Газета "Время-деньги. Волгоград", 10 ноября 2011 года.
Информагентство «Волга-Каспий» лишь около двух месяцев назад начало работать в полноценном формате, но уже замечено в рейтинге самых цитируемых сайтов компании «Медиалогия». Сайт «Волга-Каспий», являющийся площадкой одноименного информационного агентства, в двадцатке лидеров занял двенадцатое место, оставив за собой сайты весьма популярных изданий, работающих уже несколько лет. Какие цели ставит перед собой информационное агентство «Волга-Каспий»? Какую нишу пытается занять на ставшем немного тесноватым интернет-пространстве? Об этом беседуем с редактором портала Натальей Денисовой.
- Когда хочется что-то сказать, каждый выбирает для себя более приемлемую форму: кто-то заводит блог, кто-то пишет книгу, кто-то просто обсуждает какие-то проблемы со своими друзьями, родными. Почему вы выбрали форму информагенства?
- Сразу хочу сказать, что книгу я тоже хочу написать и, конечно же, и с друзьями мы постоянно общаемся, и обсуждаем заслуживающие внимания новости. Вот блога у меня никогда не было, и наверное, это издержки моей профессии. Когда постоянно вращаешься в информационном пространстве, в этом нет потребности. Тем более, я считаю, гораздо интереснее не напрямую выразить свою мысль или вызвать соответствующие эмоции, а сделать это путем беспристрастной подачи материала. Естественно, делая какую-либо информацию, мы рассчитываем на определенную реакцию читателя. И обратная связь с нашими читателями подтверждает, что наш расчет почти всегда оправдывается. Вот в этом, мне кажется, и есть высшее мастерство журналиста.
- Сегодня у нас немало информационных агентств, сайтов изданий. Каким образом вы собираетесь завоевывать свою нишу? Как собираетесь отличаться от других, подобных?
- Конечно, мы не хотим быть похожими на других. Хотя вы правильно заметили, что конкуренция между интернет-сми сегодня достаточно серьезная. И, разрабатывая концепцию будущего информагентства, мы внимательно изучали содержимое новостных сайтов, и пришли даже немного к печальному выводу: многие журналисты просто обленились работать и используют в основном информацию с сайтов многочисленных ведомств. Благо, почти каждое уважающее себя ведомство имеет сегодня и свой сайт, и свою пресс-службу, и даже рассылают свои пресс-релизы по редакциям сами. То есть журналисту и делать ничего не надо, и надо сказать, многие и не напрягаются. Поэтому и доходит дело до курьезов. Если, например, пресс-служба ГУ МВД по Волгоградской области в сводках выдает такую фразу: «путем выставления оконного стекла», то точно такая же казенная фраза и появляется потом в информации на каком-нибудь новостном сайте. Будто журналисты и не учились никогда в университетах и институтах, и совершенно забыли, что такое синонимы и литературный язык. А им, наверное, просто лень даже переписывать готовое «блюдо» более приемлемым языком. Сегодня многие забывают, что такое эксклюзив. Я, например, этого не понимаю. Если у меня оказывается фактура, которой ни у кого нет, у меня даже сердцебиение учащается, и я испытываю, наверное, такие же эмоции, когда охотник подстреливает дичь, за которой охотился целый день. Наверное, причиной некоторого равнодушия журналистов является отсутствие хорошей школы. Многие приходят после университета в редакции с одним вопросом: сколько вы платите? При этом они ничего еще не умеют!
В чем мы нашли свою «изюминку»? Сегодня могу с уверенностью сказать, что наше интернет-сми является практически единственным в регионе, кто освещает тему государственных и муниципальных заказов, а точнее, на что именно и сколько тратят наши чиновники бюджетных средств. Причем, что особенно приятно, эту тему мы подняли, правда, тогда еще в другом СМИ, когда даже не существовало популярнейшего сегодня сайта Алексей Навального «Роспил». Тогда все началось с публикации «Заказная игра» в волгоградском выпуске газеты «Известия», где мы рассказали о том, как администрация города закупает продукты для школ и детских садов по ценам выше рыночных, и подняли вопрос, почему муниципальные заказы выигрывают одни и те же фирмы. Резонанс тогда был ошеломляющим. Многих шокировало, например, что за бюджетные средства в те же школы покупаются яйца ценой за 65 (!) рублей десяток, в то время, когда в магазине эти самые яйца можно было купить за 30 рублей. Помню, как нам звонили коллеги, депутаты да и просто читатели и все начинали с одинакового вопроса: «А откуда вы все это взяли?». А пользовались да и пользуемся мы сейчас исключительно открытыми источниками – сайтами госзаказов и мунзаказов, которые обязаны вести органы власти.
- И что, так просто, зайти на сайт того же госзаказа и все увидеть?
