Используйте для ссылок адрес этого материала в Интернете: https://v102.ru/news/19411.html Источник: ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ВЫСОТА 102» - https://v102.ru Состояние улично-дорожной сети Волгограда в 2010 году и рекомендации по его улучшению |
18.05.2010 15:09 МСК |
Автомобильные дороги – важнейший элемент транспортной инфраструктуры Волгоградской области и неотъемлемая часть единой транспортной системы Российской Федерации, которая обслуживает общегосударственные и региональные нужды, т.е. во многом определяет экономическое развитие г. Волгограда и Волгоградской области.
Наиболее острой проблемой дорожного хозяйства г. Волгограда является его недофинансирование и несвоевременный ремонт дорог. Результатом этого стала высокая степень износа дорожного покрытия, достигшая вследствие несоблюдения межремонтных сроков 70%, что говорит о подходе к порогу критического состояния. В случае несвоевременного ремонта автомобильных дорог, в будущем их восстановление обходится в 2-3 раза дороже. В 2009 году Правительство РФ приняло решение о снижении доли участия регионов в софинансировании строительства, ремонта и содержания дорог до 5%. Об этом сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин на международной научно-практической конференции "Транспортные коридоры в инновационном развитии экономики регионов" 16 апреля 2009 г. в Совете Федерации. Таким образом, федеральные власти готовы дотировать регионы в размере 95% от общего объема средств. При переходе от неконтролируемого процесса "ямочного ремонта" на эффективное использование федеральных и муниципальных средств важно знать: • дотации, выделяемые на реконструкцию и новое строительство улично-дорожной сети, подлежат срочному освоению и жесткому контролю со стороны федеральных структур (исключая возможность хищений и злоупотреблений на муниципальном уровне); • средства муниципального бюджета необходимо вкладывать в подготовку ПСД (проектно-сметная документация) для получения федеральных субсидий на капитальный ремонт, реконструкцию и новое строительство; • текущий ремонт и содержание должны составлять минимальные затраты (3-4 % от СМР в год) при должном надзоре за качеством выполнения работ подрядчиками. В ходе расширенной коллегии Минтранса РФ 13 февраля 2008 г. глава Федерального дорожного агентства Олег Белозеров заверил «В нашей стране к 2011 году исчезнет понятие «ямочный» ремонт автодорог, существующий только в России». При этом он подтвердил, что ремонт дорог методом локального латания покрытия должен стать исключением, а не правилом, т.к. ни в одном нормативном документе нет такого понятия как «ямочный ремонт дорог». Взамен такого ремонта предлагается широко использовать «маршрутный» ремонт автотрасс, то есть более масштабная реконструкция дорожного полотна. СУШЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В ВОЛГОГРАДЕ
С наступлением весны количество претензий к администрации города по поводу состояния дорожно-уличной сети Волгограда со стороны горожан и специалистов резко возросло. Претензии затрагивают обширный спектр проблем, как сезонных, так и хронических. Начать необходимо с ущербного состояния дорожных покрытий, особенно явно проявившегося нынешней весной. Причина его – не столько в переменчивом зимнем климате, сколько в отсутствии должного внимания коммунальных служб города и городской администрации к вверенному им городскому хозяйству. Как и в любой другой научно-технической области, в дорожном хозяйстве всё регламентируется нормативной документацией (СНиП и ГОСТ). Практикой и нормативами установлены требования: поверхность дорожной одежды, нуждающаяся в локальном текущем ремонте‚ ежегодно должна составлять не более 2–3% от общей площади покрытия дороги или ее участка. Если этот показатель превышен, то такая дорога подлежит капитальному ремонту. Требованиями к эксплуатационному состоянию‚ допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 50597-93) установлены предельно допустимые площади повреждений покрытия и сроки их ликвидации после обнаружения‚ а также качество заделки этих повреждений с точки зрения ровности покрытия В случае с Волгоградом, налицо тотальное несоблюдение данного ГОСТа. Как только сошли ледовые уплотнения (не убиравшиеся зимой) на дорогах, стало очевидно, что количество и глубина разрушений покрытий огромны как никогда. При этом первые «ямочные ремонты» начались в первой половине марта, т.к. на 25 марта был назначен визит в Волгоград президента Дмитрия Медведева. Это вынудило городские власти начать «латание дыр» по предполагаемому маршруту кортежа.
