Анализ деятельности главы Администрации города-героя Волгограда и его «команды».
Справедливости ради нужно сказать, что беда эта накрыла Волгоград очень давно. И занимались ей видимо «медики», постоянно откладывающие себе в карман препараты необходимые для лечения. Иначе ведь не объяснишь, почему мы занимаемся, занимаемся дорогами, платим и платим налоги, а проехать по ним нормально все равно нельзя. Нам говорят, при таком состоянии дорог денег на ремонт и реконструкцию в бюджете не хватает. Понимаем. Не понимаем только почему их освоить не могут, даже когда они выделены.
В марте 2008 года вице-губернатор Владимир Кабанов призвал администрацию Волгограда обстоятельно разобраться в ситуации, связанной с неосвоением в 2007 году 86 процентов средств, выделенных на ремонт дорог. Сумма неистраченных денег составляла 410 млн. рублей и для города с таким дорожным покрытием они были совсем не лишними.
Мэр же ответил не вдумчивым анализом ситуации, а политическим демаршем. Гребенников тут же обвинил областную администрацию в игнорировании интересов областного центра. Цитируем: «…региональные власти судьбу волгоградских магистралей решили по-своему. Из общей суммы в 1,2 миллиарда рублей, которая будет направлена в регион из федерального бюджета, Волгограду выделяется лишь 321,5 миллиона рублей. Остальные средства решением обладминистрации будут направлены на дорожные проблемы региона». При этом, администрация Волгограда, утверждала, что вся необходимая документация была представлена в срок и в надлежащем виде.
И все вроде хорошо, но вот Область в лице Кабанова возразила тем, что пошагово доказала не только срыв сроков чиновниками мэрии, но и подмену согласованного перечня, что и привело к невозможности получить 1 млрд. рублей из Федерального бюджета. «Я хотел бы сегодня обратиться к мэру города Волгограда. Прошу вас, как своего коллегу, разобраться в этой ситуации лично, без переподчинения, выяснить, кто же так нелепо, вольно или невольно, дезинформировал вас все это время, а, грубо говоря, подставил перед лицом всех волгоградцев… И если дальнейшее сотрудничество будет проходить в такой форме, то в нашем городе мы отремонтировать ничего не сможем», - заявил Кабанов.
Подтвердили нестыковку фактов в действиях городской администрации и эксперты. Дополнив картинку еще и тем, что мэрия несвоевременно заказала проектно-сметную документацию, сделав акценты, совсем не на те объекты, которые необходимо для получения субсидий. 1 млрд. руб. был действительно выделен Волгограду в рамках федеральной программы развития «Дороги России». По условиям федерально-муниципального партнерства средства выделяются только при наличии проектно-сметной документации. Стоимость проектно-сметной документации, как правило, составляет 5% от стоимости будущего объекта. Таким образом, если бы мэрия Волгограда захотела получить тот самый миллиард, то на подготовку документации нужно было потратить 50 млн. руб. Срок разработки проектно-сметной документации – до 6 месяцев. Времени было предостаточно. При этом подготовить нужно было только 5-6 пакетов документов на самые важные, в плане реконструкции, элементы дорожно-уличной сети (Первая, Вторая, Третья продольные магистрали). Остальную городскую «мелочь» в федеральном агентстве показывать не было смысла. Но городская администрация приняла другое решение, захотев «впихнуть» в федеральную программу наибольшее количество лотов (около 30). При этом, желая сократить издержки на подготовку проектно-сметной документации, мэрия необоснованно снизила стоимость проектных работ почти в 2 раза.
Принятые решения, конечно, были ошибочными, и компетентность людей принимавших их подвергается специалистами большому сомнению. Но по итогу город в очередной раз не принял участия в федеральной программе, муниципальный бюджет не получил 1 млрд. рублей.
Конечно, данную ситуацию можно отнести к разряду «погрешностей начального периода», но и 2008 год показал туже картину. В 2008 году сумма неосвоенных денежных средств по объектам дорожного хозяйства Волгограда за счет субсидий, полученных из федерального бюджета продолжает расти. Так, город получил 350, 8 млн. рублей, а освоено лишь 177,9 млн. рублей. Возьмем, к примеру, «любимый» объект мэра Романа Гребенникова - строительство подземного варианта развязки в Советском районе. Из 108, 1 млн. рублей выделенных на этот объект в конце ноября было освоено только 62,8 млн. рублей. Не были использованы федеральные средства, полученные на реконструкцию моста через железнодорожные пути в Красноармейском районе и на капитальный ремонт соединительных дорог между 1-й, 2-й, 3-й Продольными магистралями. На этих объектах освоено, соответственно, лишь 48, 3 и 45, 5 % от полученных средств. Таким образом, на конец ноября 2008 года в «казне» Волгограда и «зависло» 282, 8 млн рублей.
Может нужно использовать деньги как-то более глобально, чем на «ямочный» ремонт, который так полюбили городские дорожники? Ведь специалисты говорят, что «ямочный ремонт» - технологическая глупость. Нельзя отремонтировать дорожное покрытие без нарушения технологии просто залив ямку асфальтом. Однако, это понятие стало в последнее время палочкой-выручалочкой городской власти и подрядчиков. Неужели никто не может убедить руководство города в неэффективности такого метода? Да и практика привлечения к производству ремонтных работ фирм, выигрывавших тендеры, снижая цены до самого низкого уровня, похоже, себя не оправдывает. Как они ремонтируют дороги – видно. Асфальтовые латки вылетают через неделю после заливки. Тем не менее, мэр в который раз заявляет о том, что «сэкономленные деньги от проведения аукционов пойдут на капремонт дорог».
Либо Гребенников не понимает, о чем говорит, а значит, его консультируют непрофессионалы либо это такая стратегия развития города.
В марте 2009 года волгоградский губернатор Николай Максюта в очередной раз «обрадовал» журналистов: «Министерство транспорта РФ требует вернуть средства, выделенные на реконструкцию и развитие улицы имени 7-й Гвардейской Дивизии в Центральном районе Волгограда. Речь идет о 186 миллионах рублей. По словам Максюты, средства, выделенные Волгограду, мэрия недоосвоила, и в результате дискредитировала не только себя, а в первую очередь область. «На заседании коллегии Минтранса мне было стыдно, потому что звучит не город, а область»,- сказал губернатор.
Максюта рекомендовал Роману Гребенникову вести активные переговоры с Минтрансом для решения этого вопроса: «Просить деньги хорошо. И Волгограду эти деньги. А то, что они неоосвоены теперь отвечать мне. Я рекомендовал Гребенникову поехать в Минтранс, и тем у кого просил деньги доказать, почему они не освоены, - заявил губернатор».
Ранее решением Федерального арбитражного суда Поволжского округа была удовлетворена жалоба ЗАО «Союзнефтегазстрой» к Администрации Волгограда о признании недействительным открытого конкурса на право заключать муниципальные контракты на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог в районе улицы имени 7-й Гвардейской Дивизии. Выполнение работ по этому контракту планировалось на участке, который уже несколько лет находится в долгосрочной аренде у и ЗАО «Союзнефтегазстрой». При этом земельный участок, используемый под строительство транспортной развязки в установленном законом порядке у ЗАО «Союзнефтегазстрой» не был изъят, и право аренды на него не было передано.
В 2009 году Волгоград может получить на дороги 360 миллионов рублей, если будет подготовлена проектно-сметная документация. Однако, по свидетельству специалистов, комплексной программы реконструкции дорог Волгограда пока никто не видел.
Возможно, она есть у чиновников мэрии, но ее прячут от депутатов?