Напомним, в Волгоградской области с мая этого года началась и продолжается по настоящее время почвенная засуха, негативное действие которой усугубляется аномально высокой температурой и суховеем. Наиболее сильно пострадали хозяйства южных, заволжских и центральных районов области, в которых недобор зерна составил от 30 до 80 процентов. На 27 июля в регионе намолочено более 1,9 млн тонн зерна с урожайностью 17,9 центров с га. 28 июня постановлением губернатора в Волгоградской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. Принятие данного решения предполагает оказание фермерам, которые понесли потери из-за неблагоприятных погодных условий, мер господдержки.
По словам зампредседателя совета директоров агрохолдинга, в целом по региону серьезные убытки понесли до 50% аграриев. «Значительные финансовые потери не покрываются выручкой даже при условии повышения на 1,5-2 тысячи рублей за тонну пшеницу. Урожайность на полях в этом году в три раза меньше, чем в среднем за многолетье. Иначе говоря, фермерам нечего продавать, какой бы высокой цена ни была», - отмечает эксперт. Для сведения: пшеница третьего класса на сегодняшний день стоит 8000-8550 рублей за тонну, четвертного класса - 8000-8200 рублей, рожь - 6000-6500 рублей.
Напряженная ситуация, по словам Владимира Сорокина, складывается сегодня даже для тех фермеров, что застраховали свой урожай.
«Весной этого года аграрии получили пространное письмо от министра сельского хозяйства Волгоградской области Александра Тарасова о необходимости страхования посевов. В бюджете области на субсидирование этих мероприятий, как было отмечено в письме, деньги не заложены. Фермерам с 2012 года предложено страховаться по новой схеме: 50% страховой премии выплачивают они сами и еще столько же погашает федеральный бюджет. Весной было заявлено, что на компенсацию договоров страхования Волгоградская область получила из федеральной казны 500 млн рублей. В итоге аграрии, воодушевившись этим известием, заключили договора на страхование культур. Вот только до сегодняшнего дня казенные деньги страховщикам так не поступили. В чем причина – неизвестно. В настоящее время страховые компании в массовом порядке сообщили аграриям о том, что в случае, если бюджет не доплатит вторую половину премии, то договоры будут расторгаться», - поясняет Сорокин.
Лизинговые компании, продолжает аналитик, тоже ведут себя жестко по отношению к сельхозпроизводителям. - Даже чуть просроченные платежи с пеней взыскиваются через арбитражный суд. Те меры поддержки, которые в данной ситуации может оказать государство, в том числе областное правительство, по пролонгации лизинговых платежей, работе с банками пока не предприняты. По крайней мере результатов не видно, - констатирует Владимир Сорокин.
- От засухи, - добавляет эксперт, - значительно пострадают и животноводческие предприятия. «Им нужно заготавливать корма, которых сегодня нет. Как результат, животноводческие хозяйства тоже понесут дополнительные издержки при закупке кормов в других регионах по высокой себестоимости. При этом объемы субсидирования таких предприятий из региональной казны в этом году заметно урезаны. К примеру, отменены дотации по молоку. Поэтому животноводы тоже сегодня остро нуждаются в помощи властей», - говорит Сорокин.
Тем не менее, зампредседателя совета директоров агрохолдинга надеется на то, что власти не допустят краха сельхозпредприятий и все-таки предпримут меры для того, чтобы аграрии пережили неблагополучный год. «Вопрос в оперативности оказания этой помощи, ведь, как говорится, «дорога ложка к обеду». В мае будущего года эта помощь будет гораздо менее существенной, чем сейчас или и вовсе ее некому будет оказывать», - заключил Владимир Сорокин.