На многих улицах г. Волгограда возраст асфальтового покрытия превышает 30 лет. На такой срок эксплуатации он не рассчитан - ямочным или аварийным ремонтом здесь не обойтись. Администрация временной заделкой выбоин может создать только видимость продуктивной деятельности без реальной заинтересованности в результате. Дорожное строительство является одной из отраслей строительства с большим объемом скрытых работ, где достаточно легко осуществлять различного рода махинации и хищения, а контролирующим органам эти махинации выявить без помощи специалистов невозможно. Частные примеры: 1. Специалистами ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» было проведено обследование участков ул. Кубинской и пр. Ленина протяженностью по 200 метров каждый (Приложение 1). Выявлено что 2,5% покрытия составляют выбоины и другие дефекты, а на проспекте Ленина они появились уже после произведенного ремонта, из чего следует, что объемы выполненных работ гораздо меньше требуемых и запланированных. 2. Такие же работы, которые мы характеризуем как «закапывание денег», ведутся по улицам Лермонтова и Ерёменко. В МУ «Комдорстрой» 2 года лежит готовый проект реконструкции этих участков 2-й продольной магистрали, где предусмотрено 6 полос движения, местные проезды, тротуары, исправление продольного профиля, остановки общественного транспорта в более безопасных местах (в отличие от существующих) с устройством безопасного движения и переходов. В реальности же на протяжении двух лет дорожники города производят недолговечные «нашлепки», которые не приносят существенной помощи, и одновременно вызывают проблемы с водоотводом. 3. В сентябре 2009 года к ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» обращалось УБЭП ГУВД по Волгоградской области с просьбой провести исследование сметной документации по муниципальному контракту №41 от 16.06.08 г. на выполнение работ по капитальному ремонту дороги на ул. 51-й Гвардейской дивизии, и дать экспертное заключение о соответствии проекта фактически выполненным работам (фото в Приложении 2). Как говорилось выше, в дорожном строительстве достаточно сложно выявить факты хищений, но в случае с ул. 51-й Гвардейской дивизии даже визуальный осмотр показал несоответствия, имевшие место после проведения капитального ремонта. Ниже представлены выводы, сделанные специалистами ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» в данном экспертном заключении: ОБЪЕМЫ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, СОГЛАСНО ПЕРЕЧНЯ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОМ МУ «КОМДОРСТРОЙ» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДРЯДЧИКОМ МУП трест «Дорожно-мостового строительства», НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОЕ ДВИЖЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТА И ПЕШЕХОДОВ (по п. 2.2 Муниципального Контракта № 41 от 16.06.08 г.). Выполненный объём работ не позволяет содержать и эксплуатировать ул. 51-й Гвардейской дивизии в безопасном для дорожного движения состоянии. Фактически: выполненные работы нельзя квалифицировать как капитальный ремонт который (приказ Минтранса РФ №160 от 12 .11. 2007г. «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них») должен производиться комплексно на всём протяжении ремонтируемого участка с доведением параметров до значений, соответствующих техническим характеристикам категории ремонтируемого участка автомобильной дороги, в том числе с устройством и установкой недостающих и дополнительных элементов обустройства, способствующих совершенствованию организации и повышению безопасности дорожного движения. Выявлено несоответствие: • Согласно п.8 муниципального контракта, гарантийный срок на выполненные работы составляет 4 года. Согласно ВСН 41-88 «Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и покрытий» данный срок классифицируется как межремонтный. а гарантийный срок для работ по капитальному ремонту (указанному в п.2 муниципального контракта) должен составлять 13-16 лет. • На участке между улицами Кутузовская и Савкина обнаружено место на проезжей части, где на протяжении трёх погонных метров имеется одиннадцать кернов (вырубок) в дорожной одежде. В соответствии с п.10.40 СНиП 3.06.03-85 вырубки полагается делать в трёх местах на 7000м2. Такого рода