Свой первый рабочий день Геннадий Чуриков начал с… интервью ИА «Высота 102». Так получилось, что интрига с назначением Чурикова на пост первого заместителя главы Администрации Волгоградской области породила массу слухов и домыслов. Вчера на планерке, когда губернатор представлял Чурикова аппарату администрации Волгоградской области, Геннадий Александрович сказал: «Не надо считать меня «варягом». Таким образом, он дал понять, что Волгоград его родина, ведь здесь он начинал трудовую деятельность, получил путевку в жизнь, знает производственную сферу региона, знаком с экономическими процессами. Однако, о Чурикове до сих пор было мало что известно, кроме его опубликованного послужного списка, который действительно впечатляет. Скептики высказывают мнение, что у первого зама нет опыта управления регионом. Оказалось, это не так. Именно поэтому наше интервью началось с «выяснения деталей» биографии Геннадия Чурикова.
- Геннадий Александрович, так каким управленческим опытом вы все же обладаете?
– Прежде всего, я хочу отметить, что вся моя трудовая карьера напрямую связана с экономикой. Самым лучшим опытом работы на начальном этапе трудовой деятельности считаю восьмилетний опыт на производственном объединении «Баррикады». Лучшего завода, с лучшей организацией труда, дисциплиной, контингентом, имеющим высочайшее образование, на тот период я нигде никогда больше не встречал. Это опыт стал незаменимым в период становления меня как молодого специалиста, постепенно превращающегося в профессионала-экономиста, профессионала-управленца.
Второй виток моей карьеры также связан с «Баррикадами». Я руководил заводским комитетом комсомола. Заметьте, крупнейшим на тот момент в Волгограде. Многие из нас в то время были членами ВЛКСМ . Кто-то серьезно относился к это организации, кто-то не очень… Но кто по-настоящему работал в ней, он знает, что это незаменимый управленческий опыт. За твоей спиной – четыре тысячи человек и ты, как лидер, показываешь личный пример, ведешь за собой. Хочу напомнить, что базу «Ротора» в поселке Нижние Баррикады построили не только специалисты-рабочие, а также комсомольцы, которые трудились там под моим руководством ежедневно после работы и в выходные дни.
Затем я приобрел еще один управленческий опыт, работая в Краснооктябрьском райкоме КПСС, потом и в Городском комитете партии. В горкоме я курировал Красноармейский район. Что это такое, вы представляете: более 50 промышленных, строительных предприятий, организаций, которые нужно было посещать 2-3 раза в неделю минимум, изучать ситуацию в каждом из них, оказывать конкретную помощь в решении проблем.
После горкома я работал заместителем председателя исполкома Краснооктябрьского района Волгограда, курировал вопросы строительства и объектов соцкультбыта, жилья, торговлю, и районную плановую комиссию и райфинотдел.
Тот небольшой, но насыщенный период моей карьеры показал, что я могу из множества дел, направлений выбирать главные, сосредотачиваться на них и решать поставленные передо мной задачи.
И неслучайно после полугодовой моей работы на посту председателя райисполкома Краснооктябрьский район перевыполнил план по сдаче жилья, за счет чего обеспечил выполнение показателей и город. После этого мне стали поступать предложения о работе в вышестоящих организациях.
– Расскажите о своем «московском периоде». Как получилось, что ваше экономическое направление в работе совпало с новыми экономическими процессами в государстве?
– После завершения учебы в Москве мне пришлось достаточно серьезно готовить себя к работе за рубежом. Не просто изучать коммерческий опыт российских компаний, а непосредственно участвовать в процессе их становления и развития. Я занимался экспортом цемента, металла, грузовых автомобилей. Был также заместителем генерального директора корпорации «Русские нефтепродукты». Серьезный опыт и знания приобрел в министерствах экономики и МВЭС.
– Какой опыт вам дала работа за границей, ведь там совершенно другая система отношений, да и правительственный уровень был совершенно другим …
– Когда смотришь на свою страну издалека, достаточно четко видишь позитивные моменты и недостатки в ее развитии. Работа за границей, общение с иностранцами, изучение их жизни являются очень полезными для анализа, сравнения и определенных выводов.
– Их управленческие модели. Вы оттуда что-то взяли? Это действительно эффективное управление? Или наши наработки и опыт все же лучше?
– До 1990-го года в Индии частный сектор составлял менее 50 процентов экономики государства.
И после прихода Раджива Ганди к власти началась реформа, так же как и у нас, и в других странах. Но процесс реформы у них был больше похож на китайский. То есть без шоковой терапии, а путем постепенного перехода к рыночной экономике, при котором государство, правительство не теряло ни копейки, а наоборот приобретало, отдавая тот или иной объект в частные руки.
