«Волгоградская правда», № 26 (26346) от 12 февраля 2010 года
Когда покупка квартир для сирот была расходным обязательством местного бюджета, в казне Волгограда не хватало на это средств.
Когда (с 2006-го) деньги на приобретение жилья для сирот стали выделяться из областного бюджета, город из года в год был не в состоянии освоить эти субвенции.
А очередь сирот-льготников росла...
Но в 2009 году как будто наступил перелом.
В Волгограде куплено 115 квартир для детдомовцев и подопечных сирот (это против 20–25, приобретаемых в прошлые годы), причем в новостройках. Израсходовано около 213 миллионов рублей, из них 99 миллионов – позапрошлогодней субвенции.
Главное, молодежь с трудной судьбой получает от государства изолированные метры. Кому-то повезло, – как этому не порадоваться?
Но, увы... Скандалы по поводу недвижимости, закупаемой муниципалитетом, продолжаются.
Халатность или?..
Наша газета, например, рассказывала о результатах проверки прокуратуры города Волгограда (см. "ВП" от 9 декабря 2009 года).
Проверка показала нерациональное и неэффективное использование финансовых ресурсов на приобретение в муниципальную собственность Волгограда жилых помещений для детей-сирот. Оно велось с нарушением основополагающих принципов бюджетного законодательства.
Проверяющие тогда сделали вывод, что в ходе открытых аукционов цены на некоторые лоты были завышены. Из-за халатности при определении стоимости квартир перерасход бюджетных средств составил примерно 1,5 миллиона рублей.
При нормальной ценовой политике, говорили специалисты, город мог бы купить еще одну квартиру. То есть новоселье могло бы состояться еще у одного молодого человека – а это, согласитесь, немало.
После проверки Следственным управлением при ГУВД Волгоградской области было возбуждено уголовное дело в отношении начальника управления по жилищной политике администрации Волгограда Игоря Максимчука. Затем, как уже сообщалось, судом Центрального района принято решение об отмене постановления в возбуждении этого уголовного дела.
Есть ли виновные в том, что государству нанесен ущерб на крупную сумму, по сей день остается невыясненным. А налогоплательщики вправе ждать ответа на этот вопрос.
Кухня без окна, санузел в подъезде?
Незадолго до Нового года волгоградцам показали красивые телевизионные репортажи: представители власти вручали детям-сиротам ключи от долгожданных благоустроенных квартир.
"Однушки" в жилом комплексе "Солнечная Бекетовка", которые попали в кадр, выглядели и правда симпатично.
По некоему странному стечению обстоятельств высокие гости из мэрии под прицелом телекамер посетили только секции в шестиэтажном корпусе. Там квартиры, как уже сказано, имеют современную планировку, раздельный санузел, большую кухню, в общем, все, как положено.
Но вскоре выяснилось, что совсем рядом располагаются, как писал классик, и "нехорошие квартиры". Только находятся они в другом – девятиэтажном – корпусе того же жилого комплекса по адресу Шумилова, 30.
Всего таких квартир 18. Они были куплены мэрией на аукционе 24 сентября и предназначены тоже для детей-сирот. Жильцы в них появились только около месяца назад.
В одной из них, квартире под номером 240/2, недавно поселилась Мария Пашегорова, молодая мама с маленьким ребенком.
Едва перевезя в выделенную ей квартиру вещи и оглядевшись, Маша поняла, что рано радовалась своей удачливости. Бытовые условия явно оставляли желать лучшего. Разочарование было столь велико, что молодая женщина ...отказалась регистрироваться на данной жилплощади. Свои мотивы она была вынуждена пояснить в письме тому же И. Максимчуку.
Цитируем:
"В моей однокомнатной квартире функцию кухни выполняет ниша, которая находится в жилой комнате, не имеет окна и перегородки от основной комнаты. Эту квартиру я получила, являясь сиротой. У меня маленький ребенок 2007 года рождения. Готовить в такой кухне невозможно, т. к. все испарения и гарь стоят в жилой комнате. А туалет и ванная находятся в пристройке в подъезде.".
Что это за квартира такая, где роль кухни играет закуток без окон и дверей? И как так туалет в подъезде?
Когда журналист "Волгоградской правды" вместе с уполномоченным по правам ребенка в Волгоградской области Ниной Николаевной Болдыревой и начальником отдела областного комитета по образованию Еленой Геннадиевной Логойдо выехали на место, обнаружились и еще более невероятные вещи.
Легким движением руки "двушка" превращается...
Ну, может, и не легким движением, но определенно по мановению чьей-то указующей руки двухкомнатные квартиры в секции N 5 были переделаны ...в однокомнатные. Причем переделаны небрежно, наскоро. По крайней мере, так в один голос утверждают их владельцы.
Мы убедились, что 18 квартир, в которые поселили сирот, иначе, как полуфабрикатами не назовешь. Дикая конфигурация комнат – то ли ромб, то ли овал, без прямых углов.
– Мебель поставить невозможно. Я уж по-всякому выкраивала, но никуда не смогла приткнуть кресло-кровать. Видите, так и стоит посередине, – сетует одна молодая хозяйка, а другая добавляет:
– Звукоизоляция практически отсутствует. Мне кажется, перегородкой между квартирами служит гипсокартон, – и девушка в подтверждение стучит кулачком по хлипкой стенке.
Нумерация у квартир своеобразная. Через дробь – 200 и 200/2, 208 и 208/2, 224 и 224/2, 232 и 232/2 и т. д.
В квартирах, которые с "дробями", и в самом деле отсутствуют кухни. Выглядит это так: прямо в жилых комнатах в узких "аппендиксах"-нишах приделаны раковины и установлены электроплиты. В газифицированном-то доме! Вентиляционное отверстие выходит в смежный санузел, вентиляция работает плохо.
