Дефицит дефицитом, но ведь трясет нещадно. Газета «Волгоградская правда» от 29.04.2010 года.
"К несчастью для Волгограда, – говорит Роман Гребенников в интервью одной из бесплатных газет, – региональная власть предпочитала Волгоград "доить": собирать налог в казну региона (а город поставляет в нее порядка 70 процентов всех сборов), а затем делить между всеми остальными, кроме Волгограда".
Почему же оказался Волгоград в числе обделенных?
Ни для кого не секрет, что при дележе бюджетных средств требуется изобретательность. Средств, как известно, не хватает. Но иногда не лишне и сесть за стол переговоров.
По мнению главы администрации Волгоградской области Анатолия Бровко, вся шумиха и бурные дискуссии в прессе по поводу обделенного Волгограда созданы искусственно. "Средства в бюджете, если они есть, распределяются между городами и районами по справедливости, – из расчета на каждого жителя. Почему Волгоград должен быть лучше или хуже других? – недоумевает губернатор. – Есть методика, что все главы городов и районов – это мои заместители. Почему Роман Георгиевич должен быть выше или ниже других? Такая же схема взаимоотношений".
Взять, например, улицу Четырех связистов в Краснооктябрьском районе – одну из множества. Сколько лет проложенному здесь асфальту, никто из местных жителей не помнит. Но они невесело шутят: после Сталинградской битвы до него руки никак у дорожников не дойдут. Латаная-перелатаная в советские еще времена, улица эта со временем превратилась в полосу препятствий, на которой можно проводить соревнования внедорожников, особенно в весенне-осеннюю распутицу. Причем если в бытность мэром Юрия Чехова у местных жителей еще были надежды, что, может быть, когда-нибудь... Письма слали, на прием к районному и городскому начальству записывались, то в бытность в кресле градоначальника Евгения Ищенко и надежды утратили. Ждали, что обратит внимание на эту улицу новый мэр, тем более что был он в свое время избираем депутатом облдумы именно по этому округу. Да и видели по телевизору, как он лично контролирует укладку асфальта на очередном участке дороги. Но время идет, за три года в этот дорожный тупик так никто и не наведался, все где-то в другом месте работают дорожники.
Правда, за последние год-два дорожное полотно износилось не только в нашем закутке – ямки, ямы и ямищи весной возникли практически на всех дорогах города. Сколько машин на них побилось, сколько аварий произошло – уже и статистика учесть не может, ведь редкий водитель, даже получив разной тяжести "травму" автомобиля на дороге (а "летят" амортизаторы, шаровые подвески колес, передние мосты и другие важные детали), верит, что можно получить возмещение затрат на ремонт от дорожников. Махнув рукой, восстанавливает машину за свой счет.
Мы были неоднократными свидетелями так называемых бюджетных войн с участием городской мэрии каждой осенью, когда идет принятие областного бюджета. И каждый раз подведомственные мэрии СМИ криком кричат, что город грабят и обделяют, что ему ничего не достается по той или иной статье расходов. Затем областная сторона спора с цифрами доказывает, что это не так. И крики о грабеже продолжаются ровно до того времени, как принимается бюджет. А утихают до последующей корректировки бюджета.
Но вот вопрос: даже когда городу удается "выбить" дополнительные средства, то почему рядовые жители этого не ощущают? Коммунальные услуги не дешевеют, дороги лучше не становятся.
Вот и сейчас, в преддверии обсуждения вопроса по транспортному налогу в областной Думе, в городской прессе началась очередная истерия. Чиновники мэрии используют газеты и телевидение, чтобы втянуть в конфликт жителей Волгограда. Даже большие рекламные щиты на эту тему по всему городу расставлены.
На мой взгляд, правоту свою городские чиновники должны доказывать с цифрами в руках и конкретными расчетами на заседаниях комитетов областной Думы, убеждать депутатов проголосовать за их вариант распределения транспортного налога. Да еще и приложить к этим цифрам и расчетам конкретную программу строительства и ремонта дорог, расписанную по улицам, срокам и ценам.
– Волгоградским властям для начала следовало бы доказать, что они способны рачительно использовать средства на ремонт дорог! Пока же мы видим, что асфальт бросают в лужи, а ямочный ремонт – это деньги, выброшенные на ветер. Где современные технологии? Почему ремонтировать дороги начинают ближе к зиме, в морозы? При таком подходе денег нужно выделять еще меньше, чем сейчас! А бесконечными мольбами о нехватке денег на дороги городские власти только настраивают против себя даже тех депутатов областной Думы, которые лояльно настроены по отношению к Волгограду.
Так зачем вовлекать в эту кампанию рядовых жителей города? Ведь никаких реальных обещаний с конкретными адресами улиц, где в случае получения денег будут отремонтированы или вновь проложены дороги, нам не дают. На что делается расчет? Показать бурную деятельность местной власти? Указать пальцем на того, кто препятствует этим благим намерениям? Оправдаться перед горожанами за чудовищное состояние дорог?
Еще раз подчеркиваю, что я не оспариваю правоту городских властей, возможно, действительно требуется пересмотр нормативов отчислений в бюджеты городов и поселений от транспортного налога. Пусть эти проблемы обсуждают депутаты, специалисты, финансисты, те, кто принимает конкретные решения.
И еще одно обстоятельство, которое не позволяет быть объективной при оценке хозяйственной деятельности волгоградских чиновников.
– Волгоградским дорогам действительно требуется капитальный ремонт, – убежден депутат областной Думы Владимир Овчинцев. – Меня очень удручает, что состояние самых оживленных магистралей нашего города намного хуже, чем в Ростовской и Саратовской областях. Умеют же наши соседи разумно пользоваться средствами, хотя дефицит бюджета им тоже знаком!