"Для успешного развития экономики региона важны многие факторы. Это развитие промышленности, как тяжелой, так и легкой, рост объемов производства, инвестиционная деятельность, много других задач. Однако политика, проводимая сегодня губернатором и правительством Волгоградской области, к сожалению, не позволяет говорить о том, что перечисленный выше потенциал используется эффективно. Невозможно говорить о том, что в регионе создаются новые предприятия, потоком идут инвестиции, а, значит, сложно говорить о каком-то экономическом росте.
Причем, в области разработаны различные многочисленные программы социально-экономического развития. Однако сегодня мы постоянно слышим от властей одни и те же сообщения об успешной работе Гремяченского месторождения калийных солей в Котельниковском районе, Камышинского хлопчатобумажного комбината, Волжского абразивного завода, завода «Баррикады», Себряковского цементного… Но к этим производствам сегодняшняя областная власть не имеет никакого отношения, так как их строительство и развитие начиналось при прежних руководителях области.
Поэтому кто бы ни повторял много раз, что во рту халва, слаще все равно не будет: похвастаться на самом деле особо нечем. И когда власти «приплюсовывают» к этому предприятие по переработке подсолнечника в Новоаннинском районе, цеха по пошиву джинсов, в конечном итоге жители региона понимают, насколько все это малозначительно. Тем более что на слуху у всех закрытие в Волгограде алюминиевого завода, закрытие бизнеса предпринимателями из-за непомерной платы за аренду. Поэтому слова и губернатора Волгоградской области, и членов правительства о том, что у нашего региона – «высокая степень инвестиционной привлекательности» - не могут не вызывать сомнений. Как бы прогубернаторские СМИ старательно не рассказывали об этом на страницах печати, по радио и телевидению, но по информации того же министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций в 2013 году поступление, к примеру, иностранных инвестиций - «на уровне 61% из-за сокращения числа инвесторов».
Приведу еще одну цифру данного министерства: в 2012 году убытки промышленных предприятий региона составили 5,7 млрд рублей и увеличились в 1,3 раза против 2011 года. А если говорить об экономике области, то убытки составили 12,5 млрд рублей и увеличились в 1,4 раза.
Абсолютно понятно, что без поддержки правительством региона, федеральным центром промышленных предприятий не обойтись. Прибавьте к этому изношенность фондов, дефицит кадров, снижение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках. Поэтому снижение примерно на 28 млрд рублей объемов производства в 2013 году на промышленных предприятиях Волгоградской области – не секрет для специалистов и самих производственников.
Мы же слышим о планах и прожектах: создании химических, фармацевтических, строительных кластеров, индустриальных парков, которые, как утверждают в правительстве, дадут «мощный толчок дальнейшему развитию промышленности региона». Однако, по всей видимости, до мощного толчка еще далеко. И, как следствие, до реального результата. И не только в промышленном секторе.
Все это не может не сказываться на жизни населения региона и не способствует снижению уровня бедности людей. Грустные показатели в образовании, и в медицинской сфере, и в спорте.
По-прежнему высока очередность в дошкольные образовательные учреждения по Волгоградской области: на 1 января 2013 года только в Волгограде в очередях стояли почти 30 тыс. детей. Дополнительные места создаются за счет открытия дополнительных групп в детских садах и школах, однако какой именно детский сад был построен сегодняшними властями «с нуля» в городе-герое и введен в эксплуатацию - вспомнить непросто.
Масса проблем в здравоохранении. Вопиюще выглядит факт продажи ГУП «Волгогфарм», единственного медицинского учреждения, которое могло регулировать ценовую политику в регионе. Вопросы о механизме обеспечения отдаленных территорий Волгоградской области лекарствами, контроле за контрафактными лекарствами, который сегодня осуществляет «Волгогфарм», о наркотических средствах, оператором по которым также является он, - так и остались без ответа.
Не могу не сказать о проблеме, которую также можно назвать животрепещущей. Это дефицит врачебных кадров и среднего медицинского персонала в государственных учреждениях как в городе, так и в селе. Сюда же приплюсуйте сокращение коечного фонда, которое правительство планирует в 2016 году довести до 95,9 койки на 10 тыс. человек. Достаточно вспомнить митинги протеста жителей области против действий властей по так называемой "оптимизации" объемов стационарной помощи. В 2012 году в области дефицит врачей-терапевтов составлял 29 процентов, педиатров – 13 процентов. И сегодня ситуация мало изменилась в лучшую сторону. Кроме того, если в 2012 году дефицит финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи составлял 19,8% , то в 2013 году он равен уже 36,9 процентам, а в 2014-м он составит по прогнозам 41,6%. С таким уровнем дефицита крайне затруднительно оказывать медпомощь людям. Отсюда, как следствие, - ухудшение здоровья жителей Волгоградской области, в том числе – школьников и студентов, более 50 процентов которых имеют нарушения здоровья. Приведу и такой общеизвестный факт: свыше 40 процентов допризывной молодежи не могут выполнить даже минимальные нормативы физической подготовки. Поэтому необходимо создание целой сети детско-юношеских спортивных школ, развитие материально-технической базы. Что же сегодня? Спортивные объекты могут принять всего 25% любителей спорта. Но чиновники заявляют, что начали готовиться к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, и тут уж, по всей видимости, им не до массового спорта, не до экономики, роста промышленности, дорог и так далее.
Дороги – тема тоже особая, несмотря на то, что губернатор пытается на многочисленных встречах с общественностью, как это было совсем недавно с педагогами Дзержинского района, рассказать, что они у нас «неплохие». Однако даже непосвященному видно с каждым днем ухудшающееся их состояние, рост аварийности. При этом удивительным образом растут затраты на их ремонт и содержание, а большинство так и остаются отвратительными, несмотря на выделенные миллиарды из бюджетов. Все помнят громкие заявления правительства области, прямые линии губернатора, где он заявлял о том, что правительство берет на себя реконструкцию 1-й и 2-й продольных магистралей и еще 20 основных городских улиц Волгограда. Что уже подписано соглашение о передаче этих двух главных магистралей в безвозмездное пользование правительству области, ремонт которых вот-вот уже начнется. Обещал губернатор в дополнение к уже работающему заводу австрийской компании "Штрабаг" построить три современных завода по производству асфальтобетонной смеси. И что же мы видим? Дорожный комплекс приватизируется, дорожные предприятия банкротятся из-за отсутствия заказов, австрийская фирма покинула наш регион… Но главное – дорог как не было, так и нет. Уже почти вся страна в курсе, что Волгоград – город без дорог, так как именно эта надпись встречает прибывающих к нам гостей по московской трассе. Зато обещания губернаторские так и льются, как вода из ведра.
Все эти проблемы, часть которых я затронул, известны. Безусловно, они требуют решения и могли бы стать консолидирующими как среди представителей элит, так и среди партий. Примером тому являются для нас встречи руководителя государства Владимира Путина с руководителями политических партий, во время которых он идет на компромиссы и находит взаимопонимание у таких разных партий и движений, с которыми, казалось бы, трудно найти общий язык. Но у нас в области такие встречи почему-то не практикуются. Последний раз они проводились в 2000 годах. И многие, кто помнит это, может сказать: находилось понимание, появлялось желание работать".