Вступают в действие новые правила возмещения ущерба в незначительных ДТП
1 марта на российских дорогах вводится новшество: в случае ДТП водители могут решить спор самостоятельно - без участия автоинспектора. Правда, только в том случае, если обошлось без пострадавших и если сумма ущерба не превысила 25 тысяч рублей. Кроме того, согласно новым правилам, потерпевшему не придется выбивать деньги из страховой компании виновника. Теперь все убытки будет возмещать страховая компания, где зарегистрирован потерпевший.
Новые правила значительно облегчают жизнь всем участникам ДТП. Водителям не нужно будет, перекрыв движение, по несколько часов дожидаться гаишника из-за какой-нибудь разбитой фары. Да и инспектора будут, наконец, освобождены от прорвы мелких дел и смогут заняться более серьезными нарушениями. Количество пробок на дорогах сократится, поубавится и нервозности. Но это в теории. А на практике Российский союз автостраховщиков рекомендует водителям пока не слишком рассчитывать на новые поправки.
Бланк - всему голова
Чтобы воспользоваться новыми поправками, нужно соблюдать такие условия - в аварии участвуют не более двух автомобилей, пострадавших быть не должно, ущерб должен быть причинен только имуществу, а не здоровью и по поводу повреждений у сторон не должно остаться разногласий.
О происшествии следует известить страховую компанию. Страховой агент сам решит, выезжать ему на место ДТП или клиент сможет и без него разобраться в ситуации. В последнем случае пострадавший сам оценивает сумму нанесенного ущерба. Она не должна превышать 25 тыс. рублей.
- После того как оба водителя придут к согласию относительно суммы ущерба, они совместно заполняют бланк извещения о ДТП, который прикладывается к полису ОСАГО, - рассказал "Известиям" сотрудник Главного управления ГИБДД МВД России Антон Белан. - В нем должны быть прописаны обстоятельства происшествия, характер и перечень видимых повреждений, а также должна быть начерчена схема ДТП.
Бланк нужно заполнить строго в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В него, помимо обстоятельств аварии, нужно еще внести фамилии, телефоны и адреса свидетелей ДТП, чтобы страховой агент мог с ними связаться. Если документ будет заполнен неправильно, страховая компания может отказать в выплате страховки.
- Затем участники аварии отправляются к ближайшему посту ГАИ для заверения документа, - продолжает Антон Белан. - После чего пострадавший отправляется с заверенным документом в свою страховую компанию.
Еще один важный нюанс: теперь ущерб от аварии возмещает страховщик потерпевшего, тогда как раньше потерпевшему приходилось самостоятельно выбивать деньги из страховой компании виновника.
Три дня - и деньги на бочку!
После того как извещение о ДТП заверено инспектором, пострадавший должен направить его вместе с заявлением о выплате страховки страховщику. Каким образом - не имеет значения: можно заказным письмом, факсом или принести лично. Главное, чтобы документ в течение 15 календарных дней попал в страховую компанию. Чтобы избежать разногласий по срокам, лучше посылать документ ценным письмом с уведомлением, а если вы намерены принести его лично, то нужно потребовать уведомление о вручении.
Потерпевший обязан предъявить страховой компании поврежденную машину. А компания обязана произвести окончательную оценку ущерба в течение пяти дней со дня получения заявления. Если страховщик не уложился в этот срок, то пострадавший автолюбитель вправе оценить окончательный ущерб самостоятельно. В случае разногласий относительно суммы ущерба автолюбитель вправе потребовать независимую экспертизу, но уже за свой счет.
После утверждения страховой суммы она должна быть выплачена пострадавше-му в трехдневный срок. В противном случае за просрочку могут быть начислены пени, сумма которых, впрочем, не должна превышать величины страховой выплаты. Тоже немало.
Контролировать взаимоотношения водителей и страховщиков будет Росстрахнадзор. У компаний, которые будут замечены в уклонении от выплат, эта организация обещает отзывать лицензии. Причем в ускоренном порядке - в течение трех недель после того, как выявится нарушение.
Пьяницам станет легче?
Предполагалось, что когда эти правила вступят в силу, не только улучшится ситуация на дорогах, но и начнется здоровая конкуренция между страховыми компаниями. Однако есть и ярые противники нововведения. Инспекторы ГИБДД опасаются, что это даст возможность "злоупотребляющим" автомобилистам уходить от ответственности. Если пьяный водитель помнет кому-то бампер или разобьет фару, то сделает все возможное, чтобы договориться с потерпевшим полюбовно, - согласится оплатить любой ущерб (до 25 тыс. рублей по документам, да и сверху наверняка добавит), подпишет любое соглашение с потерпевшим. С другой стороны, все равно оба участника аварии должны идти к ближайшему посту, чтобы засвидетельствовать свое соглашение. И инспектор не может не заметить пьяницу.
- Наивный вы человек и наверное непьющий, - с укоризной сказал автору один из инспекторов. - Водитель, даже если я его и унюхаю, скажет, что выпил он после аварии - нервы, мол, расшалились. Но и я не прост. Засек бы пьяного, подождал бы, пока он сядет за руль, - и все, попался голубчик!
Страховщики опасаются убытков
Что касается страховых компаний, то они от новых правил ожидают больших убытков и невиданного мошенничества.
- Конфликты водителей со страховщиками неизбежны, - уверяет "Известия" сотрудник страховой компании наземного транспорта "Согласие" Владимир Коробов. - Во-первых, большинство водителей в стрессовой обстановке не смогут грамотно оформить документ, в результате страховщики откажутся выплачивать страховку. Во-вторых, если даже протокол будет оформлен правильно, как может водитель на глаз оценить ущерб? Разумеется, он оценит по максимуму, а страховая компания - по минимуму. Начнется тяжба. И водитель сто раз пожалеет, что не вызвал инспектора, который подробно и грамотно опишет все повреждения.
Вызывать инспектора советуют и другие страховщики. А еще они за то, чтобы создать единый реестр повреждений, который позволил бы страховым компаниям применять общий подход к определению размера возмещения.
Впрочем, несмотря на беспокойство, отказываться от предоставления услуг ОСАГО из-за новых поправок страховщики не собираются. Однако, как выяснилось, они совершенно не готовы к реформе.
- Введение новых правил будет происходить поэтапно, - заявили "Известиям" в Российском союзе автостраховщиков. - С 1 марта за возмещением ущерба смогут обращаться только те автолюбители, кто приобрел полис ОСАГО после 28 февраля 2009 года. Остальные, как и прежде, за возмещением ущерба должны обращаться к страховщику виновника.
- Документы, регламентирующие весь этот процесс, пока готовы не полностью, - сказали "Известиям" в Союзе российс-ких автостраховщиков. - Автостраховщики обсуждают вопрос о разделении договоров на действующие и вновь заключенные в рамках подготовки правительственного постановления, формулирующего регламент порядка прямого урегулирования в ОСАГО в России.
В ответ на просьбу пояснить эту загадочную фразу собеседник только тяжело вздохнул.
- К началу второго полугодия все утрясется, - обнадежил он.
Газета «ИЗВЕСТИЯ» Александр Андрюхин.