Напомним, что в регионе действуют более 10 областных программ. Они касаются предупреждения и борьбы с социально значимыми заболеваниями, социального развития села до 2010 года, развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, профилактики правонарушений, развития массовой физической культуры и спорта, повышения безопасности дорожного движения, развития АПК, повышения качества государственных и муниципальных услуг, комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками, переселения граждан из аварийного жилья и др.
В текущем году кризис внес в областные целевые программы, определенные корректировки. Изменились параметры финансирования из бюджета, полномочия госзаказчика и координатора программ, мероприятия предусмотренные в них.
По словам представителей администрации Волгоградской области на данный момент откорректированы и переутверждены 4 программы, находятся на согласовании 6.
Областной бюджет на реализацию долгосрочных целевых программ в прошлом году предусмотрел 2, 7 млрд. рублей. По итогам года оказались реализованными 2,5 млрд. рублей или 93%.
И если в 2008 году использование бюджетных ресурсов можно назвать эффективным, то за первый квартал 2009 года финансирование составило в среднем 1,7 % и только по 5 программам.
По словам председателя думского комитета по экономической политике Владимира Ефимова, и федеральное финансирование областных программ идет не столь активными темпами как хотелось бы. По ряду программ оно составляет не более 10%, хотя изначально должно идти по принципу 50/50.
-- Поэтому в итоговом отчете областной администрации за полугодие хотелось бы видеть, как идет федеральное финансирование и целевые показатели, по которым достигнута эффективность. Этой информации в отчете не хватает,- считает Ефимов.
Кроме того, комитет подготовил рекомендацию о внесении изменения в закон Волгоградской области о бюджетном процессе, чтобы одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета был дан отчет исполнения долгосрочных целевых программ.
Председатель областной думы Владимир Кабанов уверен, что темпы финансирования из областного бюджета не должны снижаться.
– Мы не должны потерять федеральные деньги. Они поступают к нам на условиях софинансирования. Особенно необходимо поддерживать строительный сектор, где дела идут неважно, и есть много проблем. Целевые программы могут либо улучшить ситуацию, либо окончательно ее сгубить,- говорит Кабанов.
Между тем, у депутатов вызывают опасения сроки, когда будут откорректированы все целевые программы. По словам председателя думского комитета Леонида Титова, в бюджете заложены средства на их финансирование. Главный финансовый документ просто не будет исполняться по этим статьям.
Второй момент – достижение целевых показателей, предусмотренных программами. Согласно анализу КСП, по большинству программ показатели не достигаются.
К примеру, по программе о здоровом поколении из 5 показателей не исполнено 2, по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями 4 показателя из 19 не достигнуты, по профилактике правонарушений 4 из 11.
По словам руководителя областной КСП Игоря Дьяченко, это говорит о том, что
главные распорядители бюджетных средств, заказчики и координаторы программ слабо осуществляют контроль над эффективностью финансирования и достижением целевых показателей.
Кроме того, законом не предусмотрен контроль облдумы над процессом разработки и принятия программ. Нет такого контроля и со стороны КСП, хотя Бюджетным Кодексом он предусмотрен.
Как отметил Владимир Ефимов, в рекомендациях по итогам парламентского часа эти замечании КСП были учтены. Программы предложено представлять в облдуму и КСП для внесения предложений, замечаний и дачи заключения.
– Зачастую программы содержат много финансовых нарушений, которые необходимо устранить в процессе разработки. Депутатский корпус нельзя отстранять от обсуждения этих проблем,- считает Ефимов.