Законодательные меры против нерадивых мэров

Главное
Газетный киоск 28.01.2009 16:47
0
28.01.2009 16:47

Новые законодательные инициативы президента направлены на то, чтобы оградить общество от нерадивых муниципальных управленцев высшего уровня. Президент России Дмитрий Медведев в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции РФ внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сообщили в пресс–службе Кремля.
Пояснил нововведения первый заместитель руководителя Администрации президента Владислав Сурков. По его словам, данный законопроект устанавливает процедуру отставки главы муниципального образования. Основанием для начала такой процедуры могут быть "действие либо бездействие соответствующих должностных лиц, повлекшие за собой массовое нарушение прав граждан, систематическое неисполнение прямых обязанностей по решению вопросов местного значения и осуществлению делегированных государственных полномочий".
При этом главе муниципального образования, отметил Сурков, гарантируется возможность выступления перед депутатами представительного органа и в СМИ с изложением своей позиции по существу предъявленных претензий. "Инициировать процедуру удаления в отставку могут как депутаты представительного органа муниципального образования, так и руководитель субъекта Федерации (только в части ненадлежащего исполнения госполномочий). Решение принимается двумя третями депутатов местного совета", — пояснил Сурков.
Законодательная инициатива президента "является частью комплекса мер по корректировке политической системы России, сформулированных в Послании Федеральному собранию". "Предлагается механизм реальной ответственности глав муниципалитетов перед населением, при этом требующий мотивированных и четко обоснованных действий. Абсолютно публичный и демократический по сути, достаточно сложный и поэтому исключающий возможность злоупотреблений и предвзятости", — отметил Сурков.
Механизм призван сделать российскую политическую систему более гибкой, открытой и чувствительной к мнениям различных социальных групп и обоснованной критики со стороны граждан. "Люди смогут избавляться от нерадивых начальников на местах и поддерживать, защищать, укреплять позиции ответственных и добросовестных руководителей", — считает Сурков.
Кроме того, по его словам, "ожидается внесение в Думу со стороны президента" законопроекта, дающего органам местного самоуправления право больше контролировать руководителей местной администрации и при необходимости отстранять их от должности. "Это своего рода попытка через общественные процедуры решать вопросы, связанные с оценкой деятельности исполнительной власти на местах", — сказал Сурков.
Предполагается, что инициатива по отстранению руководителей местных властей и муниципалитетов станет исключительной прерогативой местных советов, к которым должен обращаться в подобных случаях и губернатор. "Такая процедура — через местные советы — не позволит "сводить счеты", если кто–то этим захочет воспользоваться", — отметил Сурков.
Кроме того, изменения в законодательство по снижению количества подписей избирателей в поддержку списка кандидатов на выборах в Думу и снижению минимальной численности партии для ее регистрации и деятельности будут приняты парламентариями в ходе весенней сессии, уверен Сурков. "За ближайшие несколько лет количество подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Госдумы может быть снижено до 100–120 тыс. с нынешних 200 тыс.", — сказал Сурков. Он отметил, что "резких шагов" в этом вопросе предприниматься не будет. По словам Суркова, "данный закон пока в Думу не внесен, но до лета будет принят".
Первый замглавы Администрации президента сообщил также, что в соответствии с поручениями главы государства по реализации Послания президента РФ Федеральному собранию "практически разработан" закон о поэтапном снижении минимальной численности партии для ее регистрации и деятельности. "На первом этапе, в течение нескольких лет снизим порог до 40 тыс.", — пояснил Сурков.
Он отметил, что разработан и законопроект, касающийся гарантии представительства в Госдуме политических партий, федеральные списки которых получили от 5% до 7% голосов избирателей на выборах. "Семипроцентный барьер отменяться не будет, он эффективен и уже вторые выборы реально демонстрирует свою эффективность", — сказал Сурков. Но, по его словам, партии, которые наберут более 5% голосов и не дотянут до 7%, получат возможность направить в Думу двух–трех своих кандидатов, которые будут представлять их интересы. "Мы представим этот закон в Думу в течение февраля", — сказал Сурков.
Также  Сурков отметил, что система выборов глав субъектов Федерации, действующая в настоящее время, в обозримом будущем останется без изменений, и прямых выборов губернаторов не будет. "Мы на прямые выборы не пойдем, но сделать так, чтобы кандидат на эту должность появлялся не из недр аппарата, нужно", — считает Сурков. По его словам, прямые выборы глав регионов сами по себе не являются ни признаком свободы, ни гарантией поступательного и успешного развития региона и страны в целом. "Ностальгия по прямым выборам связана с довольно поверхностной оценкой ситуации", — заявил Сурков.
Он сообщил, что во исполнение поручения главы государства по реализации Послания президента РФ подготовлен законопроект, в соответствии с которым партии, победившие на выборах, будут представлять президенту кандидатуры высших должностных лиц субъектов Федерации. "30 января состоится первое чтение нового закона", — сказал Сурков.
