Говоря о ксенофобии и политической нестабильности в России, можно плавно перейти к действиям по свержению существующего режима.
Долгий процесс, не спорим. Необходимый? Ну, не всегда. Например, во Фролово несколько дней две сотни жителей стоят перед мэрией и требуют отставки главы города Василия Данкова. Когда-то, лет десять назад, Данков, будучи казачьим атаманом и критикуя действующего мэра, тоже собирал протестные массы.
Изменилась ситуация, не изменилась суть – народ (часть его) недоволен, поэтому главу долой! Но, если «долой!», то изменится хоть что-нибудь? Сомневаемся. Просто, потому что «контроль над властью» и «площадной бунт» не всегда одно и то же, хотя конечно, ежели народ так проявляет свое недовольство, то это несомненное завоевания новой русской демократии. Если так ее, конечно, можно назвать.
Но, именно в глубинке, вопросы, связанные с производством продовольствия и ценообразования на него, сейчас является едва ли не ключевыми. А ведь уроки французской Революции гласят – не накормишь народ, пойдешь на помост к господину Гильотену – отсекать лишнее. Не тогда ли Мария Антуанетта брякнула толпе: «Нет хлеба, пусть едят пирожные!» и сразу же стала на голову короче…
При этом, у нас ситуация даже обратная – могли бы производить, да цены реальной не получаем. Но мировой рынок диктует! И вместо отечественного мяса, закупается импортное, как будто из Аргентины везти дешевле, чем из того же Фролово.
Однако, кредит доверия, на то и кредит, что он имеет срок, и отдавать его придется с процентами.
Между тем, именно состояние международного рынка сейчас определяет некую нервозность в развитии отношений ведущих стран мира. Хотя, казалось бы, ну какая жителям Волгоградской области разница, как там Буш поговорил с Саакашвили или Путин с Ангелой Меркеле. Зачем закрыли «отделения «Британского Совета» или не впустили в Россию «польских общественных деятелей»? И кто это свяжет с какой-нибудь студенческой акцией протеста против смены руководителя в одном из волгоградских ВУЗов или каким-нибудь семинаром с невинным названием «Эффективность использования различных механизмов защиты прав человека»?
Вы удивитесь, но иногда полезно смотреть новости даже по Первому каналу. И некоторые закономерности в различных событиях вне и внутри России очень даже прослеживаются.
Отслеживая политическую активность в волгоградском регионе, не всегда придаешь значение событиям, казалось бы, второстепенным. На первых ролях у нас, конечно же, губернатор и мэр, которые занимают первые рейтинги в информационных сообщениях. Вслед за политическим тяжеловесами идут коммунисты, которые рычаги хоть и растеряли, но продолжают активно влиять на часть протестного электората. И где-то в конце списка всех опросов, стоят молодежные организации, причем как радикального толка, так и общественные структуры, финансируемые различными американскими фондами.
Однако, рейтинги вещь лукавая, и самый непритязательный персонаж, при ближайшем рассмотрении, может оказаться куда более достоянным внимания.
Приведем пример. На фоне коррупционных скандалов в судебной и правоохранительной системе региона, как-то затерялись маленькие сообщения сайта V1.ru о весьма скромных мероприятиях, проводимых общественных организаций-близнецов «Голос» и «Граждане».
Может потому, что темы этих мероприятий были несколько размытыми по существу, а может потому что сами организации их не больно-то афишировали, прошли они без помпы и столпотворений, а посему мы вынуждены сделать им некоторое паблисити. Поскольку уже занимались изучение деятельности данной структуры.
Чем же таким интересным занимались активисты «Голоса», коль стоит обратить на них внимание? Нет, они не организовывали митинги в защиту сельхозпроизводителей или обманутых вкладчиков. Их темы глобальнее.
Так, на одном из семинаров в марте сего года, прошли дебаты о проявлениях ксенофобии в Волгограде и области. Докладчиками были представители волгоградского Еврейского центра, которые и открыли глаза собравшимся, заявив, что евреев в Волгограде очень сильно не любят. Правда дискуссия продолжалась недолго, так как представители других народов, права которых подвергаются нарушениям, ее не поддержали. Но все-таки, проблему ксенофобии – обозначили. Причем обозначили довольно округло, не решив, собственно, что с ней делать.
Получилось как с нищим в электричке – и смотреть ему в глаза неловко, и давать денег на пропой не хочется.
Выяснилась правда, пикантная подробность. «Голос» недавно принимал у себя не семинарах гостей из Львова – организации «Товарищество Льва». Те правда не говорили о проблемах расовой и иной ненависти, а больше упирали на революционные процессы, но рассказали и о том, как ухаживать за кладбищем на котором похоронены эсесовцы. Чтобы не быть голословными, процитируем сайт НПО Ньюс, на котором собраны все сведения о деятельности неправительственных организаций в России. www.nponews.ru
Задачи «Голоса» и «Граждан» озвучивались не раз и наш сайт (НПО Ньюс – прим. Ред.) уже публиковал отчет о деятельности данных организации в материале «НПО – Неправительственная пиратская организация». Кстати, в настоящее время бывший руководитель фонда «Граждане» - Анна Зеленцова, определяет политику британской неправительственной организации «Международный форум лидеров бизнеса принца Уэльского», известной навязчивой идеей лоббирования принятия Госдумой РФ никчемных, но обременительных для бюджета законов.
Формально «Голос» поставил своей целью осуществлять долгосрочное наблюдение за выборами в Волгоградском регионе в том числе.
На деле, никаких ресурсов для наблюдения за выборами у «Голоса» и «Граждан» - нет. И это признают заказчики информационного продукта, который поставляет «Голос», а конкретно координатор этих организаций Ольга Ополонская.
