Внесенный недавно в Волгоградскую городскую думу очередной проект поправок в Устав города вызвал массу вопросов у экспертов. Напомним, в настоящее время на рассмотрении депутатов находится проект решения гордумы «О новой редакции Устава города-героя Волгограда». В нем предлагается утвердить до избрания следующего созыва думы «переходное положение», в течение которого городом будет править временно исполняющий обязанности главы города Сергей Соколов, сообщает ИА «Высота 102». Согласно данному проекту, глава Волгограда должен быть избран из числа депутатов пятого созыва гордумы в марте 2013 года. Затем глава города должен будет заключить контракт с главой администрации Волгограда (сити-менеджером).
В представленных на рассмотрение депутатов документах указано, что инициаторами внесения изменений в Устав стали 35 депутатов. В проекте Устава стоят 34 подписи, правда, многие из них… повторяются. К примеру, дважды указаны фамилии депутатов Забеднова, Девятова, напротив которых стоят подписи. Что это значит - неизвестно. Эксперты рассуждают: для того, чтобы внести вышеуказанные изменения в Устав, необходимо, прежде всего, правовое обоснование. Ведь нельзя же обосновывать предлагаемую отсрочку выборов главы города только тем, что депутаты просто не договорились между собой, кто из них будет мэром города?
Напомним, действующий Устав города в связи с отправлением 22 февраля 2011 года главы города Романа Гребенникова в отставку, обязывает депутатов выбрать главу города. Для этого нет никаких препятствий.
Что касается самих изменений, то отдельные нормы статьи 63 Устава, проект которого предлагается рассмотреть депутатам, вызывает у аналитиков ряд вопросов.
Так, одна из поправок в текст этой статьи говорит о том, что полномочия врио главы города Волгограда прекращаются в день вступления в должность главы Волгограда, избранного из состава городской думы следующего пятого созыва. Но до выборов депутатов пятого созыва значительный срок - март 2013 года. Поэтому непонятно, что произойдет в случае сложения Сергеем Соколовым полномочий, данных ему в феврале 2011 года депутатами гордумы.
Ведь известно, что Сергей Соколов наделен правом временно исполнять полномочия главы города в порядке, не вполне соответствующем действующему законодательству и в первую очередь Уставу города. Вопрос сейчас заключается в том, а вправе ли Сергей Соколов занимать эту должность с учетом того, что решение депутатами не было принято непосредственно на заседании городской думы. Ведь в Уставе города предусмотрена только такая форма деятельности представительного органа. Между тем, Сергей Соколов получил свои полномочия путем личного опроса депутатов 24 февраля 2011 года. Так что в случае принятия новых изменений в Устав получивший таким способом свои полномочия Соколов может стать фактически мэром города на неопределенный срок.
В проекте решения эксперты обращают внимание и на норму, которая предоставляет право временно исполняющему на сегодня полномочия главы Волгограда «со дня вступления в должность главы Волгограда, избранного из состава городской Думы пятого созыва, и до момента заключения главой Волгограда контракта с главой администрации Волгограда по результатам конкурса временно исполнять полномочия главы администрации Волгограда». При этом данная норма как бы автоматически, переименовав должность, позволяет Сергею Соколову управлять не городом в целом, а только администрацией. Но, как известно, депутаты не принимали такого решения, наделив его временно полномочиями мэра. А поэтому считать правомерным решение о наделении полномочиями главы администрации, хоть и временно, при избрании главы города по новому Уставу, просто нет законных оснований. Ведь по Уставу города Сергей Соколов, сложив с себя после выбора главы города временные полномочия, теряет и другие свои права, в том числе и руководство администрацией.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в проекте главы Устава «Переходные положения» ни о чем не говорится так конкретно, как о временно исполняющем полномочия главы города и о ныне действующем председателе городской думы. Уже по этому можно судить, кто заказчик данного проекта решения городской думы и кому он нужен.
Напомним, 19 июля 2011 года 17 депутатов городской Думы внесли на рассмотрение проект решения гордумы «О внесении изменений в устав города-героя Волгограда», в котором предлагается вернуться к проведению прямых муниципальных выборов главы города. Примечательно, что ряд тех же депутатов подписались и под проектом, который предполагает фактически сохранить порядок избрания мэра из числа депутатов думы.
Трудно объяснить поведение этих избранников народа, которые никак не могут определиться – как должен избираться глава города, не говоря уже о том, кто им должен стать. И совсем непонятно почему данный проект решения думы до сих пор не обсуждается, хотя и поступил в городскую думу раньше, чем последний. Эту ситуацию корреспондент ИА «Высота 102» попросил прокомментировать председателя комитета думы по городскому хозяйству, лидера фракции «Единая Россия» Ирину Соловьеву.
«Проблема временного безвластия в городе может быть разрешена путем избрания депутатами главы Волгограда. И поэтому депутатам надо сделать свой выбор, - отметила Ирина Соловьева. - Ведь предлагаемые «переходные положения» не способствуют выходу из сложившейся ситуации, и поэтому непринятие мер по существу не исключают в дальнейшем ее осложнения.