Многие годы Вы верой и правдой служили своей Родине – СССР и Российской Федерации, принимали участие в боевых действиях во многих странах мира и на Кавказе, где с честью и достоинством пронесли тяжелый крест солдата. Вы - пенсионеры Министерства обороны РФ, МВД РФ и других силовых структур, приобретшие статус пенсионеров задолго до 01.01.2012 г. (до изменения порядка исчисления вам пенсии), с честью выполнили свои обязательства перед Родиной.
За долгие годы становления России как правового государства и периоды инфляций, опустивших размеры пенсий до нищенских, вы терпеливо ждали экономического выздоровления страны, и были уверены, что её руководство, наконец, обеспечит вам достойный уровень пенсионного обеспечения.
Учитывая несоразмерность индексации денежного довольствия военнослужащих в течение двух десятилетий росту инфляции в стране, это довольствие с 1 января 2012 года было проиндексировано примерно в 4 раза.
Вместе с тем исполнительная и законодательная власти допустили очередное грубое нарушение норм гражданского права.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I о пенсионном обеспечении в редакции до 1 января 2012 года, пенсии исчислялись из 100 процентов денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, включая выплаты в связи с его индексацией. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона назначенные пенсии подлежали пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия.
С 1 января 2012 года согласно изменённой статье 43 указанного Закона, денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права гражданина. Права могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», никто не вправе ограничивать граждан, уволенных с военной службы, в правах, гарантированных Конституцией РФ.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 22.11.2012 г. № 2131-О, снизив размер довольствия, учитываемого при определении размера пенсий со 100 % до 54 %, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового, более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых пенсий (абз. 4, 5 п. 2).
Действительно, размер денежного довольствия увеличен. Однако считаем, что повышение размеров довольствия и пенсий – это компенсация материального ущерба, причинённого несвоевременной и ненадлежащей индексацией за последние два десятилетия. А такое право, как получение пенсии с учётом 100 % довольствия, нарушено прямым указанием в законе.
Также Конституционный Суд РФ в Определении от 22.11.2012 г. разъяснил, что Закон закрепляет сохранение размеров пенсий, установленных в соответствии с ранее действовавшим законодательством РФ.
Несмотря на то, что Федеральный закон от 7.11.2011 г. № 306-ФЗ
"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (п. 1 ст. 5) предоставляет право выбора размера пенсий, установленных в соответствии с законодательством, действовавшем до 1.01.2012 года, однако в подавляющее большинство пенсионеров не воспользуются этим правом, так как «старые» размеры довольствия военнослужащих значительно ниже.
Согласно ст. 4 Гражданского Кодекса РФ, закон не имеет обратной силы. Следовательно, законодатель не вправе придавать обратную силу новому исчислению пенсий в отношении граждан, которые приобрели статус пенсионеров до 2012 года.
Из Решения Экономического Суда СНГ от 06.02.2009 г. № 01-1/2-08 следует, что в соответствии со ст. 1 Соглашения от 15.05. 1992 г. пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и воинских формирований бывшего Союза ССР до принятия этими государствами иных условий и норм, пенсионное обеспечение должно осуществляться на условиях, по нормам и в порядке, установленных законодательством бывшего Союза ССР, при этом уровень пенсионного обеспечения по законодательству государств-участников, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными актами бывшего Союза ССР.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, установленный Федеральным законом РФ от 08.11.2011г. № 309-ФЗ новый порядок исчисления размеров пенсий противоречит международным Соглашениям между государствами-участниками СНГ, вышеуказанному Решению Экономического Суда СНГ, Конституции РФ относительно лиц, приобретших статус пенсионеров до 01.01.2012 года.
Также прямым указанием в Законе нарушено равенство прав граждан, продекларированное статьёй 19 Конституции РФ.
Согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от 8.11.2011 г. № 309-ФЗ, положение об исчислении пенсии из 54 (с 2013 года – 56) процентов не применяется в отношении пенсионеров из числа судей военных судов, военнослужащих органов военной прокуратуры и сотрудников военных следственных органов Следственного комитета РФ.
