Областные вести, № 3 (863).
О Гребенникове написано и сказано столько, что и Лев Николаевич, будь он жив, позавидовал бы. Напомним поэтому основное. Депутатом областной думы стал в 1998 году в возрасте 23 лет. Был очень серьезным молодым человеком, по его собственным словам, успевшим пережить демократические иллюзии и стать убеж¬денным коммунистом.
Романа Гребенникова называли самым способным учеником Алевтины Викторовны Апариной. Именно при ее покровительстве два года спустя он стал председателем областной думы, сменив на этом посту своего однопартийца Виктора Приписного.
можно сказать, повезло. Взрослые коллеги место не поделили, Алевтина Викторовна вовремя вмешалась и при активной поддержке губернатора Николая Максюты гениально все срежиссировала. Для нее это было крайне важно. Выдвиженец КПРФ, самый молодой спикер регионального парламента в России. Было чем погордиться и отчитаться перед товарищами в столице.
Переизбрали Гребенникова, когда в думу пришло большинство депутатов от «Единой России». Говорят, он был на грани нервного срыва, но потом все же собрался, сконцентрировался и, вновь заручившись поддержкой товарищей по КПРФ, начал готовиться к выборам градоначальника. Политиком он к тому времени был, как говорится, вполне раскрученным — в бытность спикером ни одному депутату не доставалось столько эфирного времени и газетной площади. Собственно, именно эта созданная местными СМИ популярность, а также популистские лозунги и обещания вкупе с призывами голосовать за защитника сирых и убогих помогли ему одержать победу на выборах.
С тех пор прошло два с половиной года. Мэр, теперь уже единоросс да к тому же руководитель общественной приемной лидера партии В. В. Путина, по-прежнему всегда на виду. Некоторые волгоградские журналисты даже в шутку прозвали его «эфирным созданием» — однообразные сюжеты про Гребенникова давно и прочно заполняют эфир муниципального телевидения. В этом смысле мэр для телевизионщиков удобный персонаж: много и быстро передвигается, в меру общителен, так что материала для очень важных «протокольных» сюже¬тов хватает. Единственное, чему волгоградский градоначальник еще пока не научился, так это давать sound bite, то есть выражать законченную мысль в рамках 20—30 секунд, чтобы журналисты «Гребенников-ТВ» не тратили время на монтаж.
Однако каким бы супергением ни был руководитель, он мало что может сделать без своего окружения. Времена героев-одиночек безвозвратно канули в Лету, и еще в Средние века неизвестный мудрец точно подметил, что короля делает свита. Перефразируя это выражение, отечественный наш вождь всех времен и народов высказался еще категоричнее: «Кадры решают все!».
Действительно, советские времена можно за многое поминать недобрым словом, но только не за кадровую политику. В те времена назначению на должность главы города или области (тогда: первый секретарь горкома, обкома партии, председатель исполкома) предшествовало долгое восхождение по карьерной лестнице. Сегодня же возможно все. Демократичная по сути система выборов мэров приводит иногда во власть людей, доселе не имевших к ней никакого отношения.
Итак, что же представляет собой свита или, будем выражаться языком современным, команда мэра Гребенникова?
Увы, большинство горожан в ответ на этот вопрос могут лишь развести руками. Проработав два с половиной года бок о бок со своим шефом, фигуранты команды умудрились остаться никем не замеченными. Ну кто, скажите, может припомнить имена сегодняшних вице-мэров — Александра Калинина и Сергея Бирюкова? Первый курирует социальную сферу и образование, второй — работу департамента здравоохранения и комитета по делам молодежи. До этого Калинин был помощником депутата Гребенникова, а Бирюков - главным редактором газеты «Первое чтение». Причем сначала медициной взялся рулить Калинин, но что-то не заладилось у него с местным врачебным сообществом, и падающее знамя подхватил Бирюков. По той лишь причине, что закончил мединститут, хотя врачом никогда не работал. Складывается впечатление, что они пришли ниоткуда, были никем, а потому сказать им народу нече¬го, и ответственность за все, что происходит в городе, делить они с шефом не могут и не хотят. А может, просто Роман Георгиевич, как истинный герой, взваливает все проблемы на свои могучие плечи?
Впрочем, не будем рассуждать о причинах. Просто возьмем на себя смелость и попробуем вывести команду мэра из сумрака. В конце концов, если он доверяет этим людям, значит, они заслуживают того, чтобы о них рассказали. Начнем с фигуры, наибо¬лее близкой нам, журналистам.
Итак, знакомьтесь: Александр Геральдович Маслов.
Впервые появился в Волгограде в конце июня 2007 года, став восьмым по счету заместителем Романа Гребенникова. В обязанность ему вменили присматривать за городской культурой, средствами массовой информации и рекламой. Поговаривали даже, что настойчиво рекомендовал его на эту должность владелец компании «Ренова» господин Вексельберг. До приезда в наш город выпускник факультета иностранных языков МГУ им. Ломоносова возглавлял рекламное агентство в Новороссийске Краснодарского края и даже был редактором газеты «Новороссийский рабочий».
Оправившись от легкого недоумения, вызванного таким карьерным скачком, местное журналистское сообщество попыталось выйти на контакт с вице-мэром, однако с его стороны никаких ответных шагов не последовало. Александр Геральдович был явно не заинтересован в сотрудничестве даже с муниципальными СМИ. Скажу больше: некоторые журналисты, отвечающие в местных печатных изданиях за культуру, до сих пор имеют самое приближенное понятие о том, кто такой господин Маслов. Даже в редакции газеты «Городские вести», которая, как известно, является административным ресурсом мэрии, частенько возникала путаница в фамилиях Маслов и Масленников (последний до недавнего времени был заместителем председателя городского комитета по культуре). Однажды публикация с досадной ошибкой все-таки вышла в свет, за что журналист получил строжайший выговор...
