Наиболее острой проблемой дорожного хозяйства г. Волгограда является его недофинансирование и несвоевременный ремонт дорог. Результатом этого стала высокая степень износа дорожного покрытия, достигшая вследствие несоблюдения межремонтных сроков 70%, что говорит о подходе к порогу критического состояния. В случае несвоевременного ремонта автомобильных дорог, в будущем их восстановление обходится в 2-3 раза дороже.
В 2009 году Правительство РФ приняло решение о снижении доли участия регионов в софинансировании строительства, ремонта и содержания дорог до 5%. Об этом сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин на международной научно-практической конференции "Транспортные коридоры в инновационном развитии экономики регионов" 16 апреля 2009 г. в Совете Федерации. Таким образом, федеральные власти готовы дотировать регионы в размере 95% от общего объема средств.
При переходе от неконтролируемого процесса "ямочного ремонта" на эффективное использование федеральных и муниципальных средств важно знать:
• дотации, выделяемые на реконструкцию и новое строительство улично-дорожной сети, подлежат срочному освоению и жесткому контролю со стороны федеральных структур (исключая возможность хищений и злоупотреблений на муниципальном уровне);
• средства муниципального бюджета необходимо вкладывать в подготовку ПСД (проектно-сметная документация) для получения федеральных субсидий на капитальный ремонт, реконструкцию и новое строительство;
• текущий ремонт и содержание должны составлять минимальные затраты (3-4 % от СМР в год) при должном надзоре за качеством выполнения работ подрядчиками.
В ходе расширенной коллегии Минтранса РФ 13 февраля 2008 г. глава Федерального дорожного агентства Олег Белозеров заверил «В нашей стране к 2011 году исчезнет понятие «ямочный» ремонт автодорог, существующий только в России». При этом он подтвердил, что ремонт дорог методом локального латания покрытия должен стать исключением, а не правилом, т.к. ни в одном нормативном документе нет такого понятия как «ямочный ремонт дорог». Взамен такого ремонта предлагается широко использовать «маршрутный» ремонт автотрасс, то есть более масштабная реконструкция дорожного полотна.
С наступлением весны количество претензий к администрации города по поводу состояния дорожно-уличной сети Волгограда со стороны горожан и специалистов резко возросло. Претензии затрагивают обширный спектр проблем, как сезонных, так и хронических.
Начать необходимо с ущербного состояния дорожных покрытий, особенно явно проявившегося нынешней весной. Причина его – не столько в переменчивом зимнем климате, сколько в отсутствии должного внимания коммунальных служб города и городской администрации к вверенному им городскому хозяйству.
Как и в любой другой научно-технической области, в дорожном хозяйстве всё регламентируется нормативной документацией (СНиП и ГОСТ). Практикой и нормативами установлены требования: поверхность дорожной одежды, нуждающаяся в локальном текущем ремонте‚ ежегодно должна составлять не более 2–3% от общей площади покрытия дороги или ее участка. Если этот показатель превышен, то такая дорога подлежит капитальному ремонту.
Требованиями к эксплуатационному состоянию‚ допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 50597-93) установлены предельно допустимые площади повреждений покрытия и сроки их ликвидации после обнаружения‚ а также качество заделки этих повреждений с точки зрения ровности покрытия
На многих улицах г. Волгограда возраст асфальтового покрытия превышает 30 лет. На такой срок эксплуатации он не рассчитан - ямочным или аварийным ремонтом здесь не обойтись. Администрация временной заделкой выбоин может создать только видимость продуктивной деятельности без реальной заинтересованности в результате.
Дорожное строительство является одной из отраслей строительства с большим объемом скрытых работ, где достаточно легко осуществлять различного рода махинации и хищения, а контролирующим органам эти махинации выявить без помощи специалистов невозможно.
Частные примеры:
1. Специалистами ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» было проведено обследование участков ул. Кубинской и пр. Ленина протяженностью по 200 метров каждый (Приложение 1). Выявлено что 2,5% покрытия составляют выбоины и другие дефекты, а на проспекте Ленина они появились уже после произведенного ремонта, из чего следует, что объемы выполненных работ гораздо меньше требуемых и запланированных.
