Анализ деятельности главы Администрации города-героя Волгограда и его «команды».
«Дореформенная» хозяйственная деятельность лечебных учреждений выглядела следующим образом: раз в квартал больница имела право произвести закупку на сумму до 100 тысяч рублей из единого источника без проведения конкурсных работ; от 100 до 500 тысяч рублей — необходимо было выставлять котировку. Это упрощенная процедура конкурса длилась от четырех до семи дней. Если сумма заказа была свыше 500 тысяч, то проводился конкурс или аукцион. Эти процедуры занимали около 40—50 дней.
В декабре 2007 года глава администрации Волгограда издал распоряжение № 2770, которое лишило права муниципальные учреждения здравоохранения (МУЗ) выступать заказчиками, то есть самостоятельно проводить процедуры закупок не только по средствам бюджета, а также и по доходам, полученным в результате коммерческой деятельности самих медучреждений. Последний факт вызвал всеобщее недоумение юристов и руководителей МУЗов, так как противоречил не только уставам МУЗ, но и Гражданскому Кодексу РФ в ч. 2 ст. 298.
Заказчиком отныне выступал муниципалитет. Если следовать логике администрации города, постановление можно сравнить с тем, что, к примеру, гражданин распределяет семейный бюджет, но к нему приходит управдом и говорит, что только он вправе распоряжаться деньгами, заработанными гражданином и только он будет указывать, что конкретно и где гражданин должен покупать для своей семьи.
В департаменте здравоохранения специально под это постановление был организован целый отдел муниципальных закупок. Теперь горздрав как единый заказчик был обязан объединять однотипные заказы. Скажем, если пять больниц подают заявки на приобретение одноименных товаров на сумму 101 тысяча рублей, то чиновник их объединяет. В итоге получается уже 505 тысяч, а значит уже нужно проводить конкурс или аукцион, а не просто выставить котировку. А бывает так, что заявки вообще теряются, что в принципе, не удивительно. Ведь каждый день в горздрав их поступает целый ворох. Рассмотрение каждой из них по закону должно занимать не более 15 дней, на практике же — около месяца.
Конкурс или аукцион — это процедуры, сами по себе предполагающие массу всевозможных бюрократических проволочек. Так как муниципальный заказ - это не только выделение бюджетных средств на закупки для муниципальных нужд, но и возможность распределения этих средств через КОНКРЕТНОГО поставщика. И, как не сложно догадаться, последнее особенно важно.
Страшно представить, насколько эти процедуры затягивается, когда ими занимаются не конкретные хозяйствующие субъекты на местах, а один горздрав. Так что, если в больнице перегорела лампочка, сломался стул и вдруг неожиданно потребовались продукты питания — прямая дорога в администрацию. А больниц у нас в городе не менее 70. В результате товары, работы, услуги, необходимые МУЗам еще весной, были получены ими осенью.
По данным администрации Волгограда, освоение бюджетных средств города, предусмотренных на здравоохранение, к концу июня 2008 года составило всего 17 %. В то время пока врачи в панике хватались за головы, чиновники городской администрации не уставали восторгаться «чудной реформой здравоохранения». На одном из брифингов в городской администрации вице-мэр Сергей Бирюков назвал постановление мэра «революцией», а также «эффективным и прозрачным использованием бюджетных средств». Не мудрено, ведь несостоявшийся врач, не хуже кухарки знает, как управлять государством.
Кстати, в январе текущего года в департаменте здравоохранения появилось еще одно, не менее «революционное», нововведение. В приказе об утверждении основной и учетной номенклатур МУЗов говорится, что отныне назначение на должность не только главврачей, но и их заместителей происходит только после предоставления соответствующих документов и материалов в департамент здравоохранения и согласования их с заместителем главы администрации Волгограда, курирующим здравоохранение. Что сказать, процесс централизации власти со всей силой набирает обороты.
В конце декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон №308, который наконец-то четко определил перечень государственных и муниципальных заказчиков, а также исключил возможность местных администраций наделять или лишать права муниципальные учреждения быть заказчиками, законодательно наделив последних правом самостоятельных закупок.
Это условие вступило в силу с 1 марта 2009 года, но больницы и поликлиники вряд ли вздохнули с облегчением. Наша городская реформа в этой области оказалась более дальновидна. 27 января 2009 года мэр Волгограда Роман Гребенников издает новое постановление за номером 147 «Об организации размещения заказов МУЗ на средства государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и федерального фонда социального страхования (ФСС)». Согласно этому постановлению, Департаменту здравоохранение Волгограда дано право «осуществлять организационно-методическое руководство в области размещения заказов по закупкам товаров, работ, услуг за счет средств ФОМС и ФСС».
