Когда порок становится системой

Главное
Газетный киоск 16.11.2009 13:47
0
16.11.2009 13:47

Орган коллективной безответственности

Ошибки бывают у всех. Не застрахована от них и власть. Но одно дело, когда нарушение совершено случайно и оно, так сказать, разовое, и совсем другой расклад, если подобные действия сливаются в определенную систему. Еще того хуже, когда речь идет о работе с обращениями граждан, на которые, как выясняется, можно и наплевать, и никакая прокуратура нам, оказывается, не указ. К сожалению, именно это и наблюдается сейчас в Волгограде.
Год плавно движется к своему завершению. Много чего произошло за это время. Так, Волгоградская городская прокуратура с начала 2009 года выявила 2470 фактов нарушений в деятельности органов местного самоуправления, их структурных подразделений и подведомственных учреждений.
По 664 незаконным правовым актам внесены протесты, 510 из которых удовлетворены. В связи с выявленными нарушениями, допущенными должностными лицами различного уровня прокуратурой внесено 384 представления. За 10 месяцев к дисциплинарной ответственности привлечены 159 должностных лица. К административной ответственности привлечены 26 чиновников. О недопустимости нарушения закона предостережены 46 лиц.
Статистика прокурорского надзора свидетельствует о ежегодном увеличении числа выявляемых нарушений в деятельности органов муниципальной власти Волгограда, их должностными лицами. Это наглядно характеризует состояние законности в деятельности органов местного самоуправления.
Почему это происходит, какие законы нарушаются чаще всего и за что наказывают чиновников, рассказывает прокурор Волгограда Юрий Александрович Букаев.
– Юрий Александрович, так в чем причина роста числа нарушений законодательства в органах местного самоуправления? Некомпетентность, нежелание работать или?
– Одна из причин – неадекватная позиция руководства администрации города применительно к рассмотрению актов прокурорского реагирования. Все реже применяются жесткие меры дисциплинарного воздействия к виновным лицам. Безнаказанность, безответственность и порождают новые нарушения. Здесь можно отметить в порядке самокритики и наши упущения, упущения правоохранительной системы, отсутствие четкой, системно налаженной оперативно-розыскной деятельности уполномоченных органов милиции Волгограда. Однако эта тема заслуживает отдельного внимания.
– Какие нарушения наиболее характерны в деятельности местных властей?
– В основной своей массе выявляемые нарушения допускаются при рассмотрении разрешений различного рода вопросов по обращениям граждан и иных заинтересованных лиц. Основная проблема – это волокита. Можно с уверенностью сказать, исходя из практики прокурорского надзора, что нарушения сроков носят систематический, сплошной характер. Лишь за редким исключением обращения рассматриваются в установленные сроки.
Разрешение вопросов, касающихся градостроительного, земельного законодательства, носят неоправданно затяжной характер, причем в большей степени он обусловлен, будем говорить прямо, безответственностью конкретных должностных лиц, начиная от руководящего звена – курирующего заместителя – и вплоть до исполнителя, в компетенцию которых входит решение того или иного вопроса.
Волокита, протяжка по времени обусловлена наличием всевозможных комиссий коллегиальных органов. В недоумение приводит то обстоятельство, что в эти самые комиссии входят все те же должностные лица, которые уполномочены принимать решения. Прежде чем вопрос попадает на комиссию, каждое должностное лицо его рассматривает, дает какое-то заключение, а потом все заключения структур рассматриваются еще и на комиссии. При этом решения же, принимаемые комиссией, декларативно носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер для ответственных должностных лиц. Кому выгодна такая схема?
Естественно, что при такой порочной схеме организации работы есть и объективные причины возникновения волокиты: комиссия просто не может рассматривать все накопившиеся вопросы. Здесь при формировании повестки заседания комиссии имеет место некий избирательный подход. Заинтересованных пропускают вперед, а остальные дожидаются месяцами своей очереди. Все это лежит в плоскости формального и ненадлежащего исполнения прямых должностных полномочий. Естественно, столкнувшись с таким махровым формализмом раз и два, люди попросту теряют доверие к муниципальной власти. При этом каждый ответственный чиновник прекрасно понимает всю несостоятельность и негативные последствия для населения организации работы по указанной схеме. Однако, видимо, устраивает то, что комиссия как орган коллективной безответственности являет собой некое прикрытие допускаемых нарушений. Всегда можно занять позицию "я ни при чем", решения принимались комиссионно, что и происходит на практике. Дожились до того, что даже исполнение требований судебных актов о совершении определенных действий в пользу лиц, чьи права нарушены, подвергаются комиссионному рассмотрению!
Прокуратурой рассматривается такая организация работы в органах муниципальной власти через призму совершения коррупционных правонарушений. И основания для этого имеются довольно веские.
Зачастую, если говорить о земельных и градостроительных вопросах, принимаемые решения и выдаваемые с нарушением сроков ответы, по сути, противоречат требованиям федерального законодательства. Причем должностные лица архитектуры, признавая факты допускаемых нарушений по срокам рассмотрения, обосновывают их цикличностью процесса рассмотрения, а также большим объемом обращений.
