Заколдованная схема

Расследования 29.09.2008 19:05
0
29.09.2008 19:05

Волгоградские дороги станут непроходимыми, а оптимизация дорожного движения в миллионном городе может остаться на бумаге.

Пробки на дорогах Волгограда уже не просто констатация факта, а перезревшая проблема. И прогнозы – не утешительны: автомобилей становится больше, дороги шире не становятся. Каждый новый глава Волгограда обещает ситуацию исправить. Но Волгоград – город с минимальным количеством транспортных развязок, и с огромным количеством дорожных проблем самого разного свойства: начиная с качества покрытия, и кончая с неверной организацией движения. Волгоград – это три продольные магистрали и сотня малых поперечных улиц. Перекройте «2-ю Продольную» на два часа днем – вот вам и транспортный паралич. Но есть выход.

О том, что Волгограду необходима новая транспортная схема, специалисты говорили давно. Однако, эта схема должна быть вписана в Генеральный план города. Поэтому в 2006 году, когда таковой появился, мэрия Волгограда провела конкурс и определила структуру, способную выполнить значительный объем работ. Заказчиком от мэрии выступило МУП «Комдорстрой», а исполнителем, в конце концов, стали Институт дорожного строительства (в структуре ВолГАСУ) и волгоградская фирма «Аспект». Сумма контракта – порядка 10 миллионов рублей. По оценкам специалистов, этих денег было достаточно, что провести изыскательские работы и подготовить итоговую проектную документацию. Казалось бы все просто и прозрачно. Но не будем торопиться. Ведь результат оказался неожиданным – 15 томов документов под названием «Комплексная схема по организации дорожного движения Волгограда» не устроила ни экспертов, ни ГАИ.

Студенческий подход

Работа над комплексной схемой началась полтора года назад. А закончилась (по крайней мере, официальной сдачей документации заказчику) 1 сентября 2008 года. Увы, и по сей день не все заинтересованные стороны знают, что указывается в данном объемном документе. Так, начальник Волгоградского городского Управления ГИБДД Владимир Климов в интервью ИА «Высота 102» заметил, что с ним, как с руководителем ведомства, отвечающего за безопасность дорожного движения, «Аспект» никаких консультаций не проводил. «Мне такая позиция «Аспекта непонятна, - отметил Владимир Васильевич, - «Аспект» вот уже два года получает деньги на создание комплексной схемы, но с нами никаких консультаций не было. Я эту схему не видел, и что там – не знаю. Может быть, мэрию это устроит? В любом крупном городе такие схемы есть. У нас нет. А город нуждается в современном подходе к оптимизации дорожного движения. Иначе нас ждет транспортных коллапс. За два года «Аспект» получил на разработку схемы около 10 миллионов. Что на эти деньги сделано, мы не знаем».

Высота 102.0А вот в экспертной организации нам рассказали вообще странную историю. Как сообщил ИА «Высота 102» начальник проектно-изыскательского Центра ГОССМЭП МВД РФ Александр Поляков, схему они смогли получить… Но только не в «Аспекте». И то, что увидели специалисты проектно-изыскательского Центра, мягко говоря, их удивило. «Внедрение комплексной схемы организации дорожного движения в Волгограде, разработанной «Аспектом», по нашему мнению, не даст эффекта, и вот почему, - отметил Поляков. - В ходе анализа комплексной схемы организации дорожного движения (КСОД) в Волгограде, разработанной ООО «УНПП «Аспект», было выявлено множество недостатков. Помимо орфографических и грамматических ошибок, встречающихся на протяжении всего текста, не соблюдается правильное написание улиц, магистралей, проспектов и так далее. Но не это главное. В любом проекте, также как и в разработке КСОД, большое внимание необходимо обращать на обоснование принимаемых решений и предлагаемых мероприятий. Во многих разделах проекта данные обоснования отсутствуют».

Поляков рассказал, что исполнители проекта опустили в работе целые разделы. Так, при анализе дорожно-транспортных условий не приводятся общие характеристики водителей, не указаны источники акустического и воздушного загрязнения в городе, а также характеристики источников шума в городе. В пункте «Выявление узких мест по скорости сообщения» вообще отсутствует текст. Далее, при разработке мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП, во-первых, не описываются недостатки в организации дорожного движения на данных участках, во-вторых, не приводятся предлагаемые мероприятия и их схемы внедрения для уменьшения ДТП на данных участках. Отсутствуют таблицы, приложения, расчеты и другая информация, на которые в тексте присутствуют ссылки. Здесь же отсутствие описания переменных, используемых в различных формулах.

