и исполнение им бюджета проверял комитет финансового контроля все той же администрации города? Надеемся, депутаты хотя бы на часть этих вопросов смогут получить ответы.