Более того, в ходе проведенного анализа было установлено, что структура медицинской помощи на территории области менее эффективна, чем в других российских регионах, поскольку уклон в ней сделан в сторону наиболее затратных видов медицинской помощи. Так, расходы на стационарную помощь существенно превышают затраты на содержание дневных стационаров.
Доля расходов на медицинскую помощь в дневных стационарах в общей структуре расходов составляла в 2010 году всего лишь 2,6% при плане 6,6%, в 2011 году – 2,6% при плане 3,7 процента. Среднегодовая занятость коечного фонда в них в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась, а обеспеченность местами составила 13,1 места на 10 тыс. населения, что на 14,4% ниже уровня по ЮФО и на 17,1% – ниже общероссийского.
Оптимизация структуры здравоохранения, в том числе и переход на стационарозамещающие виды помощи, считают в КСП, позволили ли бы за те же финансовые ресурсы оказать медицинскую помощь большему числу нуждающихся. Дефицит финансового обеспечения территориальных программ привел к тому, что увеличение доли расходов на оплату труда, коммунальные расходы и содержание имущества учреждений здравоохранения, подлежащих ежегодной индексации, осуществлялось за счет сокращения расходов на медикаменты и другие материальные запасы. И как результат – снижение уровня медикаментозного (лабораторно-диагностического) сопровождения медицинской помощи.
Такая ситуация, по мнению КСП, способствует не только ухудшению качества оказываемой медицинской помощи либо возникновению теневого оборота платной медицины, но и приводит к невозможности полноценного внедрения стандартов медицинской помощи.
Существенно не хватает средств на лекарственное обеспечение региональных льготников. В 2013 году из областного бюджета необходимо ассигновать 594,1 млн. руб., что в 3,5 раза больше реально предусмотренного объема средств. Кроме того, недофинансирование из областного бюджета высокотехнологичной медицинской помощи составило в 2012 году более 105 млн рублей. К примеру, существующая потребность в магнитно-резонансных томографах не обеспечена по области как минимум на 25% (причем без учета количества исследований, проводимых в платных клиниках).
Проведенный КСП аудит показал, что объем платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения сопоставим с размерами невыполненной бесплатной медицинской помощи.
Перед Министерством здравоохранения Волгоградской области поставлены серьезные задачи по разработке комплекса мер по развитию эффективных организационных технологий оказания медицинской помощи, оптимизации отрасли в соответствии с реальными потребностями населения и обеспечению гарантий на получение жителями региона бесплатной медицинской помощи.