Муниципальный заказ Волгограда взят под депутатский контроль

Политика 21.11.2009 15:49
0
21.11.2009 15:49

Мэрия Волгограда по-прежнему нарушает федеральный закон.

О необходимости внесения  поправок в Положение о муниципальном заказе во властных и общественных кругах Волгограда говорят уже давно. Лишив бюджетные учреждения города права, данного им федеральным законом, самостоятельно исполнять заказы, власти Волгограда добились своего - сконцентрировали в своих руках огромные финансовые потоки. Вот только тем самым они практически парализовали всю систему муниципальных заказов в масштабах города.
В режиме ожидания месяцами необходимых товаров муниципальные учреждения, особенно больницы, детские сады нормально работать не могут – решили депутаты гордумы Волгограда. Объединившись в рабочую группу, которую возглавил председатель думского комитета по экономической политике Дмитрий Калашников, они принялись работать над поправками в Положение о муниципальном заказе.
Высота 102.0
А на днях в зале заседаний городского парламента состоялось расширенное заседание этого комитета, на котором члены рабочей группы и другие пожелавшие придти на заседание депутаты вместе с руководством комитета муниципального заказа (КМЗ) обсудили таблицу поправок  в этот нормативный документ. К концу заседания стало ясно – противоречия, возникшие между депутатами-разработчиками поправок, и руководством комитета муниципального заказа администрации Волгограда непримиримы.
А теперь разберемся, что предлагает каждая из противоборствующих сторон и какие на то у каждой из них есть аргументы.
Главная цель, которую преследуют депутаты, по словам Дмитрия Калашникова, является возвращение муниципальным учреждениям права выступать заказчиками и быть самостоятельными в этом вопросе ровно на столько, насколько разрешает федеральный закон №94. А в нем говорится, что муниципальный заказчик обладает правом размещения заказа по одноименным товарам способом запроса котировок на сумму не превышающую 500 тысяч рублей в квартал. В действующей же редакции положения – установлен лимит в 200 тысяч рублей. Делается это так. Если, скажем, больнице понадобилось приобрести антибиотики на сумму в 100 тысяч рублей, то она на официальный сайт мунзаказа выставляет соответствующую информацию с указанием всех параметров нужного товара. Тот поставщик, что предлагает наименьшую цену за исполнение этого заказа и признается победителем. Процедура запроса котировок – проста в применении и что самое главное для заказчиков – короткая по времени.
Но и этого права бюджетные учреждения  Волгограда были лишены первые 10 месяцев года – им просто закрыли доступ к  сайту муниципальных закупок. По причине чего, абсолютно любой необходимый товар им приходилось закупать посредством подачи заявки в профильный комитет. Там она проходила стадию рассмотрения, затем согласования – сначала одним чиновником, потом другим… Ждать учреждениям своего заказа приходилось месяцами. Только после прокурорского вмешательства Интернет-портал вновь стал  для них доступным. Но все равно, сумма в 200 тысяч рублей на три месяца для закупки одноименных товаров учреждениям не достаточна. Почему  - участникам заседания разъяснила депутат и, кстати, завотделением второго роддома Волгограда Елена Вознесенская.
Высота 102.0«Вот конкретная ситуация, - аргументирует  позицию рабочей группы Елена Вознесенская. –  Три больницы хотят закупить дорогостоящие медикаменты, каждая на  сумму в 450 тысяч рублей. Одно из учреждений подает заявку в КМЗ на проведение котировки. А что же делать остальным больницам? Лимит в квартал – 200 тысяч!  Главврачам приходится идти на хитрость  - закупать необходимые товары из единого источника, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Скажите, мне пожалуйста, что у нас за дела такие, если муниципальные учреждения города работают в режиме цейт-нота? Для чего государство придумало котировки? Только лишь для того, чтобы все делать быстро. Поверьте, больнице по одноименному заказу в квартал за глаза хватит провести котировку до 500 тысяч рублей. Увеличение суммы контракта необходимо, в первую очередь, крупным муниципальным учреждениям, в частности больницам. Ждать по несколько месяцев результатов конкурса или аукциона они не могут. Больницы без лекарств существовать не могут! С такими проблемами, к примеру, постоянно сталкивается больница скорой медицинской помощи №25».