В результате мы видели, как на 1-5% увеличилась доля частного сектора, но государство от этого процесса не обеднело. Там не было «распиловки» всего государственного богатства, как это произошло в России.
Именно этот опыт мы изучали, понимали, что он более подходящий для нас, для России с такой громадной территорией и огромными запасами полезных ископаемых, с имеющейся у нас промышленной инфраструктурой. Мы давали советы, но, к сожалению, в середине 90-х нас не везде слышали. Сейчас ситуация изменилась коренным образом.
- Предложение стать первым заместителем главы администрации Волгоградской области стало для вас неожиданным?
– Да, как и назначение главой администрации самого Анатолия Бровко. До этого назначения у нас были неоднократные встречи с Анатолием Григорьевичем, мы обсуждали ситуацию в Волгоградской области. Я знал, что он был в числе других кандидатур на должность губернатора. И однажды Бровко мне сказал: «Если я стану губернатором, как ты посмотришь на мое предложение занять должность первого зама». Я ему ответил: «Если станешь – обсудим». Теперь надо работать.
– Какие-то направления работы для вас были обозначены?
– В первую очередь мы говорили о том, что жители Волгоградской области, волгоградцы должны жить лучше. Это главная цель.
Что для этого надо сделать, особенно сегодня в кризисный период? На мой взгляд, необходимо сосредоточиться на социально-экономическом развитии региона. Не просто вкладывать деньги в существующие предприятия. Нужно понять, возможно ли их реанимировать? Если да, то следует вкладывать средства в их модернизацию. Если нет, то целесообразнее строить новые инфраструктурные объекты, которые будут производить продукцию, конкурентную и внутри российского рынка, и в странах СНГ. Но лучше всего, чтобы она была конкурентна во всем мире. Без нового оборудования, без новейших технологий это сделать невозможно.
– Но для этого нужны колоссальные средства, которые нужно привлечь из федерального бюджета. У вас есть рычаги для этого?
– Рычаги для развития экономики – только инвестиции: внутренние, внешние, в том числе используя возможности государственно-частного партнерства. Моя работа в Москве и за рубежом, общение, контакты, связи, несомненно, способствуют тому, что возможности привлечения частных инвесторов для решения экономических проблем Волгоградской области есть. Я думаю, если начать привлекать инвестиции в инфраструктурные проекты, связанные с развитием промышленности, ЖКХ, строительства, то отдача будет. Возьмем, к примеру, текстильную отрасль. Ведь в Волгоградской области есть Камышинский хлопчатобумажный комбинат, самый крупный в свое время в Европе, но он простаивает. С этим надо что-то делать. Есть еще одно направление – химия и нефтехимия. Необходимо создавать новое производство и модернизировать старое. Волгоградская химическая продукция наверняка бы имела спрос, в том числе за рубежом. А это рабочие места, заработная плата, налоги, и в целом улучшение социальной жизни.
– Одно из направлений, которым вам придется заниматься – это контролировать государственные закупки, госзаказ.
– Я буду курировать работу комитета экономики. Пока я не успел разобраться в тонкостях его деятельности. Но знаю, что в комитете экономики есть структура, которая занимается госзакупками. Я думаю, что нужно проанализировать систему, которая существует сейчас, сделать инвентаризацию, посмотреть, какие компании занимаются этими государственными закупками.
Пока не могу оценивать, хорошо работает эта система или плохо. Но информация, имеющаяся у меня, позволяет говорить о том, что очень часто в различных регионах страны производятся закупки не напрямую у фирм, а у посредников, причем за более высокую цену, чем это можно сделать.
К примеру, лекарства часто закупают в Израиле, Швейцарии и других европейских странах. Хотя я был на заводах Индии, видел там высочайший уровень производства лекарственных препаратов, не уступающий по качеству европейским, и ценовые показатели разнятся в 2-2,5 раза. Но надо думать и о возрождении своих фармацевтических предприятий.
– С руководителями правоохранительных органов нашей области вы встречались?
– Нет. Планирую. Надеюсь, что найдем понимание. Полагаю, помощь правоохранительных органов будет неоценимой в принятии многих решений администрации Волгоградской области.
– Ваши первые планы, первые шаги.
– В первую очередь надо разобраться в тех направлениях работы, которые за мной закрепили непосредственно, затем провести "инвентаризацию" кадрового персонала. Нам нужны грамотные специалисты, способные выполнять задачи именно в том ритме, который мы будем задавать, с очень высоким уровнем ответственности. Многие из работающих здесь, наверное, останутся, но будут и новые люди. Поскольку нужна свежая струя, свежие мысли, опыт других регионов или федерального центра.