«Многие схемы расстановки средств регулирования не соответствуют таблицам режимов работы светофорных объектов (и наоборот), а также расположение средств регулирования выполнено с нарушениями, что не обеспечивают безопасность участников дорожного движения, - указывает Александр Поляков, - Имеет место большое количество ошибок в цифровых обозначениях, а также неверный расчет длительности цикла регулирования светофорных объектов.

В совокупности все это наводит на мысль, что к разработке данного проекта подошли неответственно. При реализации мероприятий по данной комплексной схеме, за которую администрация города заплатила порядка 10 млн. рублей, транспортная ситуация в городе значительно ухудшится, хотя решение администрации о разработке комплексной схемы является передовым и необходимым для развития транспортной инфраструктуры города».

По мнению специалистов-дорожников, с которыми побеседовал корреспондент «ИА «Высота 102», небрежность при подготовке проектной документации может объясняться двумя факторами.

Первый – это использование дешевой студенческой рабочей силы при сборе информации для составления схемы на улицах города. А второй, отсутствие достаточного количества специалистов при подготовке итоговой документации, и отсутствие взаимодействия с дорожниками и инспекторами ГАИ.

Нежелание тратить деньги сторонним людям могло сыграть роковую роль. В результате «экономное бюджетирование» при выполнении работ обратилось сложностями при подготовке документации.

«Без паники, господа!»

Удивительно, но в мэрии и в самом «Аспекте» о результатах проектной работы говорят с оптимизмом. Так, начальник Управления автомобильных дорог Департамента городского хозяйства Сергей Таций сообщили корреспонденту ИА «Высота 102», что, цитируем: «В настоящий момент мэрия занимается изучением полноты данной схемы. Вопросов пока не возникает». По поводу того, что в ГАИ ничего про это не знают, Таций сказал, что возможно они ее не получили. «Техническое задание фирме «Аспект» давалось при участии ГорГАИ, - подчеркнул Таций. - Комплексную схему готовили в 2 этапа. Первая часть была сдана в 2007 году. Замечаний к ней не было. В этом году сдали вторую часть. (У него на столе лежит)».

А вот руководитель проектной группы фирмы «Аспект» Александр Попов и вовсе уверен, что с работой они справились: «Схема разрабатывалась в соответствии с генпланом Волгограда, - сказал Попов в интервью корреспонденту ИА «Высота 102». - В развитие того генплана Институт транспортного строительства делал комплексную транспортную схему, где в основном решались вопросы модернизации улично-дорожной сети Волгограда. И наша работа - это следующий этап - продолжение, организация движения в городе Волгограде в целом. Заказчик – мэрия. С ГАИ мы согласовываем все наши проектные решения».

Попов рассказал, что комплексная схема делится на сетевые методы организации дорожного движения и локальные методы. К сетевым относится система маршрутного ориентирования, организация движения грузового транспорта и автоматизированная система управления дорожного движения.

К локальным: проектирование светофорных объектов, отдельных пересечений дорожных примыканий, ликвидация мест концентраций ДТП, организация приоритетных движений маршрутных транспортных средств.

«По схеме мы планируем увеличить количество светофоров на 25 единиц. По отдельным участкам основных магистралей предлагаем перевести на автоматизированный режим. По всей магистрали не получится, так как не позволяют технические характеристики самой магистрали. Ведь есть определенные требования к автоматизированной системе. Расстояние между перекрестками, поэтому не везде получается, - рассказал Попов».

По поводу эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку схемы, Попов заявил: «Это вопрос не к нам. Мы, конечно, рассчитываем средства на мероприятие, но их должны рассмотреть и утвердить. Как бы мы хорошо не организовывали, пока не будет строительства нормальных дорог, кардинальных улучшений от наших мероприятий не будет».

Попов отметил так же: выполненная работа - это не готовый проект. «Чтобы это все реализовать, надо провести рабочее проектирование, где посчитаны объемы по укрупненным показателям, - сказал он. - Мы работаем сейчас над схемой, которая положена нам по техническому заданию, занимались разработкой проектных решений.

