№ 342 (7 августа 2007 года).
1. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Журналисту угрожали убийством.
2. Ростов-на-Дону. Милиция изъяла компьютеры редакции «МК» на Дону».
3. Екатеринбург. Избирательный дресс-код.
В Курске губернатор Александр Руцкой привлек к ответственности журналиста В. Чемодурова, опубликовавшего в июле 2000 года в газете «Курский вестник» статью «Двенадцать стульев из гарнитура губернатора или как «испарился» из областного бюджета еще один миллион долларов». В ней сообщалось о попытке губернатора скрыть факт пропажи средств из местного бюджета. Ленинский районный суд города Курска, куда с иском о защите чести и достоинства обратился губернатор, удовлетворил его требования частично, снизив размер денежной компенсации с 50 000 рублей до 1 000 рублей. Руцкой обжаловал это решение, но облсуд оставил его в силе. Тем не менее, журналист посчитал такой исход опасным прецедентом и необоснованным ограничением права журналиста на свободу выражения мнения. В мае 2001 года В. Чемодуров и юристы Центрально-Черноземного Центра защиты прав СМИ Галина Арапова и Маргарита Ледовских. направили жалобу в Европейский суд по правам человека. А в Пензе 26 чиновников областного правительства обиделись на публикацию в «Новой биржевой газете» в августе 2000 года обращения координационного совета Пензенского областного объединения избирателей «Гражданское единство» в адрес Президента России, в котором говорилось о «корыстной и разрушительной политике губернатора и его команды».
Ленинский районный суд Пензы обязал газету опубликовать опровержение, взыскал с нее в качестве денежной компенсации морального вреда 50 000 рублей, а с подписавших обращение журналистов, среди которых был А. Кислов - по 2 500 рублей. Ответчики обратились с кассационной жалобой в областной суд, но решение суда первой инстанции было оставлено без изменений. После этого А. Кислов и поддержавший его председатель независимого профсоюза «Возрождение» Виктор Дюльдин обратились в Страсбург.
Любопытно, что ФЗГ осуществлял включенное наблюдение за этой историей с самого ее начала. Вместе с организацией ЮРИКС («Юристы за конституционные свободы») мы были третьей стороной процесса, доводившей до сведения Европейского суда юридические обстоятельства и положения, подтверждавшие справедливость и разумность претензий заявителей. В процессе этой работы мы столкнулись с достаточно неординарным обстоятельством. За прошедшие годы заявители нашли свое место на довольно высоких должностях в администрации Пензенской области, и обостренное чувство справедливости об это обстоятельство притупилось. Однако официального отказа от иска, насколько нам известно, не последовало. Европейский суд принял справедливое решение, которому никто в Пензе не рад, кроме редакторов давно закрытых газет, бывших соавторами обращенного к Президенту РФ письма. И победа земляков в Европейском суде не вызвала сколько-нибудь заметной реакции в пензенских СМИ. Европейский суд по правам человека отметил, что «в демократической системе действия чиновников должны быть предметом пристального внимания не только законодательной и судебной власти, но также и прессы, и общественности», и признал, что и в Курске, и в Пензе суды нарушили статью 10 Европейской конвенции о защите прав человека - право каждого на свободу выражения своего мнения. Кроме того, суд постановил выплатить А. Кислову и В. Дюльдину по 1 026 евро, а В. Чемодурову, который просил компенсировать заплаченные губернатору Руцкому 1 000 рублей - 50 евро.
Материалы дела «Губернатор Курской области Александр Руцкой против редакции газеты «Курский вестник» и журналиста Виктора Чемодурова» см.
http://www.mmdc.narod.ru/caselaw/process_19.html .
РОССИЯ
Сотрудники отдела «К» Ростовского областного управления внутренних дел изъяли из редакции «Московского комсомольца» на Дону» все компьютеры (в том числе и личные, принадлежащие сотрудникам редакции) и увезли в неизвестном направлении. Из предъявленной журналистам бумаги следует, что у УВД имеются сведения о том, что редакция использует нелицензионные компьютерные программы. «В нашей редакции нет своего системного администратора, поэтому мы заключили договор на обслуживание с одной из ростовских компьютерных фирм, - сказал собственному корреспонденту Фонда защиты гласности редактор «МК» на Дону» Сергей Сизоненко.
– Два месяца назад мы оплатили этой фирме установку лицензионных программ, однако она нарушила сроки выполнения этих работ. У нас забрали все системные блоки, поэтому выпуск очередного номера поставлен под угрозу срыва. Наша газета опубликовала несколько острых материалов о ростовской милиции, с этим мы и связываем «налет» на редакцию». Когда газете вернут компьютеры – неизвестно. По предварительной информации, милиция намерена хранить их у себя в качестве вещественного доказательства вплоть до вынесения судебного решения. С. Сизоненко направил письмо прокурору Ростовской области Сергею Чаплину с просьбой разобраться в законности действий сотрудников милиции и помочь редакции вернуть компьютеры, без которых невозможен выпуск газеты. Некоторое время назад милиция таким же образом изъяла компьютеры в одном из ростовских бизнес-журналов, спонсируемых известным предпринимателем. Однако, как сказали в конфиденциальной беседе сотрудники журнала, редакция очень быстро получила их назад – за соответствующую мзду. В случае с «МК» на Дону» областное УВД, похоже, намерено «проявить принципиальность» - газета действительно публикует острые материалы о работе правоохранительных органов.
3. Екатеринбург. Избирательный дресс-код.
Случаи гибели журналистов – 2 (Александр Жадаев, журналист «11 канала», Пенза; Игорь Кудряшов, корреспондент газеты «Ведомости Урал», Свердловская область).
Нападения на журналистов – 1 (Игорь Кудинов, журналист газеты «Тюменские известия», Тюмень).
Факты цензуры – 1 (газета «Мой город – Железнодорожный», Московская область).
Уголовное преследование журналистов и СМИ – 1 (Станислав Глухов, главный редактор газеты «Хабаровский экспресс», Хабаровск).
Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) – 8 (Михаил Романов, журналист «Московского комсомольца», Илья Барабанов, журналист The New Times, Максим Ярошевский, журналист радио «Свобода», все - Тверская область; Кристиан Крокенес, оператор норвежской телекомпании NRK, Мурманская область; съемочная группа РЕН ТВ, Московская область; Анастасия Филиппова, корреспондент газеты «Наша Версия в Питере», Ленинградская область; Давид Томберг и Александр Фаршанёв, оба - журналисты портала «Solovey.org», Курская область; Алексей Семенов, корреспондент РБК, Санкт-Петербург; Лариса Арап, корреспондент газеты «Марш несогласных», Мурманская область; Сергей Биец, редактор газеты «Рабочая демократия», Москва).
Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 9
на сумму 2 417 001 рубль.
Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7, удовлетворено – 1
взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 67 000 рублей.
Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на
посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 35
Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 3 (Анна Грицевич, корреспондент программы «Вести-Иркутск», Иркутская область; редакция независимой газеты «Компас ТВ»,
Иркутская область, - 2 раза).
Выселение редакций из занимаемых помещений – 1 (газета «Байкальские огни», Республика Бурятия).
Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (проводное радио, Ульяновская область).
Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газеты «Рабочая демократия», Москва).
Изъятие фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (съемочная группа РЕН ТВ, Московская область).
Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 24
Под редакцией Алексея Симонова.