Первый вице-президент федерации плавания Виктор Авдиенко: С Америкой можем биться на равных!

Спорт 19.08.2010 13:40
0
19.08.2010 13:40

Газета "Советский спорт", от 17.08.2010 года


Один из руководителей российского плавания Виктор Авдиенко, воспитавший нескольких олимпийских чемпионов, подводит итоги Евро-2010 специально для «Советского спорта».
«УБЕРИ ФЕЛПСА – ЧТО БУДЕТ С США?»
– На чемпионате Европы-2006 в Будапеште сборная России завоевала 7 золотых медалей. Через два года в Эйндховене – 8. Теперь опять 7. Мы держим свой уровень – согласны с такой оценкой итогов турнира?
– Я бы не считал медали. Лучше вспомним, что в плавании началась новая эра – без резиновых комбинезонов. В нашей команде идет перестройка. Прошлый год – тогда мы установили 17 рекордов мира и Европы, 83 рекорда страны – повлиял на психологию тренеров. Нам очень важно сейчас подстроиться под новый вектор развития плавания. С этой точки зрения оцениваю чемпионат Европы на четверочку.
Порадовал мужской спринт, есть сдвиги в женском… Вы сказали – семь золотых... Но не получи травму Анастасия Зуева, таких медалей выходило даже 10–11. Да можно было взять и 13 золотых на Евро! Но потом поехать на чемпионат мира, Олимпиаду – и оказаться там у разбитого корыта. Я позитивно оцениваю турнир: у нас есть ближайший резерв. Его еще реально подтянуть к Лондону-2012. А в связи с отменой комбинезонов у нас есть знания и наработки, которые можно реализовать к началу Игр. Отлично в индивидуальных заплывах выступили Ефимова и Коротышкин. У нас очень солидные кролевые мужские эстафеты, взявшие два золота в Будапеште. Но главное даже – не эти победы. Главное – у сборной России есть глубина состава. И эти четверки еще могут быть усилены. То же касается комбинированной эстафеты, где на подходе перспективные брассисты и спинисты. Еще надеемся на полное восстановление и Вятчанина, и Донца, который здесь выиграл золото на 200 м на спине.
– Главный форс-мажор – травма Зуевой, многократной рекордсменки мира в плавании на спине. Это стечение обстоятельств или следствие неправильных тренировок?
– Я разговаривал с ее тренером Натальей Козловой: «Можно искать виноватых. Но наибольшая ответственность за спортсменку – на вас. И вы сами себя наказали, потеряв эти медали». Тренер вообще собирает всю информацию о спортсмене – от врачей, массажистов, биохимиков… Живет рядом со своим воспитанником. Никакое руководство федерации не заменит такого контакта.
Такими атлетами, как Зуева, не разбрасываются. Уберите у французов их спиниста Лакура – они потеряют три золота. Уберите Фелпса – и что станет с Америкой? Рухнет полкоманды. Россия вообще привыкла халатно относиться к своим богатствам. Золото уже на земле лежит – наклонись, подними. А мы умудряемся мимо пройти. Травма Зуевой получила большой резонанс. И разборки идут не для того, чтобы кого-то наказать. А чтобы такие истории не повторялись. Тренерам надо понять, какую ответственность они несут за спортсменов. Их век короток, особенно у пловцов. Они должны выстреливать сегодня. И когда девочка идеально готова к чемпионату и не выступает из-за травмы позвоночника – это беда.
«НЕ ВЕРЬТЕ В ФАРМ-ЧУДЕСА»
– Прокомментируйте факты, прозвучавшие в интервью наших пловцов. Многие говорят, что очень устают и не успевают восстанавливаться. И вспоминают спиниста Лакура, который творил в Будапеште нечто невероятное. Мол, у французов появилось новое секретное оружие – как раньше комбинезоны у американцев.
– А вы заметили, что у Лакура идеальная техника?
Знаете, я сам не с улицы пришел. Я работал с выдающимися спортсменами. Тот же двукратный олимпийский чемпион Денис Панкратов мог в течение пяти минут установить пару мировых рекордов – брал золото на тяжелейшей дистанции 200 м баттерфляем, а потом плыл в эстафете 4х200 м кролем.
