В частности, в рамках фокус-групп – бесед с жителями муниципальных образований - планируется «выявление специфики восприятия населением политических объектов (партий, органов власти и пр.), формирование представлений о социальном самочувствии граждан и его влиянии на политическую стабильность региона, а также сопоставление глубинных мотиваций сторонников различных партий». Заказчик – аппарат губернатора и правительства – хочет «обозначить наиболее проблемные и наиболее благополучные сферы жизнедеятельности в населенных пунктах (ЖКХ, строительство, благоустройство, здравоохранение и т.д.), а также выработать «эффективные схемы взаимодействия населения и представителей органов власти».
Помимо фокус-групп, исполнитель должен будет провести и он-лайн дискуссии с общественно-политическим активом региона. Под «общественно-политическим активом» понимаются лица, имеющие постоянный доступ к сети Интернет, не менее одного раза в неделю посещающие один или более региональных интернет-ресурсов, а также собственный блог, посвященный обсуждению региональных новостей. А под «он-лайн дискуссией» понимается беседа четырех участников под руководством модератора по заранее разработанному и согласованному с заказчиком сценарию, состоящему не менее чем из 25 вопросов. Задачи он-лайн дискуссий: оценка общественно-политического положения дел в ЮФО и в Волгоградской области, выявление отношения граждан к наиболее обсуждаемым событиям региона; определение перспективных направлений развития региона.
Также в комплексе исследований должны быть задействованы так называемые глубинные интервью с представителями политических партий региона. «Глубинное интервью» - это беседа одного представителя политической партии с интервьюером по заранее разработанному и согласованному с заказчиком сценарию, состоящему не менее чем из 25 вопросов. Цель такой методики - «получение сведений об эффективности взаимодействия партий и органов власти региона, оценка результативности реализации ключевых программ органами исполнительной власти региона, а также выявление внутрифракционных конфликтов, способных оказать влияние на электорат». Одной из задач таких интервью – «оценка возможности продвижения идей и программ оппозиционными партиями».
Посредством экспертных опросов заказчик желает узнать мнение научной и предпринимательской элиты региона об «эффективности реализации программ органов исполнительной власти по улучшению социально-экономических показателей региона», в частности, в инвестиционной сфере, в бизнес-секторе. В аппарате губернатора и правительства, судя по всему, так и не знают, как, например, предприниматели оценивают «эффективность муниципальных программ поддержки развития бизнеса» - особенно после повышения арендных ставок в Волгограде для малого бизнеса, которое уже вызвало волну протестных настроений.
Но как об этом узнать без применения самых современных методик социологии? Например, без тех же краудсорсинговых исследований. Это ноу-хау социологии, по всей видимости, было столь необычным для руководства аппарата губернатора и правительства, что в технической документации его несколько раз написали с ошибками – «краутсорсинг» вместо «краудсорсинг». А вообще-то краудсорсинг – это решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. С помощью этой методики руководство региона желает вовлечь граждан с процессы управления регионом и конструктивного диалога с активной частью общества.
Конечным результатом грандиозного исследования, которое оценено более чем в 5 миллионов рублей, заказчик – аппарат губернатора и правительства – желает получить аналитический отчет со всеми стенограммами дискуссий, экспертных интервью и т.д., а также с выводами и рекомендациями объемом не менее 300 листов.
Интересно, что работа социологов должна быть закончена к концу 2013 году. Таким образом, все это время – а это уже второй год губернаторства Сергея Боженова – вновь за немалые бюджетные средства кто-то будет изучать, анализировать и опрашивать. И это вместо того, чтобы, наконец, начать действовать: не урезать, не оптимизировать, а создавать и привлекать. Тем более, мнение населения о наиболее значимых событиях и последствиях управленческих решений губернатора и правительства уже давно известны: достаточно проанализировать протестные акции как и 2012, так и 2013 годов.
И еще. И в прошлом, и в этом году аппарат губернатора и правительства уже неоднократно заказывал соцопросы, в том числе и на тему оценки населения эффективности деятельности органов власти. Так что, вполне вероятно, оценка населения действий губернатора и правительства руководству региона давно уже известна. Однако, несмотря на то, что эти опросы оплачивались миллионами рублей из областного бюджета, между прочим, средствами волгоградских налогоплательщиков, их результаты не стали публичным достоянием, и носят " совершенно секретный" характер. Вероятно, и итоги очередного дорогостоящего исследования, проведенного за бюджетный счет, будут предоставлены лишь руководителям региона под грифом "гостайна".