2. Такие же работы, которые мы характеризуем как «закапывание денег», ведутся по улицам Лермонтова и Ерёменко. В МУ «Комдорстрой» 2 года лежит готовый проект реконструкции этих участков 2-й продольной магистрали, где предусмотрено 6 полос движения, местные проезды, тротуары, исправление продольного профиля, остановки общественного транспорта в более безопасных местах (в отличие от существующих) с устройством безопасного движения и переходов. В реальности же на протяжении двух лет дорожники города производят недолговечные «нашлепки», которые не приносят существенной помощи, и одновременно вызывают проблемы с водоотводом.
3. В сентябре 2009 года к ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» обращалось УБЭП ГУВД по Волгоградской области с просьбой провести исследование сметной документации по муниципальному контракту №41 от 16.06.08 г. на выполнение работ по капитальному ремонту дороги на ул. 51-й Гвардейской дивизии, и дать экспертное заключение о соответствии проекта фактически выполненным работам (фото в Приложении 2).
Как говорилось выше, в дорожном строительстве достаточно сложно выявить факты хищений, но в случае с ул. 51-й Гвардейской дивизии даже визуальный осмотр показал несоответствия, имевшие место после проведения капитального ремонта.
Ниже представлены выводы, сделанные специалистами ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» в данном экспертном заключении:
ОБЪЕМЫ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, СОГЛАСНО ПЕРЕЧНЯ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОМ МУ «КОМДОРСТРОЙ» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДРЯДЧИКОМ МУП трест «Дорожно-мостового строительства», НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОЕ ДВИЖЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТА И ПЕШЕХОДОВ (по п. 2.2 Муниципального Контракта № 41 от 16.06.08 г.).
Выполненный объём работ не позволяет содержать и эксплуатировать ул. 51-й Гвардейской дивизии в безопасном для дорожного движения состоянии.
Фактически: выполненные работы нельзя квалифицировать как капитальный ремонт который (приказ Минтранса РФ №160 от 12 .11. 2007г. «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них») должен производиться комплексно на всём протяжении ремонтируемого участка с доведением параметров до значений, соответствующих техническим характеристикам категории ремонтируемого участка автомобильной дороги, в том числе с устройством и установкой недостающих и дополнительных элементов обустройства, способствующих совершенствованию организации и повышению безопасности дорожного движения.
Выявлено несоответствие:
• Согласно п.8 муниципального контракта, гарантийный срок на выполненные работы составляет 4 года. Согласно ВСН 41-88 «Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и покрытий» данный срок классифицируется как межремонтный. а гарантийный срок для работ по капитальному ремонту (указанному в п.2 муниципального контракта) должен составлять 13-16 лет.
• На участке между улицами Кутузовская и Савкина обнаружено место на проезжей части, где на протяжении трёх погонных метров имеется одиннадцать кернов (вырубок) в дорожной одежде. В соответствии с п.10.40 СНиП 3.06.03-85 вырубки полагается делать в трёх местах на 7000м2.
Такого рода капитальные ремонты, как и новое строительство автомобильных дорог, выполненные в условиях неконтролируемого расходования бюджетных средств, влекут за собой скорое проявление нарушений проектных параметров дороги в целом. Речь о просадках, появляющихся вскоре после окончания дорожных работ; о преждевременном разрушении верхних слоёв дорожной одежды, влекущих неизбежное появление ям и выбоин на дорогах. Всё это является следствием:
- хищений строительных материалов;
- «экономии» на работах по уплотнению слоёв дорожной одежды;
- отсутствия технического надзора за качеством строительства со стороны заказчика и авторского надзора проектной организации.
По оценкам специалистов сроки службы дорожных одежд в Волгограде не соответствуют нормативным. Уже через год участки, на которых проводились работы, требуют ремонта
Городской общественный транспорт.