капитальные ремонты, как и новое строительство автомобильных дорог, выполненные в условиях неконтролируемого расходования бюджетных средств, влекут за собой скорое проявление нарушений проектных параметров дороги в целом. Речь о просадках, появляющихся вскоре после окончания дорожных работ; о преждевременном разрушении верхних слоёв дорожной одежды, влекущих неизбежное появление ям и выбоин на дорогах. Всё это является следствием: - хищений строительных материалов; - «экономии» на работах по уплотнению слоёв дорожной одежды; - отсутствия технического надзора за качеством строительства со стороны заказчика и авторского надзора проектной организации. По оценкам специалистов сроки службы дорожных одежд в Волгограде не соответствуют нормативным. Уже через год участки, на которых проводились работы, требуют ремонта Городской общественный транспорт. При нынешней политике мэрии в отношении городского хозяйства, в этой отрасли наблюдается планомерная деградация. Ежегодно откладывается запуск новой очереди скоростного трамвая, не появляются новые линии троллейбуса. Не развивается пригородный железнодорожный транспорт. Основной единицей общественного транспорта в Волгограде, на данный момент, являются маршрутные такси, превращающие дорожное движение в городе в хаос. Они являются главной причиной ДТП в городе; подавляющая часть транспортных заторов также вызвана ими. Общественность поднимала вопрос о необходимости передвижения маршрутных такси исключительно по крайней правой полосе проезжей части, осуществлении посадки и высадки пассажиров только на остановках общественного транспорта, медицинском освидетельствовании водителей перед выходом на маршрут, сокращении дублирующих маршрутов и отзыве лицензий у нарушителей. Но мер по этим вопросам мэрией принято не было. Позиция ГИБДД Волгограда здесь также не всегда является принципиальной. Структура, призванная на стражу безопасности дорожного движения, слабо реагирует на сложившуюся транспортную обстановку в городе. Горожане зачастую сталкиваются с тем, что инспектор ДПС, видя явные нарушения со стороны маршрутных такси, хаотично столпившихся на перекрестке и пешеходных переходах, просто бездействует. Необходимо также отметить следующие негативные факты, касающиеся маршрутных такси:
• несоответствие маршрутных такси нормам безопасности перевозки пассажиров; • нарушения санитарных норм в местах конечных остановок маршрутов; • агрессивное поведение водителей, криминализация бизнеса. По данным причинам количество претензий со стороны горожан постоянно увеличивается, муниципальный транспорт не развивается.
Не функционирующая система ливневой канализации,
проблема очистных сооружений и уборки улиц. Результатами таяния снега или сильного дождя все чаще становятся транспортный коллапс и затопление основных городских магистралей. Должный контроль состояния ливневой канализации городскими властями отсутствует. Решетки ливневых колодцев на многих улицах либо забиты мусором и землёй, либо заасфальтированы.
Примеры:
• На участке проспекта Ленина, где в 2009 году происходило расширение проезжей части за счёт тротуаров парковой зоны, система ливневой канализации была изменена так, что решетки ливневой канализации, расположенные вдоль парковой зоны находятся выше уровня воды. Результат: при выпадении осадков вода большим потоком течёт вдоль всего «модернизированного» участка.
• У колодцев расположенных по ул. Чуйкова после сильного дождя изнутри выбивает люки, и вода фонтаном бьет из колодца, поднимаясь на высоту до одного метра над проезжей частью. Это – следствие того, что система ливневой канализации города полностью засорена вдоль всей береговой территории. Соответственно, дождевые потоки устремляются вниз и не пробившись к очистным сооружениям выходят на поверхность. В результате, даже небольшие осадки приводят к покрытию улиц слоем грязи. Считаем должным напомнить, что несколько лет назад каждое утро городские улицы мылись водой, по дорогам курсировали мусороуборочные машины, зелёные зоны находились в надлежащем виде. Нынешнее состояние дел является результатом политики мэрии в области размещения муниципального заказа и отбора организаций, занимающихся обслуживанием перечисленных сфер городского хозяйства. Отсутствие парковок автотранспорта.