На столь эмоциональное высказывание председатель КМЗ Папин лишь улыбнулся. «Боюсь, что Елена Станиславовна говорит не совсем правильно – она масштабирует опыт одного лишь учреждения на весь город, - уточнил Алексей Папин. - У других мунзаказчиков таких проблем не возникает. И не потому, что у них больше прав и полномочий, а потому что у них просто есть желание работать. И существующее положение дел позволяет им это делать».
«Просто в остальных больницах коек меньше! – с возмущением ответила Вознесенская. - Больница №25 – единственная среди больниц скорой медицинской помощи  - рассчитанная более чем на тысячу больных!»
Однако, вряд ли приведенный депутатом аргумент удовлетворил Алексея Папина. Комитету муниципального заказа. По мнению ряда городских депутатов, невыгодно расширять полномочия учреждений. Ведь, запрос котировок – это наиболее распространенный способ закупки товаров муниципальными заказчиками. Согласитесь. покупка дорогостоящего оборудования или произведение капитальный ремонта здания, для которых необходимо проводить конкурс или аукцион – событие для учреждения не рядовое. А значит, выходит так, что больницы, детсады, школы  заключают муниципальные контракты чаще без помощи профильного комитета. А тут еще еще эти разработчики удумали увеличить лимит на заключение муниципальными заказчиками контрактов путем выставления котировок цен.
Внушительные суммы бюджетных средств, при таком раскладе проходят мимо комитета муниципального заказа. Вот и приходится КМЗ из кожи вон лезть, чтобы доказать, что муниципальным заказчикам – самостоятельность вредна. Одним из доводов противников поправки заключается в том, что муниципальные заказчики слишком расточительны – а бюджетные денежки счет любят. По словам начальника отдела контроля договоров и реестра муниципальных закупок Галины Самохваловой, главные распорядители бюджетных средств (структурные подразделения мэрии – комитеты. департаменты) неплохо экономят казенные деньги при самостоятельном размещении заказа путем выставления котировок. Так, комитет муниципального заказа  экономит около 10% выделенных бюджетных средств, комитет по образованию – 1,7%, комитет по строительству – 3,3%, администрация Краснооктябрьского района – 6,4%, Дзержинского  - 4,2%. Насколько эти данные КМЗ соответствуют действительности, покажет проверка контролирующих и правоохранительных органов. К слову об экономии структурными подразделениями администрации Волгограда бюджетных средств. Напомним, что комитетом по здравоохранению мэрии Волгограда в 2008-2009 годах закупался бензин по завышенным ценам.
Помимо того, что муниципальные учреждения – «транжиры», их прилюдно на заседании комитета назвали еще и…недалекими. Не впрямую, конечно, но смысл  видится именно таким.
«Исходя из практики главных распорядителей бюджетных средств, расширение полномочий муниципальных заказчиков улучшению ситуации не способствовало. – считает председатель Контрольно-счетной палаты Волгограда Владимир Гордин. – В Волгограде около 600 муниципальных учреждений. Не всегда детсады, школы,  с их персоналом, уровнем профподгоговки могут правильно подготовить документы для осуществления муниципального заказа. В связи с чем, мы предлагаем гордуме  убрать из положения лимит «до 500 тысяч рублей» и прописать «до 200 тысяч». Если сумма все-таки увеличится, к концу следующего отчетного года вопрос исполнения мунказазов бюджетополучателями будет одним из проблемных вопросов в городе».
Ответ депутатов не заставил себя долго ждать. «Вопросы компетентности сотрудников учреждений,  отвечающих за мунзаказ - заявил Дмитрий Калашников, - должны лежать на совести из непосредственных руководителей! Только по причине некомпетентности работников муниципальных учреждений ограничивать заказчиков в их правах мы не можем».
Поправки, касающиеся сроков исполения муниципального заказа – еще одно яблоко раздора между депутатами и комитетом муниципального заказа. Рабочая группа народных избранников предложила максимально из сократить.
Но зачем что-то менять  если и так все хорошо?  Быть может так рассуждают в городском комитете мунзаказа. Высота 102.0«Мы никогда не затягиваем с принятием поступивших документов, – уверяет участников заседания  председатель КМЗ Алексей Папин. –  Если мы отказываем в рассмотрении заявки, значит документы подготовлены неправильно. Если же заявка оформлена в соответствии с установленными нормами, то мы ее отправляем  в тот же день. Поэтому в сокращении сроков мы смысла не видим».