Таким образом, размер пенсии инвалида, получившего увечье в ходе боевых действий, намного ниже размера пенсии, получаемой инвалидом, проходившим службу военным судьёй и травмированным в своём кабинете в мирное время.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5.12.2011 г. № 992, размер пенсии рядового по контракту, ставшего инвалидом 3 группы вследствие военной травмы, полученной в ходе боевых действий, (по состоянию на 2012 год) составило:
10 000 (должность) + 5 000 (звание) + 15 % (выслуга до 10 лет) х 54 % (ч. 2 ст. 43 Закона 12.02.1993 г.) х 50 % (за 3 группу инвалидности - ст. 22 Закона РФ 12.02.1993 г.) = 4 657, 5 рублей. При исчислении пенсии данному инвалиду в соответствии с ранее действовавшим порядком её размер составлял бы 8 625 рублей. Данный размер пенсии ветерану боевых действий повышается на 1 160, 55 рублей (п. «г» ст. 45 Закона 12.02.1993 г. № 4468-1).
Разница размеров военнослужащих Вооружённых Сил и судей военных судов, военнослужащих органов военной прокуратуры и сотрудников военных следственных органов Следственного комитета РФ, получивших травму при исполнении обязанностей в мирное время, очевидна.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.07.2007 г. № 12-П (п. 3.2) указал, что законодатель, регулируя условия и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, связан необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства. Гарантированный Конституцией РФ принцип равенства выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования прав и свобод. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализацию пенсионных прав не должны устанавливаться произвольно.Они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
О том, что мы относимся к категории федеральной государственной службе, указано в ст. 6 Федерального закона РФ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Однако размеры пенсий граждан, уволенных с государственной гражданской службы, также несоизмеримо выше получаемых гражданами, уволенных с военной службы, поскольку у федеральных гражданских государственных служащих пенсия рассчитывается с учётом всех надбавок к заработной плате (в числе которых надбавка за особые условия гражданской службы до 200% - подп. 2 п. 5 ст. 50 ФЗ 2004 года № 79-ФЗ), а пенсия военнослужащих – из 3-х её составляющих: оклад по званию, оклад по должности и надбавка за выслугу.
Федеральным законом РФ от 07.11.2011г. N 306-ФЗ (ст. 1) установлены новые размеры ежемесячных надбавок за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих. Они в три раза ниже по сравнению с ранее действующими надбавками, установленными Постановлением Правительства 2000 г. № 524, когда при выслуге от 2 до 5 лет начислялось от 10 до 25%, от 5 до 10 лет – до 40%, 25 лет и более – 70 % довольствия. С 1 января 2012 года максимальный размер надбавки за выслугу лет установлен в 40%. Применение с 2012 года новых размеров надбавок привело к снижению уже ранее достигнутого объёма денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.04.2004 г. № 9-П указал, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств (п. 4).
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 г. № 8-П, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых ими в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ.
В Российской Федерации вместо декларированных в Конституции РФ прав граждан и в противовес принципу правового равенства в реальной жизни доминирует дух корпоративизма и чиновничьих усмотрений, действует множество установленных федеральными властями особых прав - привилегий, специальных правовых режимов, разного рода льгот и исключений из общих правил в пользу отдельных лиц, групп, профессий, корпораций и социальных слоев.
Уважаемые Ветераны!
В своём обращении к Вам мы изложили только небольшую часть тех нарушений прав лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы. Не только законодатель, но и общественные организации граждан в рамках своей деятельности обязаны содействовать правовому оздоровлению общества, начиная, прежде всего, с духа его законов. Мы обязаны лишить закон о нашем пенсионном обеспечении его двойной морали, который по форме является позитивным и справедливым, а по существу является издевательством над людьми, и провозглашает свободу только для избранных.
Считаем необходимым обратиться к Президенту РФ, имеющему право законодательной инициативы, с ходатайством о предоставлении на обсуждение Государственной Думой РФ проекта закона об исключении части 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I об исчислении размеров пенсий из денежного довольствия с учётом 54 % его размера и проекта нормы о распространении действия предлагаемых изменений с 1.01.2012 года.
Нам очень хочется верить, что мы живём в демократическом правовом государстве, где Конституция РФ действительно имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а законы не противоречат Конституции РФ.
МЫ ТРЕБУЕМ:
1. исключить часть 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой размеры пенсий исчисляются из денежного довольствия с учётом 54 % и распространить действие предлагаемого изменения с 1.01.2012 года.
2. исключить пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 7.11.2011 г. № 306-ФЗ
"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установивший проценты за выслугу лет ниже, чем предусмотрен ранее Правительством РФ.
Дорогие ветераны!
Убедительно просим вас внимательно изучить и поддержать данное обращение к Президенту РФ, а также внести свои предложения и дополнения по адресу: г.Волгоград, ул.7-ая Гвардейская,д.7. или направить информацию на электронный адрес: volbratstvo@mail.ru. Наш телефон: 8(8442)23-41-04.