Другими словами, Департамент здравоохранения получил право прямого вмешательства в систему закупок любого лечебного учреждения теперь уже не только по средствам бюджета и по средствам, заработанными самими МУЗами, но и по средствам страховых кампаний, оплачивающих наше с вами лечение.
Но идем далее. 3 февраля 2009 года Департамент здравоохранения мэрии издает приказ № 97, который прописывает в жутких подробностях порядок подачи заявок на закупку товаров, работ, услуг в Департамент здравоохранения МУЗами за счет средств, о которых мы говорили выше. То есть средств, полученных за лечение больных от ФОМСА. Даже при самом поверхностном изучении этого приказа мы все же наблюдаем гениальность бюрократической мысли.
Вот лишь некоторые перлы этого шедевра: «Заявка на закупку товаров, работ, услуг подается в Департамент здравоохранения по предварительной договоренности со специалистами фармотдела, отдела бухгалтерии, статистики и организации муниципального заказа. Департамент в течение 5 дней решает принять или не принять заявку МУЗа на закупку необходимых ему товаров. Принятая заявка визируется специалистами, согласовывается руководителем департамента и (о, ужас!) отправляется заместителю главы Волгограда на согласование»! Согласованная с заместителем главы города (Бирюковым) заявка сдается в Комитет муниципального заказа, в отдел маркетинга для начала процедуры закупки и т.д. и т.п.
В итоге процедура закупки до получения товара длится по конкурсу или аукциону, на деле не менее ДВУХ МЕСЯЦЕВ!
Вообще, забавный получился документ для прокуратуры, так как в нем усматривается прямое препятствование в расходовании собственных средств хозяйствующего субъекта, если не хуже. Но об этом судить не нам, а прокуратуре. Действительно, чем можно объяснить подобные действия администрации города? Наверное, благой идеей экономии. Или же борьбой с коррупцией.
Увы. Никто не вспомнит, когда и где последний раз докладывалось Департаментом здравоохранения администрации Волгограда о выполнении бюджета за 2008 год. Когда проводилась последняя проверка Контрольно-счетной палатой этого департамента и где были озвучены итоги этой проверки? Когда деятельность департамента и исполнение им бюджета проверял комитет финансового контроля все той же администрации города?
Впрочем, все это можно объяснить вполне логично – некогда этим заниматься. Теперь ведь городское руководство начало «реформу в образовательной системе Волгограда». А входит в нее 449 образовательных учреждений. И конечно все началось с централизации. За основу взяли «положительный» опыт реформы в медицине и началось…
Теперь районные управления по образованию выводят из состава администраций районов и подчиняются городскому комитету по образованию. В течение года в Волгограде предстоит создать новые службы, которые будут специализироваться на обслуживании интересов всей муниципальной сети образования.
«Реформа городской системы образования позволит оптимизировать систему бухгалтерского учета, технического надзора, унифицировать методическую службу, сделать более мобильной систему муниципальных закупок» - заявил все тот же вице-мэр Калинин. По словам Калинина, первый этап этой реформы должен был завершиться к 1 января 2008 года, а затем чиновники подтвердили, что с освоением федеральных средств, «пришедших» в город по программам нацпроекта, были некоторые проблемы, но стоит надеяться, что с переводом управления на централизованную схему и эта задача принесет должный эффект. А средства немалые, как и те, что предусмотрены в собственном бюджете Волгограда: 40% всей казны города нынче предназначены системе образования.
— И если до сих пор у администрации города не было полномочий по распределению этих средств, — утверждал в августе 2008 года Александр Калинин, — все решали власти районов, то благодаря новой вертикали управления появится возможность системного менеджмента и эффективности использования ресурсов бюджета.
В марте 2009 года в Волгограде был изменен порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Отныне для постановки детей на очередь, а также для получения места в детском саду, родители будут обращаться не к заведующим ДОУ, а в территориальные комиссии по комплектованию, которые начнут работать в каждом районе города.
Новшество призвано упорядочить очередность, сделать ее более прозрачной и понятной для родителей. С 15 мая по 30 июня 2009 года территориальные комиссии будут выдавать очередникам путевки в детские сады по мере освобождения мест после выпуска детей в школу. Зачисление детей в детские сады будет проводиться с 1 июня по 31 августа (при наличии свободных мест - по 30 сентября).
И все вроде бы хорошо. Только вот возникает вопрос: как будут удовлетворять спрос, если дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях около 40 %.
И еще, в городе 232 дошкольных учреждениях, за путевками будут приходить в конкретный детский сад, хватит ли у специалистов, работающих к комиссии опыта, информации и такта при решении такого острого для каждого родителя вопроса? Или получится как всегда – слуга народа заставит нас «заинтересовать» его в решении проблемы?