Корреспондент «Известий» анализирует итоги первого года работы Марины Афанасьевой на посту мэра Волжского
Год назад у волжан началась новая эпоха: прошли выборы на пост мэра, и победу в них одержала Марина Афанасьева. Женщина… да еще и не из партии власти. На некоторое время в городе, казалось, воцарилась атмосфера сомнений и непонимания: как смогла она обойти такого уверенного в своем превосходстве предшественника Воронина. Ступор сменился активным обсуждением. Каких только точек зрения тогда ни звучало: мол, не женское это дело, ее «съедят» недоброжелатели или того хуже, свои, не справится Марина Робертовна, да и вообще, что она, бывшая учительница физкультуры, понимает в политике?!
Мнимое банкротство
Действительно, в политике в смысле интриг Афанасьева, экс-депутат с многолетним стажем, ничего не понимает. Не ввязывается она в эти игры, предпочитая просто промолчать. И в ее случае молчание – вовсе не знак согласия со всем, что о ней говорят. Взять, к примеру, недавний митинг у здания волжской администрации, во время которого собравшихся агитировали за отставку мэра. Якобы за год ее правления у города возникли огромные долги, тарифы на ЖКХ взлетели вверх, и прочее, и прочее. Но давайте для начала вспомним, кем был организован этот митинг – местными «единороссами». Присутствовали нынешний спикер областного парламента «единоросс» Владимир Ефимов и его коллега по партии депутат Волжской городской думы Татьяна Бухтина. И время для митинга было выбрано удачное: аккурат перед муниципальными выборами, накануне единого дня голосования. Высказанные на мероприятии протесты – дилетантские выпады. Тарифы, к примеру, регулирует не Афанасьева и не ее подчиненные, а областное управление по региональным тарифам. А обвинение мэра в финансировании предвыборных кампаний «справороссов» в других регионах кажутся совсем уж экзотикой.
Такие «инсайдерские», как их называют политологи, наезды обычно организовываются против врагов. Возникает резонный вопрос: неужели спикер областного парламента считает руководителя муниципалитета своим врагом? К слову, если бы Афанасьевой было выгодно организовать ответный митинг, вряд ли бы она стала пустословить о тех же тарифах, скажем, или о других проблемах. Интересно, как бы тогда организаторы и участники митинга у волжской администрации отчитались перед вышестоящим московским руководством.
Отдельно хотелось бы вспомнить довольно странную ситуацию с банкротством городского бюджета. Региональные власти публично объявили, что Волжский, второй по величине и значимости город Волгоградской области, находится на грани банкротства. В связи с чем в городе-спутнике может быть введено внешнее финансовое управление. Заявление региональных властей сразу вызвало много вопросов, ведь Волжский, в отличие от многих других муниципальных образований региона, успешно собирает доходную часть бюджета и является городом-донором. При этом непосредственно на сам город из собранных муниципалитетом доходов остается совсем немного. Львиная доля средств уходит в федеральный и областной бюджеты. Например, в 2009 году из 8 миллиардов 363 миллионов рублей доходов Волжскому было оставлено только 2 миллиарда 216 миллионов. И долги действительно есть, на сегодня их сумма около миллиарда рублей. Но что это за долги? Региональные власти знали о них и раньше, ведь накапливались они год за годом в течение нескольких лет, еще при прежнем мэре. Да и вообще непонятно, чего в этой ситуации с заявлением о банкротстве было больше -- экономики или все же политики. Так, на 1 января 2008 года банковских долгов на мэрии «висело» порядка 220 миллионов рублей, на начало прошлого года – около 480 миллионов, а на 1 января этого года, когда Афанасьева только приступила к исполнению обязанностей главы администрации, город банкам уже был должен 720 миллионов рублей. И кредиторская задолженность новому мэру города-спутника досталась по наследству немалая – около 260 миллионов рублей. Вместо реальной помощи городу-донору областные власти предложили администрации Волжского «оптимизировать» расходы. Точнее, сократить некоторые статьи городского бюджета: отменить бесплатное питание школьников с 1 по 11 классы, сократить расходы на оплату труда бюджетников, убрать из школ сотрудников милиции, обеспечивающих безопасность детей, отменить получение мамами бесплатного детского питания на молочных кухнях. То есть, по сути, Афанасьева перед региональными властями провинилась тем, что не пошла на такие антисоциальные меры. Реализация социальной политики для Афанасьевой – одна из важнейших задач. Город продолжает участвовать в приоритетных национальных проектах и федеральных программах, более того, имеет собственную муниципальную программу социальной поддержки населения. Кроме того, по словам заместителя главы администрации Волжского Леонида Пикмана, в «оптимизации» вообще нет никакой необходимости. «Процесс погашения всех долгов идет своим чередом. Нет ни рубля просрочки ни по кредитам, ни по другим долгам, среди которых заработная плата и плата за энергоресурсы. В некоторых СМИ вышла информация о том, что за последние 2 месяца город «набрал» кредитов, и долг от этого увеличился. Должен отметить, что полученные кредиты были взяты для погашения более ранних кредитов, то есть сумма долгов не возросла. Кроме того, стоит уделить внимание тому, почему вообще возникли долги. Дело в том, что в последние годы Волжский вел интенсивную инвестиционную политику. На условиях софинансирования были возведены объекты социальной сферы и жилье. Чтобы получить федеральные и областные деньги, в городском бюджете необходимо было предусмотреть определенный процент от общей суммы, не сокращая при этом другие статьи расходов казны. Самостоятельно бюджет не справился бы, пришлось прибегнуть к кредитованию».