Лучший способ восстановления – работа на тренировках. Какую заложишь базу – так и будешь себя чувствовать на соревнованиях. Спортсменов убеждаешь, что им нужно проделать большой объем работы, но некоторые от этого отлынивают. И потом мы удивляемся: почему они устают?!
Я прекрасно знаю, как Майкл Фелпс пашет на тренировках. И не удивляюсь, когда 18-летний француз Аньель побеждает Бидерманна на 400 м кролем. Потому что представляю, как он трудится…
– То есть их «секретное оружие» не секретно?
– Все наработки у нас есть. И тренер часто выступает в роли толкача, впихивая спортсмена в конкретную методику. Другое дело, что не всегда это получается. В первую очередь все решает желание самого пловца.
Ну а мы верим в фармакологию, которая легко и быстро восстанавливает силы. Говорим, что медицина – это минимум 10 процентов от общего успеха. Но вы представляете, что это такое? Это человек, который плывет дистанцию за 2 минуты, вдруг пройдет ее за 1,48? Такое даже в здравом уме представить нельзя! Никакой самый дерзкий допинг этого не даст! Фармакология дает прибавку в 0,5–0,6 процента. А о чудесном эффекте трубят те, кто не понимает важности глубины тренировочного процесса. У страха вообще глаза велики. Мой ученик Женя Садовый даже не представлял, что может стать трехкратным олимпийским чемпионом в Барселоне-1992. А когда он это сделал, у него изменилась психология. И несколько лет ему не было равных в мире.
Еще раз: тренироваться нужно! Я видел многих советских и российских спортсменов, которые проплывали тяжелейшую дистанцию с мировым рекордом, и их пульс был 122. Они на прямых руках вылезали из бассейна и с улыбкой приветствовали публику.
«ПЛОХО, КОГДА У ТРЕНЕРА БЕГАЮТ ГЛАЗА»
– Наши пловцы говорят, что внутри команды идет жесткий отбор. Четыре представителя от страны, в полуфинал могут попасть только двое. Вот мы и вышибаем друг друга, как было на той же сотне кролем (отсеялись Изотов с Лобинцевым, дальше прошли Лагунов с Гречиным). А вот французы того же Бернара так не гоняют, а просто ставят на сотню двоих согласно лучшему рейтингу. Свеженький Бернар и выиграл тут золото.
– На Олимпийские игры они тоже по рейтингу будут попадать? А там уже в утренних заплывах бьют мировые рекорды!
Конкуренция в сборной России будет еще выше. Обещаю. Через год уже в эту четверку станет сложно попасть. Я считаю, в команде должны быть люди, готовые биться не на жизнь, а на смерть. Психологически устойчивые. Это нам даст только высокая конкуренция. Нельзя быть хорошим боксером, если ты не выходишь на ринг. Легко с тенью помахаться кулаками и объявить себя чемпионом мира. Но ты пропустил удар в боксе – делай выводы.
Мы говорим о французах… Но нашим главным соперником в кролевой эстафете будет Америка. Знаете, какая там запредельная конкуренция? Хилые умирают, не заходя в бассейн! Моя задача как одного из руководителей федерации – найти максимальное количество людей, способных биться на высшем уровне. Конкуренция будет только расти, ребята! Привыкайте к этому.
– О психологии хорошо высказался Евгений Коротышкин после победы на сотне баттерфляем: «Наши спортсмены постоянно в себе сомневаются. Я – не исключение. Даже перед стартом копаюсь: а вдруг не смогу? Иностранные же тренеры тебя все время подбадривают: «Ты – лучший! Сейчас выйдешь и всех порвешь!» Мой наставник Андреа Ди Нино иногда даже завышает мой результат на разминке на пару десятых, чтобы я почувствовал, будто лечу на крыльях. Я часто слышу от него: «Браво, Евгений!» Знаете, как это помогает?»
И тут вспоминается фраза Александра Попова, который говорил о наших пловцах в Пекине, что они выходят на старт с глазами побитой собаки.