При нынешней политике мэрии в отношении городского хозяйства, в этой отрасли наблюдается планомерная деградация.
Ежегодно откладывается запуск новой очереди скоростного трамвая, не появляются новые линии троллейбуса. Не развивается пригородный железнодорожный транспорт. Основной единицей общественного транспорта в Волгограде, на данный момент, являются маршрутные такси, превращающие дорожное движение в городе в хаос. Они являются главной причиной ДТП в городе; подавляющая часть транспортных заторов также вызвана ими.
Общественность поднимала вопрос о необходимости передвижения маршрутных такси исключительно по крайней правой полосе проезжей части, осуществлении посадки и высадки пассажиров только на остановках общественного транспорта, медицинском освидетельствовании водителей перед выходом на маршрут, сокращении дублирующих маршрутов и отзыве лицензий у нарушителей. Но мер по этим вопросам мэрией принято не было.
Позиция ГИБДД Волгограда здесь также не всегда является принципиальной. Структура, призванная на стражу безопасности дорожного движения, слабо реагирует на сложившуюся транспортную обстановку в городе. Горожане зачастую сталкиваются с тем, что инспектор ДПС, видя явные нарушения со стороны маршрутных такси, хаотично столпившихся на перекрестке и пешеходных переходах, просто бездействует.
• несоответствие маршрутных такси нормам безопасности перевозки пассажиров;
• нарушения санитарных норм в местах конечных остановок маршрутов;
• агрессивное поведение водителей, криминализация бизнеса.
проблема очистных сооружений и уборки улиц.
• У колодцев расположенных по ул. Чуйкова после сильного дождя изнутри выбивает люки, и вода фонтаном бьет из колодца, поднимаясь на высоту до одного метра над проезжей частью. Это – следствие того, что система ливневой канализации города полностью засорена вдоль всей береговой территории. Соответственно, дождевые потоки устремляются вниз и не пробившись к очистным сооружениям выходят на поверхность. В результате, даже небольшие осадки приводят к покрытию улиц слоем грязи.
Считаем должным напомнить, что несколько лет назад каждое утро городские улицы мылись водой, по дорогам курсировали мусороуборочные машины, зелёные зоны находились в надлежащем виде.
Нынешнее состояние дел является результатом политики мэрии в области размещения муниципального заказа и отбора организаций, занимающихся обслуживанием перечисленных сфер городского хозяйства.
Фирма «Аспект», являясь монополистом в сфере изготовления дорожной разметки и знаков в г. Волгограде и Волгоградской области, ежегодно бессистемно и произвольно применяет новую конфигурацию дорожной разметки на большинстве улиц. При этом меры, принимаемые для удаления старой не эффективны, что приводит к образованию участков, на которых автомобилисты не могут понимать её однозначно. Зачастую срок службы разметки не соответствует нормативным 6-12 месяцев (в зависимости от интенсивности на участке).
В 2010 году уполномоченным муниципальным заказчиком планируется необоснованно затребовать увеличения финансирования расходов на дорожную разметку с 16 миллионов до 25. При этом исполнителем производится только местное нанесение осевых полос и пешеходных переходов, а до разметки полос движения на большинстве волгоградских улиц дело не доходит. Рядность водители вынуждены определять самостоятельно и их мнения, как показывает практика, не всегда совпадают, что увеличивает аварийность.
На участке проспекта Ленина, от площади Ленина до ул. Краснознаменской, проезжая часть в 2009 году была расширена на не нормативную ширину за счет пешеходного тротуара с демонтажем барьерных ограждений. Мэрия и ГИБДД при этом заявляют об увеличении пропускной способности этого участка проспекта Ленина. На самом деле одними был заказан и реализован, а другими – согласован проект, не соответствующий п. 4.4 СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги», где строго нормируются параметры поперечного профиля автомобильных дорог. Теперь нельзя считать проспект Ленина ни четырёхполосным, ни делить на три равные между собой полосы, которые в свою очередь будут ненормативными. Разметка полос движения автотранспорта на данном участке невозможна.
