В конце июня 2009 года в газете «Городские вести», в статье «Так ли страшен секвестр, как его малюют» о внесении поправок в бюджет Волгограда нас убеждали: «после внесения поправок в бюджет катастрофы не случится».
Мы полностью согласны с автором публикации. Более того, позволим себе предположить, что планета наша продолжит вращаться в ту же сторону и с той же скоростью, независимо от заседаний волгоградской городской думы.
Но тогда вопрос: «а зачем вообще заседают депутаты, что-то пытаются решить, и по большому счету зачем они (да впрочем и администрация) нам вообще нужны?» Ведь нас настойчиво пытаются убедить в том, что от этих решений ничегошеньки не изменится: мы просто почему-то оказались в числе 13 кризисных регионов, наиболее пострадавших из-за падения бюджетных доходов. Ну, не повезло нам снова, и все тут. И как пишут в «Городских вестях»: «Все из-за кризиса, благодаря которому на 1 550 145 тысячи рублей уменьшились налоговые поступления и на 493 миллиона - неналоговые».
А вот мы не можем согласиться с тем, что во всем виноват один лишь кризис.Для многих наших чиновников кризис – какой-то «козел отпущения», на который с легкостью можно списать свою безграмотность, а порой даже откровенную тупость…
Мы хотим предложить Вашему вниманию небольшой анализ неналоговых поступлений в бюджет, администрируемых городским департаментом муниципального имущества (ДМИ). Причем пока мы не будем брать в расчет такие «мелочи», как арендная плата за «коммуналку» (когда-то нынешний мэр обещал получать за нее в бюджет не менее 400- 500 млн рублей в год (интересно, куда они испарились?), не будем касаться дивидендов от деятельности открытых акционерных обществ, где есть доля муниципалитета или поступлений от прибыли МУПов. Сейчас уже как-то стало неприлично даже говорить о том, что все эти неналоговые доходы могут пополнять казну. Не станем мы трогать также доходы от рекламы или арендной платы за землю, хотя по логике это тоже должно быть прерогативой ДМИ.
Мы поговорим только о двух видах поступлений, которые достаточно легко проанализировать, а именно: от аренды помещений и от приватизации. Полагаем, что цифры, которые мы приведем, скажут сами за себя. Покопавшись в отчетах ДМИ за последние 10 лет, нам удалось составить предлагаемый Вашему вниманию график (см. рисунок).
Мы сочли возможным напомнить читателю - кто в тот или иной исследуемый нами период «рулил» городом (а в скобках - департаментом муниципального имущества).
Мы также обратим внимание на то, что в связи с большой инерционностью процессов достаточно корректно итоги, скажем, 2007 года полностью отнести в «заслугу» Херианову, хотя формально он начал править в середине 2006 года, а уже 20 мая 2007 года был избран Гребенников. Также и 2006 год полностью «на совести» Ищенко, хотя вторую его половину он уже находился в СИЗО. Итак…
I период - Чехов (Кочубей) - 1999 - 2003 гг.:
- доходы от аренды помещений выросли за 5 лет в 4 раза с 48 млн рублей до 198 млн рублей,
- от приватизации с 0 до 115 млн рублей,
В сумме казна получила в 2003 году 313 млн рублей.
II период - Ищенко (Валюшкин) - 2004 - 2006 гг.
За три года арендные платежи за помещения выросли почти в 2,3 раза - до 457 млн рублей (помните, как «полоскали» тогдашнего градоначальника за увеличение арендной платы!). От приватизации в 2006 году получено 774 млн рублей (рост почти в 4 раза). Суммарно доходы по этим двум позициям к концу правления Ищенко достигли 1 млрд 231 млн рублей, что составляло почти четверть собственных доходов бюджета Волгограда, (кстати, впоследствии этот самый высокий в России процент оставался примерно на том же уровне).
III период - Херианов (Валюшкин) - 2007 год.