По словам Елены Вознесенской, рабочая группа взяла за основу те сроки, которые являются реальными для исполнения и не противоречат  федеральному закону.  «Делается это для того, чтобы процедура конкурса не проводилась по 90 дней, когда только на сайте мунзаказа заявка сегодня болтается вместо 30 дней 60 или  целых 90. Для конкурса мы установили срок – до 58 дней. А для аукциона – до 43 дней».
Нежелание председателя КМЗ открывать глаза на проблему, в которую городские чиновники загнали муниципальные учреждения, вызвало волну негодования  в зале. «Весь город знает, что  в системе мунаказов есть проблемы, а по вашему – все прекрасно! – Заявила Алексею Папину депутат Ирина Соловьева.
Конечно, прекрасно. Ведь ни одна больница, детсад или школа  в городе еще не закрылись. А это означает, что система работает нормально! Вот и Алексей Папин  заявляет, что при желании главврачи больниц всегда имеют возможность вовремя закупить необходимые товары. «А если есть намерение саботировать процесс, тогда и появляются такие поправки..», - говорит председатель комитета мунзаказа.
Логика суждений руководства КМЗ просто поражает: заказчиков возможными и невозможными способами лишить доступа к бюджетных средствам, а мэра Волгограда наделять полномочиями, как вы думаете кого?.. Правительства России! В существующей редакции Положения есть вот такой чудный пункт: «Главой Волгограда может быть установлен перечень товаров, работ, услуг, размещение заказа на поставки, выполнение, оказание которых  относится к исключительной компетенции уполномоченного органа». Ранее в федеральном законе было прописано, что главы муниципалитетов или субъектов России имеют право в тех или иных случаях выступать государственными или муниципальными заказчиками в тех или иных случаях. Однако согласно редакции ФЗ №94 от первого марта 2009 года, таким полномочиями наделяется только высший орган исполнительной власти и пр этом ни о каких перечнях товаров и услуг речи не идет!
Рабочая группа депутатов в своем варианте таблицы поправок это пункт из действующего положения исключила. По мнению ряда депутатов – это прекрасная лазейка для мэра города распоряжаться самостоятельно миллиардами бюджетных средств, предназначенных для мунзаказчиков.
Вопрос депутатов: на каком основании это право останется за градоначальником, поставил в тупик Алексея Папина. После минутной заминки руководитель КМЗ произнес:  «Этим пунктом глава города еще не пользовался, однако, на наш взгляд, мэр должен имеет возможность регулировать систему мунзказа».
«Может быть когда-нибудь, но только не сейчас, я вас умоляю!» - выкрикнул депутат Федор Литвиненко.
В конце заседания председателем комитета по экономической политике было принято решение вынести на ближайшее заседание думы, где будут приниматься поправки в Положение о мунзкаказе, оба варианта поправок в пункт о котировках – контрольно-счетной палаты и рабочей группы. А для того, чтобы депутатам было проще разобраться с этим вопросом - к каждой поправке разработчики подготовят пояснительные записки.
Однако суть вопроса многим депутатам ясна и без пояснений. Высота 102.0«Мы не должны ограничивать мунзаказчиков суммой в размере в 200 тысяч рублей, - уверен Федор Литвиненко, - аргументируя это желанием сэкономить средства.  Сама по себе экономия  - это хорошо. Однако не допустимо, чтобы бюджетные деньги экономились в ущерб качеству. Вы посмотрите, у нас школы ремонтируют таджики, полупьяные электрики  - вот она эта экономия! Если заказчиками будут выступать сами учреждения, я думаю, что качество  и скорость  исполнения услуг будут гораздо выше.

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
14.05.2024 22:21
0
14.05.2024 17:47
0
13.05.2024 20:21
0
12.05.2024 21:58
0
10.05.2024 17:14
0
10.05.2024 15:04
0
10.05.2024 10:10
0
07.05.2024 13:01
0
25.04.2024 11:19
0
16.04.2024 11:26
0
15.04.2024 16:16
0
15.04.2024 15:43
0
20.03.2024 14:54
0
17.03.2024 22:51
0
15.03.2024 18:55
0