В Центральном районе Волгограда регулярно появляются новые участки точечной застройки. В основном это многоэтажное элитное жильё либо офисные здания. Уплотнение застройки происходит при острой проблеме отсутствия автомобильных парковок. Магистральные и местные проезды, дворы плотно забиты автотранспортом, мешающим передвижению, как самих автомобилистов, так и автомобилей экстренных служб. Транспорт оставляется на газонах, детских площадках, пешеходных тротуарах.
Безопасность дорожного движения, дорожные знаки и разметка.
Безопасность дорожного движения зависит от множества факторов. Основными являются светофоры, знаки, дорожная разметка и обеспечение видимости на дороге. Чтобы водитель мог своевременно увидеть знак или светофор, должны регулярно обрезаться ветви деревьев (данные работы фактически не производятся), обзор не должен перекрываться посторонними предметами (речь о повсеместных рекламных щитах). Светофоры должны регулярно очищаться от грязи, улицы и разметка убираться от мусора и снега оперативно.
О разметке:
Фирма «Аспект», являясь монополистом в сфере изготовления дорожной разметки и знаков в г. Волгограде и Волгоградской области, ежегодно бессистемно и произвольно применяет новую конфигурацию дорожной разметки на большинстве улиц. При этом меры, принимаемые для удаления старой не эффективны, что приводит к образованию участков, на которых автомобилисты не могут понимать её однозначно. Зачастую срок службы разметки не соответствует нормативным 6-12 месяцев (в зависимости от интенсивности на участке). В 2010 году уполномоченным муниципальным заказчиком планируется необоснованно затребовать увеличения финансирования расходов на дорожную разметку с 16 миллионов до 25. При этом исполнителем производится только местное нанесение осевых полос и пешеходных переходов, а до разметки полос движения на большинстве волгоградских улиц дело не доходит. Рядность водители вынуждены определять самостоятельно и их мнения, как показывает практика, не всегда совпадают, что увеличивает аварийность. На участке проспекта Ленина, от площади Ленина до ул. Краснознаменской, проезжая часть в 2009 году была расширена на не нормативную ширину за счет пешеходного тротуара с демонтажем барьерных ограждений. Мэрия и ГИБДД при этом заявляют об увеличении пропускной способности этого участка проспекта Ленина. На самом деле одними был заказан и реализован, а другими – согласован проект, не соответствующий п. 4.4 СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги», где строго нормируются параметры поперечного профиля автомобильных дорог. Теперь нельзя считать проспект Ленина ни четырёхполосным, ни делить на три равные между собой полосы, которые в свою очередь будут ненормативными. Разметка полос движения автотранспорта на данном участке невозможна. ВЫВОДЫ На сегодняшний день градостроительная сфера и дорожно-уличная сеть города Волгограда находится в глубоком кризисе по следующим причинам:
• Отсутствует городская комплексная программа модернизации дорожно-транспортной системы;
• Имеется почва для масштабных злоупотреблений и хищений в сфере городского хозяйства, конкурентная среда мэрией не создается; • Отсутствует общественный и специализированный контроль использования городских бюджетных средств; • Уплотнение застройки решается Городским комитетом по архитектуре за счёт сокращения зелёных зон, автостоянки получают разрешение мэрии на размещение между «красной линией» и проезжей частью, т.е. в зоне пешеходных тротуаров и полосы озеленения; • Состояние дорожных покрытий проездов, тротуаров стабильно ухудшается (на улицах и внутри кварталов); • Отсутствуют должные меры безопасности пешеходов: барьерные ограждения, надземные либо подземные пешеходные переходы на наиболее опасных перекрестках (например у Театра эстрады, Центрального стадиона, стадиона «Трактор» и т.д.); • С ростом уровня автомобилизации Волгограда, за последние 10 лет не появилось ни одной новой автомагистрали общегородского значения, предусмотренные генеральными планами. Проектная документация на участки и дублёры II продольной магистрали, участок III продольной магистрали (до Красноармейского района в виде ТЭО) не реализована; • Несоблюдение Городским комитетом по архитектуре мер безопасности и предписаний надзорных и разрешительных органов при согласовании проектов ( с нарушением СНиПов и ГОСТов); • Хаос в структуре маршрутного движения городского общественного транспорта; • Введение одностороннего движения на отдельных улицах приводит к дополнительному перепробегу транспорта (ул. Елецкая - ул. Ростовская, Ул. Голубинская - ул. Кубанская и т. д.) (Приложение 3); • Не ведется своевременная работа по уборке проезжей части, созданию качественной разметки и поддержанию условий видимости. РЕКОМЕНДАЦИИ