Качество организационного уровня подготовки и проведения мероприятий «Голоса» эксперты «Национального демократического института» США (далее НДИ – непосредственные заказчики информации) признали низким, но, тем не менее, поинтересовались о финансовых проблемах организации.
Что хотели в НДИ от «Голоса» и подобных региональных организаций в России.
Отчет долгосрочного наблюдения за выборами.
Базу данных о политических, властных структурах, поименном составе избирательных комиссий, правоохранительных органах, журналистах, выгодно освещающих мероприятия Ассоциации.
Взаимодействие с Интернет-изданиями, как ресурса по быстрому распространению информации о мероприятиях Ассоциации (какие это мероприятия – расскажем ниже).
Информацию о нарушениях в период избирательной кампании, которую предполагается использовать в качестве давления на органы власти.
Примечательно, что «Руководство для досрочного наблюдения» представляет собой перевод с сербского материалов, использовавшихся в период организации и осуществления массовых протестных акций, направленных на смену режима Слободана Милошевича – президента Югославии в конце 90-х. Разумеется. В этих материалах есть полный набор средств по смене правящего режима в любой стране. Как это согласуется с наблюдательными функциями «Голоса» - неясно.
Любопытен и такой факт, «Голос», не обладая подготовленными кадрами для осуществления наблюдательских функций, планировал привлечь для участия в качестве наблюдателей на выборах волонтеров из студентов и представить в качестве наблюдателей в избиркомы неких внештатных журналистов из неизвестной газеты «Гражданский Голос». Зная трепетное отношение чиновников к прессе, этот вариант мог бы быть удачным, но не стал.
Вообще, если закруглить участие «Голоса» в избирательном процессе волгоградского региона можно было бы отметить несколько вялых акций с раздачей листовок и календарей, и неубедительную попытку представить в СМИ информацию о том, что наблюдатели «Голоса» были изгнаны из некой территориальной избирательной комиссии (из какой, разумеется, не указывается).
Понимая, что задачи перед «Голосом» ставятся архисложные и революционные в прямом смысле слова, а ресурс у организации нулевой, в качестве тренеров для оказания практического опыта в Волгоград с завидной периодичностью стали приезжать специалисты радикальных организаций.
Так, например, при финансировании польского «Фонда развития местной демократии» в Волгоград приезжали активисты львовской неправительственной организации «Товарищество Льва» Игорь Бущак и Андрей Крупяк. С которыми Ополонская провела ряд встреч для студентов и членов «НПО «Граждане» и «Голос». В «наблюдении за выборами» у «Товарищества Льва» имеется большой опыт. Организация была создана в 1987 году для, цитируем: «демонтажа существующей государственной системы и построения нового украинского государства при активном участии молодежи». Специалисты по вовлечению молодежи для совершения государственных переворотов могли многое поведать волгоградским волонтерам. В том числе и о том, как ее активисты ухаживают за кладбищем во Львове, где похоронены военнослужащие дивизии СС «Галичина». Бущак неоднократно подчеркивал принадлежность «Товарищества» к организации украинских националистов и положительно оценивали опыт УНА-УНСО и лично Степана Бандеры, занимавшихся подрывной деятельностью на территории СССР в 40-50-х годах.
В семинаре, который провели активисты «Товарищества Льва», принимали участие студенты волгоградских вузов и приезжие волонтеры из соседних областей. Стоит отметить, что данное мероприятие было профинансировано, в том числе, и Фондом «Образование для демократии» (Польша).
Здесь стоит особо отметить участие в «демократическом процессе» России польских Фондов. Дело в том, что Польша, имея богатый опыт таких радикальных организаций, как «Солидарность», вступила на тернистый «просветительский путь». Экспорт революций видимо так увлек поляков, что они даже не стараются прикрыть это удобоваримыми образовательными программами. Так, например, Фонд имени Стефана Батория имеет главную задачу «рассчитаться с историей» - создание так называемого «Третьего сектора» - неправительственных организаций, оказывающих влияющих на все структуры власти.
Интересно, но, несмотря на скромный польский бюджет, страна заявляет о системном финансировании демократических программ за рубежом, в том числе и России, от которой зависит по всем сырьевым и торговым показателям. Нам кажется, что источники финансирования демократических фондов Польши заложены не в самой стране, а при участии Государственного департамента США. Во всяком случае, все программ обучения тренеров для создания сети активистских организаций в Восточной Европе, России, Закавказье и Средней Азии софинансируются американскими фондами и организациями.
Но было бы нелепо полагать, что польско-украинские активисты были единственной надеждой для спасения России от тоталитаризма. Сеть созданных некогда организаций в Российской Федерации продолжает получать целевые гранты для организации, в том числе, протестных мероприятий, и как следствие – оказания давления на органы местной власти и Правительственных структур.
На одном из тренингов в Волгограде, президент «Молодежного правозащитного движения» рассказал, что создание коалиции радикальных политических общественных организаций, является главной задачей. Коалиция создана, действует. Только вот регионы не очень то об этом знают, а посему не уверенно себя чувствуют – таков был вывод из выступления Юрова. Вообще, главным посланием месседжем радикальных активистов стала, как ни странно, банальная мысль – проводя любую акцию нужно достигать конфликтного результата. «Если никого не задержали и не доставили в милицию – значит акция не удалась», - поделился своими соображениями о политической борьбе лидер анархо-экологического сопротивления из Перми. Не пояснив, правда, как это вяжется с процедурой наблюдения за выборным процессом».
Как их получить? Об этом поговорим в следующий раз.