«Эксперт Юг» №22 (111)/7 июня 2010
Со сменой губернатора Волгоградской области позиции Романа Гребенникова на посту мэра не укрепились. Новый руководитель региона Анатолий Бровко сразу же дал понять, что видит лишь один возможный вариант отношений губернатора и мэра: по принципу «начальник-подчинённый», и никаких разногласий в политике области и областного центра терпеть не намерен. До истечения полномочий г-на Гребенникова на посту главы городской администрации остаётся ещё два года, однако не исключено, что раньше здесь будет введён институт сити-менеджеров, предполагающий назначение мэров губернаторами.
Стан противников
В апреле этого года волгоградское региональное отделение «Деловой России» исключило мэра Волгограда Романа Гребенникова из своих рядов за «неоднократное нарушение устава организации, противодействие работе организации на территории Волгограда, дискредитацию “Деловой России” и её членов в глазах волгоградской общественности». По словам председателя отделения Романа Созарукова, за три года пребывания г-на Гребенникова у власти в организацию поступили сотни жалоб на «неправомерные, а порой откровенно преступные действия администрации города». Заявители жаловались на нарушения закона в работе городского комитета муниципального заказа, градостроительную политику местной администрации, нарушение земельного законодательства и так далее.
Представители «Деловой России» не намерены ограничиваться исключением Романа Гребенникова из своих рядов и готовы добиваться его отставки с поста мэра города. «Все необходимые действия в рамках нашей компетенции мы уже предприняли. Исключением Гребенникова из “Деловой России” мы подвели итог его трёхлетней деятельности на посту мэра Волгограда. Информация об этом доведена до федерального руководства “Единой России” и “Деловой России”. Наша позиция в отношении действующего мэра сформулирована предельно чётко — этот человек полностью дискредитировал себя как руководитель и должен уйти с занимаемой должности», — говорит сопредседатель регионального отделения «Деловой России» и волгоградского отделения партии «Правое дело» Андрей Куприков. По его словам, сейчас организация через депутатов гордумы добивается создания дополнительных инструментов отставки руководства города — существующий механизм, прописанный законодательно, на практике практически неосуществим.
Поддержать «делороссов» в борьбе за отставку мэра готовы даже политические противники — КПРФ. Сейчас коммунисты собирают подписи против бывшего однопартийца (Роман Гребенников приостановил членство в КПРФ вскоре после победы на выборах мэра Волгограда). Нынешние же соратники по партии — руководство регионального отделения «Единой России» — от назревающего скандала постарались максимально дистанцироваться. По словам председателя Волгоградской областной думы и лидера волгоградских единороссов Владимира Кабанова, конфликту пытаются искусственно придать значение большее, чем он того заслуживает. «Если у мэра города по каким-то причинам не складываются отношения с конкретными людьми и организациями, это проблема только их и его. Я же могу оценить его работу как моего заместителя и руководителя общественной приёмной Путина — это у него получается хорошо. Конечно, Роману Георгиевичу надо хорошенько задуматься, почему у него возникли такие проблемы. И в этом случае я, уже как своему заместителю по партийной линии, рекомендовал бы ему посмотреть внимательно на причины конфликта и в них разобраться. Но он с таким вопросом ко мне не подходил, как официально не обращался и никто из руководителей “Деловой России”», — сказал г-н Кабанов «Эксперту ЮГ».
Одна из главных претензий к волгоградскому мэру, регулярно предъявляемых его оппонентами, — отсутствие опыта практического руководства. За три года «у руля» городской администрации талантливый политик якобы так и не превратился в эффективного управленца и грамотного хозяйственника. «Возьмите любые крупные соглашения, заключённые мэрией, — подписи Гребенникова там нет, всегда за него кто-то другой! Он раструбил на всю Россию, что проведёт конкурс на управление городским комплексом ЖКХ, но сам на него не явился. Строительство, которое в промышленном городе тянет за собой 60 процентов всей производственной сферы, по вине мэра оказалось в тупике из-за отсутствия областного и федерального софинансирования по целевым программам», — приводит примеры проколов Романа Гребенникова председатель Общественной палаты Волгограда Владимир Запарин.