– Вами было опротестовано положение "О предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде в 2008 году". Прокуратура посчитала, что данное положение, утвержденное главой города Романом Гребенниковым, противоречит не только действующему законодательству, но и содержит в себе коррупционную составляющую. Однако, насколько нам известно, данный протест так и не был удовлетворен. Соответственно вышеназванное постановление продолжает действовать. Расскажите, в чем суть проблемы?
– Действительно, мы обратились в суд в интересах неопределенного круга лиц на предмет признания ряда положений незаконными. По нашему мнению, коррупционная составляющая была изначально заложена в части ограничения конкуренции, прохождения вопросов на комиссию, отсутствии прозрачности принимаемых решений. Как формируется повестка дня на комиссии, нам и сейчас не до конца понятно, и кто принимает решение о рассмотрении тех или иных вопросов тоже.
Так, например, в случае поступления на один и тот же земельный участок нескольких заявок, администрация города по своему усмотрению принимает решение в пользу того или иного лица. Таким образом, здоровая конкуренция просто-напросто устранена. Это и является основным коррупционным фактором. Остается только предполагать, кому и за что отдается предпочтение.
Центральный районный суд принял решение об отказе в удовлетворении нашего иска, не вникая в существо заложенных требований, с которым согласилась и кассационная инстанция областного суда. Однако мы в настоящее время готовим инициативное обращение в прокуратуру Волгоградской области об обжаловании судебных актов уже в Президиум Волгоградского областного суда в порядке надзора.
– Несмотря на то, что жители Волгограда годами не могут получить разрешения на аренду земельных участков, чиновники мэрии летом этого года всего лишь за один месяц смогли оформить земельные участки в Советском районе Волгограда. Мы знаем, что прокуратура занималась проверкой данного факта. К каким выводам вы пришли?
– При проверке оказалось, на удивление, что земельные участки были предоставлены должностным лицам администрации в установленном законом порядке. Нас заинтересовало, собственно, оперативное рассмотрение этих обращений и принятие по ним оперативных решений.
Если одни заявки рассматриваются по нескольку месяцев, то в случае с чиновниками рассмотрение вопроса аренды земель и принятие по нему решения произошло в очень короткие сроки, буквально за несколько дней. В этом случае тот сумасшедший цикл, который предполагает многоэтапное прохождение рассмотрения вопроса в части земельного и градостроительного законодательства, был пройден от двух до семи дней.
Это как раз то исключение из правил, о котором мы говорили. Никакой волокиты не было.
Чиновники городской администрации сами себе написали заключение, собрались вместе и рассмотрели свои же вопросы.
Нами было внесено представление, в котором вновь обратили внимание главы на существование порочной практики, когда обычные граждане подолгу ждут рассмотрения своих вопросов, а тут чиновничий аппарат в установленные законом сроки все урегулировал.
– Известно, что городской департамент здравоохранения выпустил незаконный приказ, чем ограничил полномочия волгоградских больниц выступать в качестве муниципальных заказчиков. По некоторым данным, несмотря на внесенный прокуратурой протест и отмену приказа, до сих пор ситуация не изменилась, а больницы не имеют возможности самостоятельно участвовать в аукционах. Так ли это?
– Приказ был опротестован и отменен еще в июле. Он нарушал права муниципальных заказчиков, ограничивал их бюджетную правоспособность и хозяйственную самостоятельность. Предусматривал немыслимые процедурные вопросы в порядке подачи и согласования этих заявок в администрации Волгограда. Что творится сейчас на уровне устных указаний, мы не видим. Ни один главный врач медучреждения не сказал: "Меня заставляют нарушать закон"... Вместе с тем практика соблюдения бюджетного, антимонопольного законодательства, законности размещения муниципальных заказов находится в постоянном поле зрения прокуратуры, и в этой сфере городской прокуратурой выявлено около сотни нарушений действующего законодательства. Эти нарушения касаются как непосредственно процедурных вопросов размещения заказа, так и нарушений, которые допускаются уже при заключении, исполнении и контроле исполнения заключенных муниципальных контрактов, применении всякого рода финансовых и штрафных санкций за ненадлежащее исполнение.
В целом по результатам выявленных нарушений внесено около 40 представлений. В отношении должностных лиц, допустивших нарушения при размещении заказа, возбуждено около 35 дел об административных правонарушениях, по которым 26 должностных лиц привлечены к ответственности с наложением штрафов.
...Сложные чувства вызывает подобная деятельность городских властей. Оказывается, когда дело касается себя, любимых, любой сложный вопрос решается практически играючи. Когда с аналогичной проблемой обращается тот же пенсионер, он обречен на долговременные хождения по всем инстанциям без искры надежды на успех. Двоякость, двуличие и дышло в виде закона – грустно все это.
Газета «Волгоградская правда»

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
01.09.2021 21:18
01.09.2021 21:18
0
04.12.2019 18:07
04.12.2019 18:07
0
08.11.2019 11:02
08.11.2019 11:02
0
23.09.2019 08:29
23.09.2019 08:29
0
29.08.2019 11:10
29.08.2019 11:10
0
12.08.2019 09:59
12.08.2019 09:59
0
26.07.2019 12:45
26.07.2019 12:45
0
23.07.2019 15:15
23.07.2019 15:15
0
23.07.2019 12:27
23.07.2019 12:27
0
18.07.2019 08:56
18.07.2019 08:56
0
03.07.2019 11:02
03.07.2019 11:02
0
25.06.2019 10:24
25.06.2019 10:24
0
20.06.2019 08:48
20.06.2019 08:48
0
19.06.2019 17:27
19.06.2019 17:27
0
10.06.2019 13:01
10.06.2019 13:01
0