Напомним, что у областных парламентариев на рассмотрении уже находится аналогичный законопроект, разработанный Волгоградской городской думой. В нем, в частности, депутаты предлагают транспортный налог, который в полном объеме зачисляется в бюджет области, делить в следующих пропорциях: 25% направлять в бюджеты муниципальных районов и поселений, 50% – в бюджеты городских округов. По мнению разработчиков, такая мера будет стимулировать органы местного самоуправления к повышению собираемости данного налога, а также позволит муниципалитетам частично решить проблему финансирования строительства и ремонта дорог.
Между тем, расчеты показывают: от предлагаемого городскими депутатами нововведения выиграют лишь экономически развитые муниципальные образования, в первую очередь Волгоград, менее обеспеченные территории – в доходах значительно потеряют.
«Объекты налогообложения транспортным налогом на территории Волгоградской области распределены крайне неравномерно, – говорит вице-губернатор-председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Александр Дорждеев. – К примеру, по итогам 2009 года 46,7% поступлений транспортного налога в бюджет области обеспечил Волгоград и 13% – городской округ Волжский. На остальные муниципальные образования вместе взятые приходится чуть более 40%. Следует так же учитывать, что передача местным бюджетам части доходов, в свою очередь, приведет к сокращению ресурсов областного бюджета. В этом случае, чтобы обеспечить баланс доходов и расходов, область будет вынуждена сократить финансовую помощь муниципальным образованиям, что, естественно, негативно отразится на доходной части более слабых в экономическом плане территорий. А таких в волгоградском регионе большинство».
Чтобы соблюсти интересы всех муниципальных образований, администрация Волгоградской области разработала альтернативный проект закона. Как пояснил Александр Дорждеев, область готова передать местным бюджетам транспортный налог даже в большем объеме, чем предлагается властями Волгограда: городским округам – 100%, муниципальным образованиям и поселениям – по 50%. При этом единый норматив отчислений из областного бюджета в бюджеты поселений и городских округов от налога на доходы физических лиц вместо ныне существующих 10% уменьшается до 5%. Такая мера существенных потерь муниципалитетам не сулит, поскольку для большинства из них оставшиеся 5% вернутся в виде дополнительных нормативов отчислений из областного бюджета.
Подобная диверсификация доходных источников позволит пополнить бюджеты муниципальных образований, в среднем, на 150 миллионов рублей и будет стимулировать органы местного самоуправления активнее работать по увеличению дополнительных поступлений.
«Самое главное – данный вариант законопроекта избегает перекоса бюджетной системы региона в сторону интересов только одной и без того сильной территории – города Волгограда. Он направлен на реальное укрепление местных бюджетов, предоставляет всем муниципальным образованиям Волгоградской области абсолютно равные финансовые возможности в решении вопросов местного значения», - подчеркнул Александр Дорждеев.