Редакторы только затылки почесывали, вспоминая и сравнивая г-на Маслова с его предшественником на этом посту в команде прежнего мэра Евгения Ищенко Константином Калачевым. Вот уж кто действительно был ключевой фигурой и главным идеологом своего градоначальника. И при этом человеком публичным, никогда не упускавшим возможности изложить свою позицию в СМИ. Именно он, человек тоже не местный, москвич, в свое время затеял в нашем городе «культурную революцию» (умолчим, правда, насколько удачно), главным постулатом которой было: «Волгоград — пуп земли, центр Вселенной, лучший город на земле!».
Непубличный человек Маслов свою деятельность на посту вице-мэра тоже начал с революции. Правда, не информационной, не культурной, а... рекламной. Формально ее началом послужило решение мэрии убрать рекламные конструкции с основных магистралей города. Однако, по имеющимся данным, такие намерения городской администрации больше походили на передел рынка, а не на плановый проект по наведению порядка. В результате владельцами щитовых конструкций была развернута настоящая «баннерная война». Рекламщики тогда в знак протеста развесили по всему городу щиты с нелицеприятными высказываниями в адрес Гребенникова. Пополнив городской бюджет, проект г-на Маслова здорово попортил нервы мэру Гребенникову. В итоге все вернулось на круги своя, и предприниматели деликатно постарались о конфликте забыть.
Еще одним кровным делом вице-мэра по идеологии злые языки называют тротуарную плитку. Якобы в Новороссийске осталось у него или у близких ему структур предприятие, которое эту самую плитку производит и в большом количестве поставляет в наш город. При этом городские власти упорно игнорируют тот факт, что наши производители делают плитку не хуже, а продавать ее муниципальным службам готовы гораздо дешевле. Злые языки даже разносят информацию о том, что все конкурсы и бюд жетные деньги все равно выигрывают новороссийские плиточники.
А летом этого года Александр Маслов вдруг едва не лишился своего поста. Формальным поводом для наметившегося ухода вице-мэра был скандал в Волгоградском музыкальном театре, новый директор которого (приглашенный из Москвы продюсер Дмитрий Самитов) за два месяца пребывания в должности умудрился перессориться со всем творческим коллективом, а часть его уволить.
Кстати, именно в этой истории фамилия Маслова прозвучала, пожалуй, громче всего из-за, мягко говоря, нелестной характеристики, которую дал ему Самитов.
«Маслов, — говорил Самитов, — не любит город и не любит людей Волгограда. Это человек, который не имеет специализированного образования в области культуры, не занимавший до этого ни одной сколько-нибудь заметной руководящей должности. В родном городе он работал рекламным менеджером на радио. В Волгоград же приехал с корыстными, узкособственническими интересами...»
Возвращаясь к теме случайных людей, напомним, что в июле опять же 2008 года прокурор города озвучил информацию о том, что пять заместителей мэра — Александр Давыденко, Сергей Соколов, Сергей Бирюков, Александр Калинин и Александр Маслов — назначены на должность с нарушением закона.
Как будут дальше развиваться события, покажет время, однако рано или поздно этот не отлаженный и плохо подобранный механизм должен дать сбой. Собственно, это уже происходит.
«Судя по телевизору, жизнь у нас лучше некуда, — написала нам в письме ветеран труда, вдова ветерана Великой Отечественной войны Валентина Федоровна Федорова, — на деле же безработица, нищета, никудышные дороги, запущенные подземные коммуникации. Такого бардака не было ни при одном градоначальнике! Получается, что крупный промышленный центр попал в управление некомпетентной команды — людей, не имеющих ни достаточного опыта, ни профессиональных навыков. А во главе этой команды — выпускник юридического факультета Вол ГУ, нигде в жизни не работавший перед тем, как оказаться на высочайших постах. Становится понятно, почему наши заводы и предприятия практически остановились, ЖКХ как никогда в упадке, цены на жилье растут...»
Ну, Валентина Федоровна, тут еще, конечно, и кризисное время постаралось. Но все же многие, думается, с вами согласятся, В то время как президент и премьер активно призывают вербовать во власть профессионалов, которые смогут решать масштабные задачи, чиновники городской администрации не в состоянии даже грамотно оформить документы на выделение федеральных субсидий под строительство дорожной сети.
Суды завалены исками к мэрии — заявления несут строители, энергетики, дорожники. Служители Фемиды, Федеральная антимонопольная служба вынуждены признавать недействительными аукционы, устраиваемые городской администрацией. Город несет многомиллионные убытки. Только от заваленного тендера на аренду коммунального хозяйства города ущерб казне составил около 1 миллиарда рублей.
И что-то подсказывает мне, что не было бы всех этих скандалов и уголовных дел, если бы во всех сферах муниципальной власти работали профессионалы, а не случайные люди.
P. S. Прежде чем приступить к написанию этого материала, мы попытались получить информацию, что называется, из первых уст и обратились к Александру Геральдовичу с просьбой об интервью. Увы, как и ожидалось, доступ к телам мэрских заместителей, а также начальников департаментов и комитетов строго регламентирован. Поэтому нам пришлось самостоятельно выяснить, что это за люди и откуда они взялись. А чтобы оградить себя от лишних претензий, оговоримся сразу: здесь и в дальнейшем используется только информация из собственных источников.
Лилия ФЕДОСЕЕВА.