Жара и камень
Помимо пустозвонства и нагнетания паники за год и сама Афанасьева, и ее команда, и все городские жители столкнулись со многими реальными проблемами. Вспомнить хотя бы засушливое лето. Жара выше 40 градусов, потрескавшаяся земля, умирающая зелень. Устранение техногенной аварии, в результате которой почти весь город оказался обесточен, стало наглядным примером того, что между различными структурами администрации есть четко отлаженное взаимодействие. Благодаря этому последствия аварии были ликвидированы буквально за несколько часов. Тяжелые погодные условия требовали особой слаженной работы не только властей, но и подрядчиков. К сожалению, некоторые компании, с которыми были заключены муниципальные контракты на полив зеленых насаждений, к своей работе отнеслись спустя рукава. Где-то фонтаны из труб били прямо на пешеходные дорожки, а траве, кустарникам и деревьям доставались лишь жалкие капли живительной влаги, где-то и вовсе поливали через раз… Представителям таких организаций писали письма с требованием устранить нарушения, вызывали их на ковер, проводя еженедельные объезды по городу. Должного эффекта меры не возымели, поэтому на одном из аппаратных совещаний было принято решение подать заявление в суд для расторжения контрактов. Здесь город выиграл дважды: во-первых, ушли безответственные подрядчики, по вине которых погибло не одно дерево, а во-вторых, те, кто следующим летом будет обеспечивать водой зеленые насаждения, уже не позволят себе отлынивать от работы, получив муниципальные деньги. Ведь ясно, что выпрашивать исполнения договорных обязательств власти не будут. Либо делай на 100 процентов, либо уходи.
Есть и такие, кто с удовольствием бы ушел. Но мэрия не отпускает, требуя устранения недоделок. К примеру, печально известное в Волжском ЗАО «Волга». Эта компания выступала генподрядчиком в завершении строительства дома по адресу: проспект Ленина, 110. Здание начали возводить еще 15 лет назад, но в какой-то момент работы были «заморожены» на долгие годы. Строительство все же было завершено в 2007 году, и дом выделили для переселения людей из аварийного жилья острова Зеленый. Однако после заселения квартир на стенах появилась плесень. Такие последствия – результат халатности подрядчиков, которые не стали «размениваться на мелочи» вроде правильной установки вентиляции. Два года жильцы «плесневелого» дома писали письма в различные инстанции и правоохранительные органы, но ситуация не менялась. С мертвой точки дело сдвинулось только в этом году. Марина Афанасьева дала распоряжение разобраться во всех тонкостях сложившейся ситуации, сама неоднократно проводила совещания прямо во дворе злополучного дома. Средства на решение проблемы были выделены из городского и областного бюджетов. Квартиры ремонтируются и очищаются от плесени. Но освобождать недобросовестного подрядчика от ответственности администрация не собирается – документы переданы в суд.