– Но разве сейчас у наших парней в кролевой эстафете были такие глаза?.. А знаете, что? Посмотрите на меня. Я произвожу впечатление психологически устойчивого человека, уверенного в себе? А Владимир Сальников, президент федерации, четырехкратный олимпийский чемпион?
– Абсолютно.
– Я вам назвал уже двух… Начинается все с людей, которые окружают сборную. Они должны быть железно уверены в том, что делают. И тогда эта психология передастся спортсменам. А если у тренера бегают глаза... Я не в курсе, как итальянец поддерживает Коротышкина. Но за моими плечами не одна Олимпиада. И я сегодня знаю, что нам по силам побеждать сборные США и Австралии, не говоря об остальных. Я в это верю. А конкуренция, о которой мы говорили, придаст еще большую уверенность. Вот мы завоевали золото в эстафете 4х200 м кролем. Напоминаю время по этапам: Лобинцев – 1.45,93; Изотов – 1.45,74; Перунин – 1.47,98; Сухоруков – 1.47,06. И вы понимаете, что в следующем сезоне, за год до Олимпиады, попасть в эстафету с 1,47 будет крайне сложно? Такого времени для медали не хватит.
Я ездил на юношеский чемпионат Европы. Там команда была сырой. Она легко может завоевать 7–9 золотых медалей. А берет только три. У меня спрашивают, почему? Потому что уверенности нет у людей. Зеленые еще пацаны. А зрелый человек нутром чувствует свою силу и понимает, что он может.
«МОЖЕМ НА РАВНЫХ БИТЬСЯ С ЯНКИ»
– Показательно, что наши пловцы не сильно радуются своим победам, если при этом не показывают рекордное время. Это говорит об их максимализме.
– Хорошо, что люди понимают: победа на Европе не имеет колоссального значения. Через год нас ждет чемпионат мира в Шанхае. Через два года – Олимпиада. И там придется плыть на ином уровне. С другой стороны, в нас жива совковая психология: мы обязаны быть первыми. Вообще-то нужно радоваться и второму, и третьему месту. Главное, чтобы спортсмен развивался, двигался вперед. А о рекордах сейчас трудно говорить. В плавании наступила новая эра. И на этом чемпионате был побит только один рекорд Европы (француз Камиль Лакур проплыл 100 м на спине за 52,11. – Прим. ред.). Так что зацикливаться на этом не нужно.
– Коротышкин на 100 м баттерфляем плывет лишь на полсекунды хуже личного рекорда в резиновом костюме. Ефимовой не хватает самой малости… На российских пловцах отмена комбинезонов не сильно сказалась? И вообще эта реформа нам на пользу?
– Мы полностью готовы к отмене костюмов. У нас есть все технологии и методики. И я отчетливо понимаю, как показать мировой рекорд без комбинезона на любой дистанции. Для этого нужен прежде всего спортсмен – его желание и данные, позволяющие это сделать. Плюс грамотная работа тренера. Все удивляются, почему Евгений Лагунов начал на равных биться со всеми звездами спринта, а от олимпийского чемпиона Бернара отстал лишь на 0,03 секунды. А я понимаю, за счет чего это произошло.
– И за счет чего?
– Можно повышать скорость или путем понижения активного сопротивления воды, или развивая силу спортсмена. В каком направлении кто работает – это уже секрет. Нам есть что скрывать. В новой эре новые подходы к работе ищут все, начиная со Штатов. И я думаю, кое-что у нас уже получается.
– Прямо спрошу: Россия уже готова бросить вызов Америке?
– Мы реально можем на равных биться с американцами.

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
10.12.2024 21:40
0
10.12.2024 13:32
0
10.12.2024 09:48
0
09.12.2024 21:37
0
09.12.2024 20:39
0
09.12.2024 13:50
0
08.12.2024 20:45
0
08.12.2024 16:30
0
07.12.2024 17:30
0
07.12.2024 07:18
0
06.12.2024 20:50
0
05.12.2024 21:33
0
05.12.2024 07:49
0
04.12.2024 11:28
0
04.12.2024 10:35
0