Эксперт Михаил Серенко: О дутых тиражах газет, «прелестях» сайтов, работе пресс-служб и других казусах СМИ Волгоградской области
Аналитика
31.07.2015 15:00
0
31.07.2015 15:00
Политический эксперт Михаил Серенко поздравил всех именинников и аутсайдеров с новыми итогами рейтинга цитируемости медиаресурсов Волгоградской области за второй квартал 2015 года, подготовленного компанией «Медиалогия». Как заметил ИА "Высота 102" Михаил, он искренне рад за телекомпанию «Ахтуба», которая уже "умерла", но ее сайт по-прежнему входит в двадцатку самых цитируемых СМИ региона. Цифры, которые преподнесли нам исследователи, - считает Серенко - это повод поговорить о медиаресурсах и, в частности, СМИ Волгограда и области:
- Волгоград традиционно был одним из наиболее «продвинутых» регионов страны в плане формирования качественных журналистских кадров. Наши газеты в недалеком прошлом по содержанию считались одними из лучших. Даже специальное редакционное подразделение, целиком ориентированное на спецрасследования, появилось именно в Волгограде. Недоговорные госуслуги убили волгоградскую журналистику, хотя негосударственными наши СМИ не были никогда. Даже печатный концерн Анатолия Кармана («Городские Вести») существовал, в определяющей степени, на деньги областной и городской администраций. Телеканалы всегда были при власти. При этом государственные (по факту) СМИ не только выпускали газеты и журналы, но и растили талантливых журналистов. В недрах администрации Волгоградской области было даже подразделение, которое, помимо прочего, занималось подготовкой журналистского резерва. Такая работа проводилась и среди школьников: выпускались газеты, было свое детское телевидение. Увы, от такой работы отказались.
В середине 90-х медиа-менеджер Александр Меркулов запустил в регионе несколько проектов региональных изданий федеральных СМИ. Процесс пошел, и сегодня в Волгограде успешно продаются лишь такого рода сетевые издания. Местные же печатные СМИ упали в продажах тиражей до неприличия. Я как-то поинтересовался, сколько экземпляров продают в киоске, расположенном в одном из поселков Тракторозаводского района. Выяснилось: «Волгоградской правды» - 2-3, «Городских вестей»- 1. В неделю!
Проблема достоверности показа тиражей для печатных волгоградских СМИ сверхактуальна, ибо все врут. Если раньше под тиражом подразумевали разовый выпуск одного номера, то сейчас стало модным идти на небольшие хитрости: писать «тираж недели», «тираж месяца». Цифра получается более впечатлительной. Но тираж, даже если он указан честно, это еще не показатель популярности газеты. Единственным показателем являются продажи. Можно напечатать 10 000 экземпляров, раскидать по кафе, заправкам и домам престарелых. Но купят люди, то есть, выскажут свою поддержку данному СМИ, штук 50 экземпляров. Это и есть реальный тираж востребованности того или иного издания. В кафе в Ворошиловском районе лежат «Коммерсант» и «Волгоградская правда». Мы с товарищем как-то поинтересовались: сколько всего приносят? Отвечают: «Волгоградки» штук 70-90, «Ъ» - чуть меньше. И все ради одного: редакции хотят, чтобы их хоть так, бесплатно, читали.
Спасением для СМИ стали сайты. Их прелесть в том, что они малозатратны и доступны для читателя. Прежде всего, в силу оперативности. Но популярных у нас немного. Многие являются или приложением к печатным СМИ, или настолько неинтересны, что о них и говорить не стоит.
Во втором квартале нынешнего года «Медиалогия» назвала интернет-издание "В-1", информагентство ИА «Высота 102», и интернет-издание «Блокнот» самыми цитируемыми в регионе. Замечу, первый и третий сайты назвать СМИ трудно: на этих порталах отсутствует информация о регистрации Роскомнадзором.
Тем не менее, примечательно, что все три вышеназванных медиаресурса статистику посещений, читаемости не скрывают, в отличие от сайта «Волга Медиа».
Боль и страдания вызывает «Волга-Медиа», созданное на деньги налогоплательщиков. Это медиаобъединение государственных (по сути) СМИ, которое создавалось с целью формирования цельного, позитивного образа региона. Что получилось? Простой пример: зашел на днях на данный сайт, там есть рубрика «Сейчас читают». О чем же здесь сообщают своим читателям? Любовница отомстила любовнику, убили школьницу, две информации про аварии и совсем уж цинично выглядит заголовок «Пенсионерка сделала себе харакири». Идем дальше, к анонсам газет холдинга. «Свидетельница откусила невесте подбородок», «Волгоградец убил тестя ради жены» и так далее. И все это "разбавляется" официальными сообщениями пресс-службы обладминистрации. Скажите, после прочтения новостей от «Медиахолдинга», вы по-прежнему считаете, что Волгоград - это город, в котором хочется жить? Лично у меня, исходя из содержания данного сайта, создается впечатление, что в Волгограде дети рождаются уже седыми. Причем, в роддоме их первым криком звучат слова: «Мама, зачем ты меня родила».
Конечно, любой журналист скажет, что не только заголовки делают газеты, но и содержание материалов. Заголовки лишь привлекают внимание, но желание читать газету вызывает именно содержание. Впрочем, критиковать «Волга-Медиа» за «чернуху» было бы неправильно, поскольку криминальные новости, скандалы, различного рода ЧП - основа информационной картины дня не только в волгоградском медиапространстве, но и страны.
И вот тут мы как раз переходим к важной составляющей работы местных СМИ - качеству работы ведомственных пресс-служб. На сегодняшний день, пожалуй, одной из лучших пресс-служб, которая тесно взаимодействует и работает со СМИ, является пресс-служба ГУ МВД по Волгоградской области. К чести наших полицейских замечу, что они не пытаются что-то скрыть от СМИ, как это делают другие. Они открыты и готовы к сотрудничеству, чего, кстати, не было раньше. Сегодня я не знаю ни одного примера, когда, обратившись в пресс-службу ГУ МВД, журналист услышал бы в ответ: «Без комментариев».
А вот в органах власти наблюдаем обратный процесс. Пресловутая фраза «без комментариев» звучит у нас в регионе чаще, чем того требует ситуация. Да, такая фраза имеет право на жизнь. Ее использует (крайне редко) пресс-секретарь президента РФ. Но только тогда, когда и без слов понятна позиция руководителя государства, когда такой ответ не уменьшает, а усиливает эффект от новости.
У нас в Волгоградской области все наоборот. К такой формулировке пресс-службы прибегают, когда, видимо, не знают, как реагировать. Я как-то пытался посчитать, сколько раз в различных СМИ писали о том, что пресс-служба областной администрации вежливо послала журналистов фразой «без комментариев». Сбился со счета. В любом случае - работа пресс-службы - это ежеминутная работа с журналистами. Увы, в органах власти мы такой работы не видим.
Уровень профессионализма данного подразделения, на мой взгляд, измеряется очень просто: попробуйте запустить в СМИ нужную вам информацию. Не за деньги, не через свои "карманные" СМИ, а через независимые редакции. «Информировать население» через «свои» газеты и каналы - это не работа пресс-службы администрации региона, это в чистом виде освоение бюджетных средств, которым может заниматься любой комитет администрации. Когда люди сконцентрированы только на этом, они не понимают важности каждой детали в работе пресс- службы. А отсюда - и собственные скандальные фото с комбайнами, и прочие казусы, негативно влияющие на репутацию власти.