Приоритетными в существующем дорожном хозяйстве Волгограда должны стать четыре главные задачи:
1. Перераспределение схемы финансирования дорожно-уличной сети города с приоритетом на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт для максимального привлечения федеральных дотаций; 2. Обслуживание городского хозяйства с определением подрядчика только на конкурсной основе; 3. Общественный контроль исполнения первых двух задач и технический контроль (технический надзор за строительством со стороны заказчика-застройщика и авторский надзор со стороны проектировщиков); 4. Приватизация МУПов – «Комдорстрой», Трест дорожно-мостового строительства, ДСУ и т.п. Для решения вышеуказанных задач также требуется:
А. определить перечень объектов для незамедлительного принятия мер
Проблема улучшения транспортной инфраструктуры решаема при условии осуществления строительства тех объектов, по которым в настоящее время имеется актуальная рабочая документация: • «IV пусковой комплекс мостового перехода через р. Волга» на участке от II до III продольной магистрали (исп. ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект»); • подземный вариант транспортной развязки в 201-м микрорайоне г. Волгограда (исп. «Харьков метрострой»); • транспортная развязка на пересечении III продольной магистрали с улицей Неждановой; • участок линии скоростного трамвая от станции «Пионерская» до станции «Ельшанка»; • реконструкция ул. 7-й Гвардейской Дивизии, II продольной магистрали (ул. Лермонтова, ул. Ерёменко) от ул. Кубинской до пр. Металлургов. Необходимо разработать проектную документацию на строительство «нулевой» и 3-й продольной магистрали, а так же дополнительных поперечных связей между всеми продольными магистралями.
Проезды под железнодорожным полотном и соответствующие ЖД путепроводы в Ворошиловском (ул. Новоузенская, ул. Елецкая, ул. Ростовская) и Центральном (ул. Голубинская, ул. Володарского,ул.7-я Гвардейская) районах требуется срочно реконструировать. Для разгрузки центра города от легкового транспорта, необходимо в полной мере использовать рекомендации предыдущего генерального плана Волгограда, который предусматривал места возможного размещения «перехватывающих многоуровневых автостоянок». Принцип их работы заключается в том, что люди из отдалённых районов города, едущие на работу в центр на автомобилях, могли бы оставлять их там, и далее добираться до места работы на общественном транспорте. Такая практика широко распространена во многих крупных городах мира, и помогает освободить городские улицы от большого количества припаркованных автомобилей.
Все эти мероприятия по совокупности способны разгрузить жилые районы от городского и транзитного транспорта. Б. Изменить систему контроля
• на каждом объекте применять технический надзор за соблюдением технологии проведения ремонтно-строительных работ, и авторский надзор за выполнением проектных решений; • наладить централизованный контроль за качеством всего цикла производства дорожных работ и используемых при ремонте материалов; • иметь единое городское учреждение по эксплуатации дорог планово определяющее приоритеты городской программы строительства, реконструкции и ремонта, занимающееся экспертизой проектной документации на дороги, созданием электронного банка данных транспортной инфраструктуры, поставщиков, заводов-изготовителей материалов. Между муниципальным заказчиком и подрядчиками должна работать такая система контрактных отношений, которая позволит привлечь недобросовестных исполнителей к ответственности за срыв сроков выполнения, некачественно выполняемые работы и условия гарантийного ремонта.
Основная задача мэрии: создание конкурентной среды для максимально продуктивного использования средств налогоплательщиков.
Генеральный директор ЗАО "Институт Волгоградгражданпроект" А.А.Куприков
Начальник Мастерской Автомобильных дорог и Инженерных Сооружений И.В. Шкопинский Заместитель Начальника Мастерской Автомобильных дорог и Инженерных Сооружений В.М.Мельник
Инженер II технической категории Клёнов М.С. |
© 2006-2024 Информационное агентство "ВЫСОТА 102" |