Аналитика
10.02.2017 18:42
0
10.02.2017 18:42
«При рассмотрении уголовных дел возникает как у судей, так и у прокуроров ряд проблем», - с этого начал сегодня свое выступление прокурор Волгоградской области Максим Ершов на региональном совещании федеральных и мировых судей. Как передает ИА «Высота 102», глава надзорного ведомства решил высказаться в адрес судей — как поблагодарить их за работу в 2016 году, так и выразить ряд претензий.
«Несмотря на то, что количество оправданных лиц сократилось в 2016 году на четверть, начало этого года не позволяет прийти к однозначному выводу о снижении этого показателя», - сказал он. Так, по его словам, часть оправдательных судебных актов действительно связана с низким качеством предварительного расследования и недоработкой прокуроров, и каждый факт разбирается отдельно, но не со всеми постановлениями можно согласиться, считает Максим Ершов. В частности, вышестоящие инстанции по инициативе прокуроров отменили в прошлом году 7 оправдательных приговоров и порядка 30 судебных актов, по которым дела возвращались на доследование обвинителю. В результате ущемлялись права потерпевших, а фигуранты дел уклонялись от ответственности. Например, с января по июнь прошлого года Ворошиловский райсуд рассматривал дело Ключевского, Конкина и Харченко, которые обвинялись в хищении средств материнского капитала на 1,5 млн рублей. Дело вернули прокурору, что обслуд признал незаконным, однако уже в ноябре по делу подошел срок давности, и подсудимых освободили от наказания, причем ущерб от преступления возмещен не был.
«К сожалению, отмечаются такие решения и в апелляционной инстанции, поэтому приходится обращаться за правосудием в президиум», - пояснил прокурор Волгоградской области.
Максим Ершов подчеркнул, что волокита и несоблюдение разумных сроков рассмотрения в судах Волгоградской области присутствует. Так, существенные затраты государство несет в том, чтобы прокуроры вовлеклись в сложный механизм пересмотра судебных решений, как в порядке ст. 237 УПК РФ, так и реабилитирующих постановлений. Особую значимость имеют решения по мерам пресечения, сообщил он. В 2016 году по инициативе прокуроров пересмотрено более 20 таких актов. Например, Краснооктябрьский районный суд отпустил обвиняемого в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть человека, и только в апелляции он был взят под стражу.
Есть вопросы по исполнению решений и приговоров, сказал Ершов. К сожалению, отметил он, по этим вопросам мы не всегда находим поддержку у судей. Так, в Дзержинском районе осужденный за убийство освобожден от дальнейшего отбывания наказания по болезни на 9,5 лет, несмотря на несоответствия в медицинских документах. Кроме того, Верховным судом предусмотрен вывоз из колонии в суд осужденных для рассмотрения дел об УДО, но вместе с тем для оптимизации привлекаемых ресурсов Максим Ершов предложил использовать старую практику — непосредственное проведение заседаний в колонии, сократив время доставки осужденного через СИЗО, и заслушивание нескольких материалов в один день, а не по одному каждый день.
Сделаем отступление и добавим, что сегодня на похожий вопрос корреспондентов ИА «Высота 102» — о взаимодействии ФСИН и судов — отвечал председатель облсуда Николай Подкопаев. Многие секретари, помощники судей общей юрисдикции жалуются на то, что вместо основной работы им приходится за свой счет на весь день уезжать в следственные изоляторы, везти материалы подследственным для ознакомления. На это председатель регионального суда заметил, что единственного решения в этой ситуации нет, в каждом случае председатель районного суда сам принимает таковое — привозить из СИЗО обвиняемых или направлять к ним секретарей.
Также сегодня Максим Ершов отметил, что не всегда прослеживается единообразие принимаемых актов в районных судах, затронув тему так называемого прецедентного право. Например, в облсуде прокурор просил снизить наказание беременной осужденной, но в качестве смягчающего обстоятельства коллегия это не учла. И наоборот, изменен приговор Среднеахтубинского райсуда в пользу осужденного за аналогичное преступление: мужчина по видеоконференцсвязи заявил о своей болезни сердца, что было признано смягчающим обстоятельствам без ссылки на медицинские документы. Подобное неоднозначное толкование закона приносит дополнительные сложности в непростую правоприменительную деятельность, считает Ершов.
«Но тем не менее, представляя на правовом поле разные структуры, мы добиваемся совместно укрепления законности на территории региона», - заключил глава областной прокуратуры.