Поскольку в угоду политическим веяниям арендная плата на 2007 год была заморожена, поэтому было собрано всего 400 млн рублей (на 57 млн рублей меньше прошлогодней суммы), но зато план по приватизации был установлен в объеме 1 млрд 280 млн рублей - беспрецедентный уровень! И он мог быть выполненным, но пришла новая команда, пообещавшая вопреки действовавшему тогда Федеральному Закону «прекратить распродажу» (на самом деле распродажа продолжилась еще более высокими темпами, правда, продавалось все значительно дешевле). В итоге доход от приватизации составил 1 млрд 120 млн рублей, то есть план был «провален»
на 160 млн рублей. Но мэрия быстро «подсуетилась» и убедила депутатов
скорректировать его в сторону уменьшения на 220 млн рублей. Что в последствии,
дало администрации возможность говорить о
перевыполнении плана по неналоговым доходам в бюджет. Общий же сбор
составил 1 млрд 520 млн рублей.
Ну, и нынешний, IV период - Гребенников (Козлова) - 2008-2009 гг.. Несмотря на клятвенные обещания мэра - не повышать арендную плату – она все-таки была увеличена, что позволило пополнить городскую казну на 414 млн рублей (при изначально заниженном плане 388 млн рублей), от приватизации же получено всего 552 млн рублей. (первоначальный план - 650 млн рублей, но в конце года он также был скорректирован гордумой с подачи мэрии).
Таким образом, несмотря на инфляцию и двукратный рост
стоимости квадратного метра, общий сбор по анализируемым позициям
снизился с 1, 52 млрд до 966 млн рублей.
План на 2009 год установлен в объеме 396 млн рублей от аренды (не будем напоминать про пресловутые 18% увеличения, вызвавшие, сами знаете, какую реакцию) и 535 млн рублей от приватизации. Конечно, план по сбору арендной платы будет выполнен. Этому способствует, как всегда, изящная политика мэра, который, благодаря бесчисленным и беспрестанно создаваемым координационным советам и комиссиям по малому и среднему бизнесу, «убедил» предпринимателей, что действовавшая полгода увеличенная ставка аренды пойдет им только во благо. Непонятно, правда, почему добытые 414 млн рублей при увеличении на 18% превращаются в 396 млн рублей. Ну и, благодаря федеральному закону теперь аренда покупается на аукционе (и за что только Ишенко пострадал, ведь это же была его идея!).
А вот с приватизацией, пожалуй, у нас вышел полный «абзац». За семь месяцев получено то ли 50, то ли 100 млн руб. (точную цифру из ДМИ клещами не вытянешь!), значит, в конце года депутатам будет предложена еще одна корректировка (наверное, со ссылкой на очередную волну кризиса). Предполагаем, что больше 200 млн рублей мэрия не соберет.
Отступим немного в сторону от анализируемых двух позиций. ДМИ ведь у нас выступает и как продавец права аренды земельных участков. Полученные от этих деяний суммы и в прошлом и в этом году столь малы, что о них и говорить стыдно, а сколько было обещаний на эту тему? Как продал два года назад бывший руководитель ДМИ, изгнанный впоследствии, четыре участка в Красноармейском районе за 65 млн рублей, так больше похвалиться и нечем. Вот и секвестрировала дума по предложению от мэрии предполагаемые доходы с 600 до 300 млн рублей (злые языки говорят, что за полгода получено то ли пять ,то ли 10 млн рублей).
Будем ли подытоживать? Думаем, читатель уже сам сделал для себя многозначительные выводы из прочитанного. Вряд ли прежним градоначальникам и руководителям ДМИ было легче работать: трепали их, как хотели, в том числе и депутаты. Сколько говорилось о концепции управления муниципальной собственностью, а ведь она была подготовлена еще в 2006 году. Где она сейчас? Отозвала ее мэрия на доработку и похоронила. А может дело и не в отсутствии компетенции городских властей? Почему администрация «упала» только по двум упомянутым позициям почти на 800 млн рублей? Где 600 млн рублей от продажи права аренды земельных участков? Где обещанные полмиллиарда от аренды «коммуналки»? Суммируем эти числа – вот вам и секвестрируемые доходы, не надо даже пыхтеть над сбором доходов от рекламы, арендной платы за землю, земельному налогу и прочее.