Дело осложняется тем, что почти весь период нахождения у власти молодому волгоградскому мэру пришлось бороться с последствиями мирового финансового кризиса, задевшими промышленный Волгоград значительно сильнее, чем более разнообразные в отраслевом плане хозяйства многих соседних регионов. В целом команде мэрии удалось не допустить социальных потрясений и даже сохранить большинство городских целевых социальных программ, например, надбавки учителям и медикам. Однако предпринимательское сообщество города считает, что, решая сию¬минутные проблемы, местная власть пренебрегала стратегическим развитием. «Они будто не слышали обо всех тяжёлых обстоятельствах, в которых находился бизнес. Ситуация изменилась лишь в 2009−м, да и то под влиянием федеральной политики. На собственные, без указки Москвы, шаги по поддержке бизнеса городская администрация вообще идти боится», — констатирует председатель Волгоградской областной общественной организации «Содействие социальной политике» предприниматель Александр Назаров. Среди уступок бизнесу, на которые пошла мэрия Волгограда в период кризиса — облегчение приватизации муниципальных помещений, снижение арендной ставки на землю для автостоянок, уменьшение налоговой нагрузки на рекламный бизнес. «Впрочем, всё это случилось лишь после того, как городские суды были буквально завалены исками предпринимателей», — говорит г-н Назаров.
Выбирать или назначать
Очередные выборы мэра Волгограда должны состояться через два года, однако ряд источников в неофициальном порядке уверяет, что действующий мэр может освободить свою должность гораздо раньше. Например, уже в ближайшее время уйти на повышение в федеральный центр. Тому способствует высокий антирейтинг Романа Гребенникова, что ухудшает позиции «Единой России» на предстоящих выборах в Госдуму РФ. Вполне вероятно, что единороссы предпочтут, чтобы Гребенников занимал должность в федеральном исполкоме партии, — в Волгограде же скандальная фигура нынешнего мэра вряд ли сможет способствовать быстрому восстановлению утраченного влияния «ЕР» (в марте этого года партия в Волгоградской области проиграла «Справедливой России» выборы мэра города Волжского и теперь единороссы постараются сделать всё возможное для исправления допущенных ошибок).
Та же «Справедливая Россия» уже сегодня готова побороться за пост мэра Волгограда, не скрывает председатель регионального отделения партии, депутат Госдумы РФ Олег Михеев: «Мы обязательно будем выдвигать своего кандидата на эту должность. Лично я уже баллотировался в мэры наравне с господином Гребенниковым и не исключаю, что в будущем буду баллотироваться снова». Намерена выдвинуть свою кандидатуру и КПРФ — скорее всего, это будет руководитель партийной фракции в облдуме Николай Паршин, хотя шансы на победу у него довольно призрачные. Можно ожидать и появления среди кандидатов в мэры Волгограда более или менее статусных «варягов». «Уже сегодня известно, что в выборах планируют принять участие два широко известных на федеральном уровне человека. Вообще, выборы в Волгограде интересны многим столичным политтехнологам, и волгоградцев ожидает мощное противостояние предвыборных штабов и технологий», — говорит директор консалтингового агентства NPR Grоup Дмитрий Фетисов.
Однако есть ещё один, весьма вероятный, вариант развития событий: замена выборов мэра Волгограда на его прямое назначение, которое будет осуществлять непосредственно губернатор. Тем более, что такая возможность уже была озвучена Анатолием Бровко (соответствующее предложение он внёс президенту РФ ещё не будучи губернатором). «Анатолий Бровко, хоть и не находится в открытой конфронтации с Гребенниковым, как прежний губернатор, но достаточно критично относится к его деятельности в должности мэра. Поэтому не исключён вариант, при котором выборного мэра сменит назначаемый сити-менеджер. Сейчас в Государственной думе обсуждается возможность, при которой губернатор, назначаемый президентом РФ, получит право назначать мэров крупных муниципальных образований, поскольку губернаторов назначает президент РФ», — рассуждает профессор кафедры международных отношений, регионоведения и политологии Волгоградского государственного университета Сергей Панкратов.
Возможность внесения в действующее законодательство изменений, позволяющих губернатору назначать мэра региональной столицы, обсуждается не первый год. Сторонники этой инициативы убеждены, что смена процедуры позволит избежать конфликтов «столичных» мэров с губернаторами (подобные ситуации в разное время складывались в Ставропольском крае, в Дагестане, той же Волгоградской области). Противники упирают, в частности, на то, что отказ от выборов противоречит Европейской хартии местного самоуправления, а значит, неминуемо создаст России серьёзные проблемы в Совете Европы. Однако для Волгограда это сегодня один из рабочих сценариев, который позволил бы решить проблему взаимодействия губернской и городской власти без серьёзных политических скандалов.