ВЫВОДЫ
• Имеется почва для масштабных злоупотреблений и хищений в сфере городского хозяйства, конкурентная среда мэрией не создается;
• Отсутствует общественный и специализированный контроль использования городских бюджетных средств;
• Уплотнение застройки решается Городским комитетом по архитектуре за счёт сокращения зелёных зон, автостоянки получают разрешение мэрии на размещение между «красной линией» и проезжей частью, т.е. в зоне пешеходных тротуаров и полосы озеленения;
• Состояние дорожных покрытий проездов, тротуаров стабильно ухудшается (на улицах и внутри кварталов);
• Отсутствуют должные меры безопасности пешеходов: барьерные ограждения, надземные либо подземные пешеходные переходы на наиболее опасных перекрестках (например у Театра эстрады, Центрального стадиона, стадиона «Трактор» и т.д.);
• С ростом уровня автомобилизации Волгограда, за последние 10 лет не появилось ни одной новой автомагистрали общегородского значения, предусмотренные генеральными планами. Проектная документация на участки и дублёры II продольной магистрали, участок III продольной магистрали (до Красноармейского района в виде ТЭО) не реализована;
• Несоблюдение Городским комитетом по архитектуре мер безопасности и предписаний надзорных и разрешительных органов при согласовании проектов ( с нарушением СНиПов и ГОСТов);
• Хаос в структуре маршрутного движения городского общественного транспорта;
• Введение одностороннего движения на отдельных улицах приводит к дополнительному перепробегу транспорта (ул. Елецкая - ул. Ростовская, Ул. Голубинская - ул. Кубанская и т. д.) (Приложение 3);
• Не ведется своевременная работа по уборке проезжей части, созданию качественной разметки и поддержанию условий видимости.
1. Перераспределение схемы финансирования дорожно-уличной сети города с приоритетом на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт для максимального привлечения федеральных дотаций;
2. Обслуживание городского хозяйства с определением подрядчика только на конкурсной основе;
3. Общественный контроль исполнения первых двух задач и технический контроль (технический надзор за строительством со стороны заказчика-застройщика и авторский надзор со стороны проектировщиков);
4. Приватизация МУПов – «Комдорстрой», Трест дорожно-мостового строительства, ДСУ и т.п.
Проблема улучшения транспортной инфраструктуры решаема при условии осуществления строительства тех объектов, по которым в настоящее время имеется актуальная рабочая документация:
• «IV пусковой комплекс мостового перехода через р. Волга» на участке от II до III продольной магистрали (исп. ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект»);
• подземный вариант транспортной развязки в 201-м микрорайоне г. Волгограда (исп. «Харьков метрострой»);
• транспортная развязка на пересечении III продольной магистрали с улицей Неждановой;
• участок линии скоростного трамвая от станции «Пионерская» до станции «Ельшанка»;
• реконструкция ул. 7-й Гвардейской Дивизии, II продольной магистрали (ул. Лермонтова, ул. Ерёменко) от ул. Кубинской до пр. Металлургов.
Проезды под железнодорожным полотном и соответствующие ЖД путепроводы в Ворошиловском (ул. Новоузенская, ул. Елецкая, ул. Ростовская) и Центральном (ул. Голубинская, ул. Володарского,ул.7-я Гвардейская) районах требуется срочно реконструировать.
Все эти мероприятия по совокупности способны разгрузить жилые районы от городского и транзитного транспорта.
• на каждом объекте применять технический надзор за соблюдением технологии проведения ремонтно-строительных работ, и авторский надзор за выполнением проектных решений;
• наладить централизованный контроль за качеством всего цикла производства дорожных работ и используемых при ремонте материалов;
• иметь единое городское учреждение по эксплуатации дорог планово определяющее приоритеты городской программы строительства, реконструкции и ремонта, занимающееся экспертизой проектной документации на дороги, созданием электронного банка данных транспортной инфраструктуры, поставщиков, заводов-изготовителей материалов.
Начальник Мастерской Автомобильных дорог и Инженерных Сооружений И.В. Шкопинский