В квартирах без дроби, что через стенку, – кухни нормальные, но зато маленькие санузлы, как будто втиснутые в прихожую неудобной изогнутой формы.
– Тут должна быть двухкомнатная квартира, а ее перестроили в две однокомнатные, перегородив гипсокартоном. Нумерацию сделали через дробь, – говорили нам сироты.
А в доказательство показывали на электросчетчики: вот, мол, восемь счетчиков висят под щитами на лестничной площадке. И лишь один счетчик, понадобившийся для образовавшейся "лишней" квартиры, вмонтирован отдельно в ее прихожей.
А теперь сложение и умножение
– Максимчук мне на личном приеме сказал, что он квартиры эти видел и меня понимает. Но по документам, принятым районной администрацией, эти квартиры в порядке, и он ничего поделать не может, – делится М. Пашегорова.
Ну, раз документы в порядке... Правда, в квартирах нельзя жить, но, кажется, чиновника из мэрии это не особенно волнует?
Кстати, стоимость однокомнатной квартиры 240/2 – 1685736 рублей, а смежная с ней однокомнатная квартира номер 240 куплена городом за 1518734 рубля. Сложим эти суммы и получается, что за одну (предположительно бывшую) двухкомнатную квартиру бюджет раскошелился на 3 миллиона 204 тысячи рублей.
Между прочим, при сегодняшней средней цене от 35 тысяч за квадратный метр типовая "двушка" площадью 50–60 метров потянет в пределах двух миллионов рублей, а отдали за нее больше трех. Так не слишком ли роскошное приобретение сделано мэрией? Или не очень, учитывая, что учредителем фирмы-продавца является известный депутат?
Вопросов у редакции много.
Каким образом квартиры прошли техническую инспекцию? Если самодеятельные переделки, о которых шла речь, имели место, кто поручится за безопасность жильцов? Тем более что это люди, за которых, по большому счету, и заступиться-то некому.
То, что сироту обижать безбожно, муниципальным чиновникам в голову приходило? Кто-нибудь из них хотел бы, чтобы его собственный ребенок жил в таких условиях, да еще, возможно, всю оставшуюся жизнь?
Не слишком ли роскошно?
– Вывод однозначный: обидели тех детей, кто заселен в квартиры "с дробями". Считаем, муниципалитет не должен снимать их с учета как нуждающихся в жилье, и, по-видимому, будем на этом настаивать. Вызывает большие сомнения соответствие квартир "с дробью" нормам, которые предъявляются к изолированному жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, – в этом Нина Болдырева и Елена Логойдо были единодушны. Их удивил и возмутил тот факт, что подобные помещения могли быть выделены для сирот.
В соответствии со своими полномочиями областной комитет по образованию направит письма в мэрию и в областную прокуратуру с требованием разобраться в ситуации.
– Кроме того, вызывает сомнение, что жилье в Волгограде выделяется сиротам как льготополучателям, т. е. без учета членов семьи, – добавляет Н. Болдырева. – Мы убедились, что из тех молодых людей, кто вселился в квартиры, многие имеют детей, но при предоставлении квартир этого не брали в расчет. Тогда как по закону жилье по договору социального найма должно предоставляться с учетом членов семьи. Если появился ребенок или заключен брак, это учитывать необходимо. А на остальные вопросы, мы надеемся, дадут ответы контролирующие и правоохранительные органы.
– Данный жилой дом был принят в эксплуатацию в 2008 году. После этого застройщики, имея свободные квартиры, по соглашению с администрацией города Волгограда занялись их фактической реконструкцией. Именно реконструкцией, а не перепланировкой, так как были внесены значительные изменения в проектную документацию: по всему стояку двухкомнатные квартиры были разделены на однокомнатные, появились дополнительные ванные комнаты, дополнительные кухни с электроплитами вместо газовых плит, дополнительные воздуховоды, двухслойные перегородки между однокомнатными квартирами. Все эти изменения подпадают под статью 49 Градостроительного кодекса. При реконструкции проектная документация должна была пройти Главгосэкспертизу, а выполнение работ должно было производиться под контролем Госстройнадзора, чего сделано не было. Почему-то пошли по какому-то странному пути: обратились в администрацию района, где согласовали изменения как перепланировку, чем нарушили действующее законодательство. К чему может привести подобная самодеятельность? К нарушению вентилируемости квартир, что скажется на здоровье граждан. К значительным нагрузкам на инженерные сети по воде и канализованию и, самое главное, по электроснабжению. Ведь дополнительные электроплиты потребляют большое количество электроэнергии, а они "повешены" на существующую электросеть жилого дома. Дом введен в эксплуатацию и теперь подлежит контролю жилищной инспекции. Наше ведомство со своей стороны готово консультировать по данному вопросу.
Заместитель прокурора города Волгограда Ф. Д. Читлов:
– В данной ситуации имели место грубые нарушения градостроительного законодательства. И об этом ответственные должностные лица районной администрации, принимавшие решение о разрешении реконструкции, а затем и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, не могли не знать. Более того, изучением документов, послуживших основанием для принятия указанных решений, установлено, что они принимались уже по факту самовольно произведенных работ по реконструкции объекта, дабы придать характер законности. Вероятно, столь грубые нарушения допущены в силу халатности должностных лиц либо обусловлены необходимостью реализации управленческих решений органа местного самоуправления администрации г. Волгограда в целях обеспечения условий для приобретения квартир по завышенной стоимости. И то, и другое носит характер коррупционных проявлений, чему в обязательном порядке будет дана правовая оценка.
Кроме того, и действиям поставщика также предстоит дать уголовно-правовую оценку по признакам мошенничества.