Напомним, и.о. министра печати правительства региона Юлия Муратова, отчитываясь о работе министерства, заявила, что деньги, которые тратятся на освещение деятельности чиновников, правительства и губернатора, вполне оправданы, так как «работают на имидж области». Однако мнение ревизоров КСП, судя по результатам проверки, не совпадает с данным мнением врио министра.
Так, всего в 2012 году из облбюджета по разделу «СМИ» была выделена сумма в размере 267 млн 453 тыс. 400 руб. Это на 48 млн или на 15,3% меньше, чем в 2011-м. Однако при этом уменьшении стремительными темпами росли траты на освещение деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области телевидением и радиовещанием. В 2012 году из бюджета на эти цели было выделено 78 млн 628 тыс. руб., что на 400 тыс. руб. больше уровня 2011 года. Не обидели власти и электронные СМИ. В 2011-м году информацию о деятельности чиновников мы «смотрели и слушали» чуть более чем за 45 млн руб., в 2012 году - 32 млн. Кроме того, за счет средств областного бюджета на освещение деятельности органов исполнительной власти электронными СМИ - телевидением, радио, Интернет, сайтами информагентств и др. - в 2011 году было заключено - 17 государственных контрактов и 1 договор на общую сумму 43 млн 150 тыс. 700 рублей. В 2012 году - 42 контракта на общую сумму 42 млн 289 тыс. 800 руб. Была произведена и оплата кредиторской задолженности за 2010 и 2011 год – она составила около 8 млн рублей.
Ревизоры обратили внимание на так называемую социально-ориентированную продукцию (СОП) в изданиях холдинга «Волга-Медиа». Широта понятия термина «социально ориентированная продукция» - отметили в КСП, - «позволяет фактически публиковать любую информацию в средствах массовой информации, в том числе учрежденных органами исполнительной власти». Установлено, что данный раздел исполнен всего на 82% в 2011 году. «Волга-Медиа» не выполнила ни объемы выпуска среднеразового тиража, ни, соответственно, и общего тиража газет. А фактические затраты составили на 10 млн 700 тыс. руб. меньше, чем было предусмотрено, что свидетельствует о завышении министерством средств областного бюджета на эти цели при планировании бюджета, что также противоречит статье 37 РФ, предусматривающей реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
Итак, как же министерство печати и информации «кормило» из областного бюджета электронные СМИ? Согласно заключенным госконтрактам в 2011 году самый большой «куш» достался телекомпании «Волгоград-ТРВ»: она рассказывала о работе чиновников за 22 млн 684 тыс. 402 руб. Сюжеты муниципального телевидения Волгограда «потянули» на 2 млн 700 тыс. рублей. Телекомпания «Ахтуба, согласно 3 контрактам, получила в общей сложности 12 млн 215 тыс. 880 руб. «Радио-Тройка- Волгоград» - 644 тыс. руб. «Спортивному ТВ» досталось 125 тыс. рублей, «Наше время» получило 90 тыс. рублей, столько же – Урюпинское ТВ. «Новой волне» досталось 475 тыс рублей. ЗАО «Все для вас» власти осчастливили контрактом на 820 тыс. рублей, ООО «В1» 500 тыс.
Не остались без внимания и федеральные СМИ. С «Интерфаксом-ЮГ» минпечати заключило контракт на 1 млн 706 тыс. 426 рублей. С РИА «Новости» почти вполовину меньше – на 820 тыс., 280 тыс. получил «Регнум». Что касается печатной продукции, то здесь цифры тоже впечатляют, несмотря на то, что «силу печатного слова» власти, видимо, оценивают несколько ниже. Так, газеты «АИФ-Волгоград» и «КП в Волгограде» на освещение деятельности органов исполнительной власти получили по 966 тыс. рублей, «Новые деловые вести» - 500 тыс., «Российская газета» – 968 тыс., «Коммерсант» - 450 тыс., «Городские вести» освещали деятельность областной власти за 485 тыс. 520 руб. Кроме того, 50 тыс. получило издание «Спорт-ревю Поволжья», 292 тыс. - «Местное ру». Всего же траты бюджетных денег на региональные и федеральные электронные и печатные СМИ составили в 2011 году почти 48 млн руб.
Что касается 2012-го, то здесь цифры выше: только печатные СМИ получили свыше 13 млн бюджетных денег. Увеличился и список изданий, освещающих деятельность власти. «КП в Волгограде» получила 2 млн рублей, «АИФ-Волгоград» - 2 млн 200 тыс., ООО «Медиатор» -1 млн 470 тыс. «Областные вести» - 900 тыс. рублей. Меньшие суммы выделены «МК» - 696 тыс., ОАО «Волга-Медиа» - 457 тыс., газете «Интер» - 400 тыс., почти столько же – «Блокноту». С «Новыми деловыми вестями» контракт был заключен на 700 тыс. руб., с «Российской газетой» - на 2 млн 195 тыс., почти вполовину меньше – с «Коммерсантом» - 900 тыс. «КонтиПресс» досталось 150 тыс., «Эксперт Юг региону» - 99 тыс. «Городским вестям» - 200 тыс. руб.
Что касается электронных СМИ, то самый большой контракт получила телекомпания «Волгоград-ТРВ»: 20 млн 554 тыс. руб., следом идет «Ахтуба» - почти 6 млн, потом «Муниципальное ТВ» – около 3 млн. Деятельность правительства и губернатора освещали также Волгоградское городское телевидение – сумма контракта составила 1 млн рублей, "Волгоградское деловое телевидение" - 100 тыс. руб., а также радио «Ведо», «Радио-Рокс», «Русрадио», «Радио -Тройка-Волгоград», ООО «Интер-Медиа», Урюпинское ТВ, МУП «Новоаннинские вести», МУ «Добрый вечер, Жирновск», «Медиа-холдинг Камышин», МУ «Суровикинский вестник», «В1 ру» и другие электронные СМИ.
Судя по миллионным денежным вливаниям в волгоградские средства массовой информации, имидж Волгоградской области, о котором так радеет министерство печати, да и губернатор Боженов, должен быть уже, как говорится, «впереди планеты всей». Однако на самом деле пребывает под большим вопросом. И прав был известный журналист член Общественной палаты Ефим Шустерман, который выразился на отчете врио министра печати следующим образом: «Ни о каком формировании имиджа области речь не идет и идти не может. Это абсолютная пиар-компания определенного круга лиц и не более того. Для имиджа надо прежде всего хорошо работать». Данные ревизоров контрольно-счетных органов, считающих подобные траты на СМИ неэффективными – лишнее тому подтверждение.