Он отметил, что наделение победившей на выборах в заксобрание региона партии подобной инициативой — логично и правильно. "Правильно делаем, что даем инициативу партии, победившей на выборах. Партия в любом случае более открытый аппарат, чем любая администрация", — отметил Сурков.
Практика последних лет показала, что таких градоначальников в масштабах 24 тысяч с лишним руководителей муниципальных образований хоть и не много, но они есть и отстранить их от должности крайне сложно. Достаточно вспомнить нашумевшие дела мэра Волгограда Евгения Ищенко, мэра Снежинска Анатолия Опланчука, мэра Томска Александра Макарова, мэра Тольятти Николая Уткина, мэра Архангельска Александра Донского, мэра Рязани Федора Провоторова, мэра Владивостока Владимира Николаева, мэра Твери Олега Лебедева и других. Некоторые из них уже заключены под стражу, возбужденные уголовные дела на других находятся в процессе следствия.
При этом, даже с очевидными просчетами в работе по нынешней процедуре отправить мэра в отставку очень сложно и занимает это в среднем от полугода – до нескольких лет.
По словам председателя Комитета по конституционному законодательству и госстроительству, члена Генерального совета партии "Единая Россия" Владимира Плигина, такую меру решили ввести из–за серьезных проблем, которые возникали неоднократно, когда глава муниципального образования фактически не выполнял своих полномочий, и не было действенных инструментов, которые могли бы заставить его заняться своими прямыми обязанностями.
«Возникали просто недопустимые ситуации, когда человек, в том числе физически, не выполнял свои полномочия, не ходил на работу или пропадал на несколько месяцев и его не могли найти. Предложение Президента отражает обеспокоенность подобными случаями, делает их невозможными», — уверен глава комитета Госдумы. Вместе с тем, подчеркнул Плигин,
формирование института удаления глав муниципальных образований полностью отвечает демократическим принципам. Такого рода решение может принять только представительный орган муниципального образования, причем, двумя третями голосов депутатов.
«Инициаторами процедуры удаления может выступить не один депутат, а только группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа членов представительного органа муниципалитета или высшее должностное лицо субъекта РФ. Так что элемент произвольной субъективной оценки того или иного лица во многом исключается», — заявил член генсовета «Единой России».
С мнением коллеги согласен и член Генерального совета партии «Единая Россия», Председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко. Он уверен, что закон находится в общей логике Послания Президента РФ, цель которого сделать политическую систему более открытой и современной.
«При этом, благодаря своей грамотности, он не дает возможности для сведения личных счетов, что, к сожалению, случается в политической практике российских регионов. Ведь в нем четко прописаны основания, по которым механизм отстранения может быть запущен, и для принятия решения необходимо согласие подавляющего большинства депутатов представительного органа», — подчеркнул глава профильного комитета Госдумы.
Президентский законопроект, который дает возможность местным депутатам отправлять мэров в отставку, создает условия для повышения ответственности власти, полагает вице–президент Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов.
«Речь идет об ответственности в общем смысле, ответственности перед гражданами и перед другими уровнями власти — региональным и федеральным», — отметил он.
Объективно, несмотря на 8 лет строительства вертикали власти, местная власть оставалась «неприкаянной», выбивающейся из единой вертикали, заметил эксперт. «Это, в общем, предопределено Конституцией РФ, — пояснил он, — потому что местное самоуправление в систему государственной власти не входит. Но жизнь есть жизнь. Если в каком–то городе мэр подался в бега и полгода где–то разъезжает, то тут Конституция не поможет. Нужна четкая вертикаль».
Нынешний законопроект, внесенный президентом, означает долгожданное достраивание вертикали власти до местного уровня, считает Иванов. «Между федеральной и региональной властью вертикаль была более или менее отлажена еще в первый путинский президентский срок, — отметил он. — И окончательно зафиксирована после губернаторской реформы 2004–2005 годов. Сейчас мы наблюдаем, что вертикаль дотягивается до уровня местной власти. То есть сделано, то, что, по идее, нужно было сделать во время подготовки муниципальной реформы в 2003–2004 годах. Но руки дошли только сейчас. Лучше поздно, чем никогда».
Таким образом эта реформа, по мнению Иванова, демонстрирует преемственность политики нынешнего президента, который продолжает курс предыдущего. «Владимир Владимирович был централизатором, строителем вертикали. И Дмитрий Анатольевич продолжает его линию», — подчеркнул он.
 
ER.RU
Материал опубликован на сайте Edinros.ru 
http://www.molgvardia.kirov.ru/publ/2009/01/28/zakonodatelnye-mery-protiv-neradivyh-merov
 

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
01.09.2021 21:18
01.09.2021 21:18
0
04.12.2019 18:07
04.12.2019 18:07
0
08.11.2019 11:02
08.11.2019 11:02
0
23.09.2019 08:29
23.09.2019 08:29
0
29.08.2019 11:10
29.08.2019 11:10
0
12.08.2019 09:59
12.08.2019 09:59
0
26.07.2019 12:45
26.07.2019 12:45
0
23.07.2019 15:15
23.07.2019 15:15
0
23.07.2019 12:27
23.07.2019 12:27
0
18.07.2019 08:56
18.07.2019 08:56
0
03.07.2019 11:02
03.07.2019 11:02
0
25.06.2019 10:24
25.06.2019 10:24
0
20.06.2019 08:48
20.06.2019 08:48
0
19.06.2019 17:27
19.06.2019 17:27
0
10.06.2019 13:01
10.06.2019 13:01
0