Жертвой кризиса в отношениях глав регионов и мэров может стать «Единая Россия» "Независимая газета" 17.05.2010.
Различные источники политической легитимности губернаторов и мэров в конце концов усугубили традиционное противостояние региональных и муниципальных систем управления, основанное на бюджетной конкуренции. В Волгоградской области, например, обслуживающие региональную администрацию эксперты заговорили об «избыточной легитимности» мэров и о необходимости отказа от процедур прямого избрания глав городов. Дескать, для организации работы ЖКХ и ремонта дорог совсем необязательно иметь всенародный мандат доверия. Ревность губернаторов к мэрам, не собирающимся сворачивать политическую деятельность по причине постоянной предвыборной готовности, вполне понятна. Однако реализация губернаторских амбиций, в основе которых лежит стремление распространить вирус санкционированной легитимности на уровень муниципальной исполнительной власти (в частности, через институт сити-менеджеров), таит в себе угрозу как для сложившейся практики воспроизводства политического лидерства партии власти, так и для вертикали управления. Уровень местного самоуправления сегодня остается единственным (помимо президентского), на котором действует корпорация бюрократов, объективно заинтересованных в развитии социальных программ и социальных инноваций. И вовсе не потому, что этой корпорации присущ какой-то особенный гуманизм: просто только активная и эффективная социальная политика дает возможность муниципальной бюрократии, и мэрам в частности, воспроизводить свою систему власти.
Попытка губернаторов взять глав городов под свой полный контроль приведет лишь к тому, что пространство электоральной политики свернется еще сильнее (по сравнению с 2005 годом), а вместе с ним начнет замерзать и заинтересованная социальная (в том числе и разумно популистская) политика местных властей. Если обо всем хочет думать губернатор, то зачем напрягаться сити-менеджерам…
Крайними в этой ситуации окажутся в первую очередь вожди и активисты проправительственной «Единой России». В случае успеха «губернаторского путча» им придется на ближайших выборах в Госдуму РФ иметь дело с не очень уклюжим и не слишком эффективным административным ресурсом и «подвешенными» мэрами городов, которые будут озабочены только тем, как понравиться губернаторам. В такой ситуации освобождающаяся политическая ниша неизбежно будет заниматься оппозиционными популистскими партиями («Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и т.д.), стремящимися к максимально возможному освоению пространства электоральной легитимности. Партия власти же будет – усилиями конфликтующих бюрократических корпораций – планомерно вытесняться в зону санкционированной легитимности, ограниченной и хрупкой. Сегодня благовещенская и волгоградская истории становятся той самой лакмусовой бумажкой, по которой можно судить о перспективах трансформации созданной Путиным политической системы. Она покажет не только пределы губернаторской власти, но и глубину внутреннего кризиса системы исполнительной власти, в которой один элемент пытается уничтожить, поглотить другой, апеллируя к тезису сомнительной эффективности и целесообразности. Впрочем, «губернаторский путч» в российских регионах, похоже, только начинается.