- Нет, конечно. Да, к счастью, законодательством предусмотрена обязанность чиновников открывать такие сайты, выкладывать туда информацию о предстоящих аукционах, о намерении потратить те или иные бюджетные средства на какие-либо цели, а также информировать граждан о результатах этих аукционов. Другое дело, что эта информация пребывает в весьма хаотичном состоянии. Иногда уходит по несколько дней, даже недель, чтобы проследить путь одного заказа от момента подачи заявок до объявления результатов. Это действительно сложная в первую очередь аналитическая работа, и, конечно, она не по плечу тем, кто отвык думать, анализировать и делать выводы.
-- Ну хорошо, вот вы написали, предположим, что депутаты облдумы или чиновники администрации области купили для себя новые машины. Люди прочитали, поругали в очередной раз власть. А дальше что?
- Во-первых, хочу сказать, что многие наши материалы по поводу того, куда и как тратят бюджетные деньги чиновники, становились основой депутатских запросов в областную прокуратуру, губернатору. Достаточно вспомнить, как по материалам нашего расследования о тратах на поездку волгоградской делегации на инвестфорум в Сочи в прошлом году прокуратура вносила представления в адрес губернатора. Из последних наших «успехов» в этом плане можно считать публикацию информации о расходовании 4,5 миллионов рублей на ремонт крыльца администрации области. Депутат облдумы Михаил Таранцов в своем запросе на имя губернатора заставил его объясниться по этому поводу. Кроме того, самым главным эффектом подобных публикаций я все-таки считаю создание общественного мнения. Да, мы с вами не власть, мы не можем влиять на справедливый процесс распределения бюджетных средств, зато мы можем рассказать людям, что, например, чиновники находят в бюджете деньги на новые машины, ремонт своих кабинетов, ковровые дорожки, новые телевизоры и кофемашины – то есть то, что называется комфортом власти, зато почему-то «жмут» деньги на лекарства для онкобольных. Весной прошлого года, например, мы обнародовали шокировавшие даже наших коллег из питерского «Пятого телеканала» факты, как администрация области потратила около миллиона рублей на закупку… туалетной бумаги и прочих гигиенических принадлежностей. Мы считаем, это высший цинизм – тратить деньги на туалетную бумагу, когда их не хватает на более необходимые и более важные для жителей региона дела: те же операции для больных, то же жилье для малообеспеченных.
- Ну а какой эффект от всего этого? Чиновники стали меньше тратить на себя и больше на других?
- Это было бы высшей наградой для нас, если бы это произошло. Но, к сожалению, наши чиновники – не инопланетяне, они часть системы, деятельность которой регламентируется сегодняшним законодательством. Если законы позволяют им не объяснять гражданам, зачем им нужны новые машины, если «старым» всего один год, то они и дальше будут покупать на бюджетные деньги джипы и мерседесы. Но у нас есть стойкое убеждение, что чиновники должны жить хорошо только в том случае, если и жителям области обеспечены все условия для нормального и комфортного существования. Я не понимаю, почему не самые богатые люди собирают, например, всем миром деньги для операции больному ребенку, если мы обращаемся к ним с такой просьбой. Почему на помощь не приходят чиновники, почему в бюджете всегда не хватает денег на спасение жизни ребенку? Ведь жизнь ребенка в миллион крат ценнее новой машины для чиновника. И почему никто из тех, кто имеет сегодня власть и возможность распоряжаться бюджетом, не может на секунду остановиться, оглянуться вокруг и подумать: а имею ли я морально право жить лучше, когда миллионы живут очень плохо? К сожалению, сегодня немодно быть скромным. К счастью, я знаю людей, которые облачены властью и большими возможностями, но кто стал это понемногу понимать. Конечно, их очень мало, но я уверена, что именно скромность может спасти наше общество от дальнейшей гибели и морального разложения. Но в первую очередь такой пример должны подать те, кто является публичными фигурами. Я уверена, что эти люди стали бы самыми популярными политиками и снискали уважение жителей области безо всякого «пиара».
- Но содержание ваших тем, по всей видимости, не ограничивается госзаказами и пропагандой скромности в чиновничьей среде. Какие еще приоритетные направления работы сайта вы для себя определили?
- Конечно, мы стараемся освещать и другие, важнейшие стороны нашей жизни. Что нам интересно? Экспертиза бюджетного законодательства, инициатив власти, мнения финансистов, политиков, депутатов, освещение арбитражных споров, громких уголовных и гражданских процессов. То есть то, что интересно людям состоявшимся, интересующимся и политикой, и экономикой, желающим узнать то, что не для всех доступно.
- Что вам приносит удовлетворение и что огорчает в вашей работе?
- Радует то, что сайт «Волга-Каспий», несмотря на свою молодость, уже приобрел своих постоянных читателей, которые оставляют свои мнения на нашем форуме. Причем эти мнения бывают абсолютно противоположными, и это здорово, когда есть настоящая дискуссия. Огорчает то, что пока не так много, как хотелось бы… Но нам есть к чему стремиться.