А внедрят это в жизнь - другие. И будут объявлены другие торги, какая компания этим займется, не знаю. Администрация рассмотрит, я так думаю, и будет принято решение, какой пункт наиболее важен, он будет в первую очередь профинансирован.. То есть будет выстроена программа и тогда, те проектные работы, которые должны будут сделаны… их будет выполнять специализированная проектная организация. Надеюсь и мы в том числе».

Таким образом, Попов не исключает дальнейшего финансирования работ, проведенных «Аспектом». Коль дали 10 миллионов, дадут и еще. Тем более, что фактическим руководителем и Институтом транспортного строительства (ИДС), и «Аспекта», является депутат Городской Думы Михаил Девятов, который вот уже десять лет распределяет в Гордуме бюджетные средства на строительство и ремонт дорог.

И нет сомнения, что подготовленные «Аспектом» и ИДС проекты найдут понимание в мэрии, потому что у Девятова никогда разногласий с мэрией не возникало.

От проблемы к решению

Как утверждают специалисты, любая транспортная проблема в большом городе имеет несколько причин: от объективных (рост количества автомобилей), до субъективных (медленное строительство дорог и транспортных развязок). Но мало ответить на вопрос: кто виноват? Важно понять – что делать? И именно поэтому, государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие (ГОССМЭП) МВД России руководствуется «Порядком разработки проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах», принятым в 2006 году. Этот документ был разослан всем начальникам территориальных органов ГИБДД в субъектах федерации и руководителям федеральных органов управления дорожным хозяйством. Сей объемный циркуляр, лишь на первый взгляд кажется сложным. На самом деле, все очень просто: есть техническое задание на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения на автодорогах. И, если ему следовать, то выполнить проектные работы при определенных навыках и подготовке персонала вполне по силам.

Начальник проектно-изыскательского Центра ГОССМЭП МВД РФ Александр Поляков рассказал в интервью ИА «Высота 102» о том, что целью разработки проектов организации дорожного движения в населенных пунктах, является разработка и внедрение мероприятий для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов». Что это значит?

«Внедрение мероприятий по организации движения транспорта и пешеходов, предложенных в результате разработки комплексной схемы организации движения (КСОД), способно обеспечить оптимальное распределение транспорта по улично-дорожной сети. И в том числе определить рациональную схему маршрутов городского пассажирского, грузового и транзитного транспорта, одностороннего движения - с учетом развития сети, - считает Поляков. – Итогом изыскательских работ станет, в том числе, и реализация рекомендаций по развитию и реконструкции дорожной сети в городе с определением приоритетности их реализации. А так же, повышение пропускной способности магистралей, снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в местах их концентрации, связанных с существующими недостатками организации дорожного движения, обоснование скоростных режимов движения, уменьшение отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду».

Справка ИА «Высота 102»: ФГУП ГОССМЭП МВД России – самое крупное предприятие в сфере организации дорожного движения, оказывающее весь комплекс услуг от проектирования до эксплуатации технических средств регулирования дорожного движения.

Дорогое удовольствие

Организация дорожного движения в Волгограде происходит пока по наитию. Город давно уже перегружен – интенсивность движения по данным Института «Волгоградгражданпроект» возрастает на 10-12-процентов в год. Аварийность растет. Линейная планировка города уже не справляется с потоком машин, и решение администрации Волгограда о разработке комплексной схемы является передовым и необходимым для развития транспортной инфраструктуры города.

Пока же, неясно, что получил заказчик за 10 миллионов рублей? В ГОССМЭП утверждают, что «Аспект» не выполнил поставленной задачи, в «Аспекте» же считают, что все сделано верно и в срок. Данных о том, что проектная документация «Комплексной схемы организации движения в Волгограде» прошла экспертизу, у нас нет. Возможно, специалистам будет проще выяснить этот важный вопрос. В противном случае, мы так и не узнаем, на что были потрачены бюджетные деньги и когда в Волгограде появятся хорошие транспортные развязки?

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
26.07.2024 19:01
0
26.07.2024 13:55
0
26.07.2024 09:23
0
26.07.2024 08:54
0
25.07.2024 22:17
0
25.07.2024 16:51
0
25.07.2024 15:21
0
25.07.2024 13:37
0
25.07.2024 12:24
0
25.07.2024 10:05
0
25.07.2024 08:58
0
24.07.2024 21:41
0
24.07.2024 20:52
0
24.07.2024 19:01
0
24.07.2024 16:26
0