Очевидно, что Марина Робертовна буквально за считанные месяцы вникла в строительные тонкости. Например, на стройке в 14-м микрорайоне, где возводится детский сад, она общается с инженерами на одном языке, и если те пытаются, что называется, «заговорить ей зубы» -- не получается. Мэр задает наводящие вопросы и требует четких конкретных ответов. А говорили: женщина не справится…
Крыша для горожан
Справляться мэру приходится не только с одним домом, но и со всем городским ЖКХ. Администрация Волжского в числе первых муниципальных образований региона подготовила и сдала в областной комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству заявку об участии города в программе капитальных ремонтов многоквартирных домов на 2010 год с участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Стоимость запланированных работ – 294 миллиона рублей. Это более чем на 42 миллиона больше, чем было привлечено в 2009 году. Капремонт был «назначен» 153 домам. В 54 многоквартирных домах по решениям жильцов, принятым на общих собраниях, провели ремонт внутридомовых инженерных систем с установкой приборов учета потребления энергоресурсов, в четырех – отремонтировано или заменено лифтовое оборудование. На 79 домах выполнены кровельные работы. Фасады 24 зданий отремонтировали и утеплили. При таком колоссальном объеме работ администрация поблажек никому не дает, к качеству предоставляемых подрядчиками услуг предъявляются самые высокие требования. Представители власти теперь принимают участие в работе комиссии по приемке работ, куда по инициативе Марины Афанасьевой включены также и собственники жилых помещений. То есть непосредственно те, кто наиболее всех заинтересован в качестве, кому день за днем жить в отремонтированных домах.
Конечно, финансовая поддержка Фонда содействия реформированию ЖКХ здесь – момент основополагающий. Кто знает, как бы шел ремонт, если из федерального бюджета на эти цели не выделялись бы средства. Пришлось бы искать другие возможные пути решения проблем. Как в случае реконструкции волжского «Водоканала». Уже много месяцев подряд муниципальное унитарное предприятие готовит документацию и проводит необходимые мероприятия для реализации совместного проекта с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Сегодня работы в этом направлении подходят к завершению, и вполне возможно, что в скором времени «Водоканал» получит 398,5 миллионов рублей на реконструкцию третьей очереди канализационных очистных сооружений. 360 миллионов из указанных средств – кредит на 10 лет, 38,5 миллионов – безвозмездные гранты технического содействия от стран-акционеров ЕБРР. Согласно правилам банка, наряду с существующей технологией биологической очистки будут рассматриваться и новые прогрессивные системы. Реализация этого проекта позволит увеличить пропускную способность очистных сооружений с 68 тысяч до 91,3 тысячи кубометров в сутки, улучшить качество очистки, а также обеспечит прием сточных вод от планируемой новой жилищной застройки. У читателя, вероятно, возникнет вопрос: какова же здесь заслуга Афанасьевой? Дело в том, что предприятие, говоря простым русским языком, собственность муниципалитета, соответственно и решения такого глобального характера принимаются именно мэром. Кроме того, Марина Робертовна присутствует на всех значимых совещаниях по этой теме и большинство переговоров с представителями банка принимает на себя.
Афанасьева не осталась в стороне и в случае с дополнительными квитанциями за горячее водоснабжение, которые получили волжане. Согласно федеральному закону РФ №190-ФЗ «О теплоснабжении» и постановлению правительства №307 «О порядке предоставления услуг гражданам», теплоснабжающие организации обязаны производить корректировку размера платы и для ГВС, и для отопления. Как отметил на одной из пресс-конференций заместитель генерального директора и главный инженер «Лукойл-ТТК» Парвиз Абдушукуров: «Мы не выставляем дополнительные квитанции, мы выставляем исполнителям коммунальных услуг счета за реально потребленные ресурсы, а ваши управляющие компании, являющиеся исполнителями коммунальных услуг, отправляют квитанции на доплату. В случае, если счета не будут оплачены, мы будем судиться с управляющими компаниями, а они в свою очередь – с потребителями. Мы чужого не возьмем и своего не отдадим». То есть, по своей сути, проблема дополнительных начислений – это спор хозяйствующих субъектов, который затрагивает интересы рядовых волжан. Афанасьева добилась, чтобы квитанция по доплате за ГВС была отдельной, чтобы жители понимали, за что именно она выставлена. Самый приемлемый выход из сложившейся ситуации – установка приборов учета, которая предусмотрена в утвержденной мэром целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Подытоживая, можно сделать вывод: когда стоит цель дискредитировать действующую власть, многие моменты можно выставить в «нужном» свете. В ответ на все необоснованные обвинения Афанасьева не оправдывается и не поливает грязью своих оппонентов. Некоторые эксперты ставят ей это в вину: мол, нужно говорить громче о своих успехах и достижениях. Однако увлечение некоторых градоначальников самопиаром обходится налогоплательщикам весьма недешево. Взять для примера мэра Волгограда Романа Гребенникова, на освещение деятельности которого из бюджета города тратятся десятки миллионов рублей. Однако такую роскошь чиновник может себе позволить, когда все в его хозяйстве, как говорится, работает без скрипа. Мэр Волжского Марина Афанасьева считает, что главное – не рассказать, а главное – сделать.