Анализ деятельности главы Администрации города-героя Волгограда и его «команды».
4 февраля 2008 года прошел широко разрекламированный администрацией города открытый конкурс на права долгосрочной аренды имущества коммунальной инфраструктуры города Волгограда в составе объектов водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства.
Итог – грандиозный долгоиграющий скандал.
Во-первых, шустро поменяв критерии отбора, комиссия, а вместе с ней и город понесли репутационные убытки.
Во-вторых, город так и не получил инвестиции и возможность работать с легитимным оператором в сфере ЖКХ.
В-третьих, итоги конкурса все-таки были отменены. В марте 2009 года Высший арбитражный суд принял решение об отмене конкурса на аренду волгоградской коммуналки. В соответствии с законом победившая в конкурсе компания КТВ теперь должна быть отстранена от эксплуатации коммунальных сетей города. И теперь, уже можно говорить и об упущенной выгоде и об организационно правовом тупике в волгоградской коммуналке.
У действующего оператора накопились очень значительные долги перед энергетиками региона, городское руководство не смогло проконтролировать компанию, которой доверено стратегически важное направление развития города и полученные от потребителей деньги по непонятным причинам не поступили к поставщикам энергии и газа. Долги миллиардные, трубы текут, а по новой концепции мэра Гребенникова, мы вернем коммуналку МУПам. Что это? Возможность вновь провести нужную организацию без конкурса? Необдуманный или непросчитанный поступок дилетанта?
Но тревожные звонки поступали городскому руководству с самого начала их работы. В сентябре 2007 года в результате крупной аварии водопровода, в трех районах города Волгограда была прекращена подача воды. Зимой 2009 года в связи с авариями в Центральном и Кировском районах, стали говорить о 70% износе городских тепловых сетей. В Центральном районе тогда без тепла осталось 255 объектов, включая 223 жилых дома, а в Кировском 64 жилых дома и 6 социальных объектов.
Наблюдатели же почти единодушны в том, что «мупизация» окончательно добьет и без того находящиеся в степени крайней изношенности волгоградские коммунальные коммуникации. К тому же, у созданных МУПов нет материальной базы для проведения работ, для них не установлены тарифы, и у них нет лицензии. Пикантность ситуации заключается в том, что новые МУПы создан путем перерегистрации уже существующего МУПа – «Социальная аптека №245» и поселкового коммунхоза «Горьковский». Именно эти «профильные» предприятия, по замыслу мэрии, и намериваются обслуживать все водопроводно-канализационное и тепловое хозяйство Волгограда.
Кроме того, судьба имеющейся задолженности у бывших операторов ЖКХ перед энергетиками не может не пугать. Это сумма около двух миллиардов рублей. Кто ее погасит? Бюджет? А, значит - население?
В этом деле существует и еще один аспект, который требует рассмотрения. Проблема легитимности работы «Коммунальных технологий Волгограда» как оператора ЖКХ в Волгограде должна была всерьез обсуждаться в мэрии уже с июля 2008 года, когда решением арбитражного суда Волгоградской области от 24 июля 2008 года торги и договора аренды имущества муниципальной казны, относящиеся к водопроводному и теплосетевому хозяйству Волгограда были признанны недействительными.
Но юридические службы администрации мэрии продолжали отстаивать свои позиции и интересы коммерческой компании «КТВ». Варианты последствия отмены итогов конкурса всерьез не прорабатывались, ни с юридической, ни с практической точки зрения.
В октябре 2008 специалисты Нижне-Волжского территориального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) поставили в известность депутатов и руководство города о том, что в Волгограде ОТСУТВУЕТ организация, эксплуатирующая теплосетевое хозяйство на законных основаниях. Говорили о «чрезвычайной ситуации» и предлагали срочным образом создать комиссию, которая будет работать до проведения в установленном законом порядке конкурса на заключение договора аренды муниципального теплосетевого хозяйства. На период действия чрезвычайной ситуации предлагалось решением Совета Безопасности определить ответственную эксплуатирующую организацию с возложением на нее прав и обязанностей по проведению отопительного сезона.
Мэрия проигнорировала такое предложение «Ростехнадзора» и тепловое хозяйство нечаянно осталось вне правового поля.
В декабре 2008 озаботился ситуацией в деятельности коммунальных операторов по расчетам за поставки энергетических ресурсов и Совет безопасности Волгоградской области. Мэру Гребенникову тогда было поставлено «на вид» и сказано о недопустимости увеличения долгов оператора ЖКХ перед региональной энергетической компаний.
По состоянию на первое декабря 2008 года дебиторская задолженность составляла 1 млрд. 500 млн. рублей. Совет безопасности Волгоградской области предложил облпрокуратуре и ГУВД по Волгоградской области провести проверки ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса» по вопросам расходования денежных средств, поступивших от населения, предприятий, организаций и учреждений.
Но все «звоночки» прозвенели зря.
Уже в начале своей деятельности Гребенников осознал исключительную важность участия в жилищно-коммунальном обслуживании населения и уже в 2007 году муниципалитет приобретает всю полноту влияния на "Жилищную эксплуатирующую компанию" (ООО «ЖЭК»). В свое время 95%-ная доля уставного капитала ООО «ЖЭК», которое обслуживало около 80% волгоградских многоквартирных домов, была выкуплена ЗАО «РЭС» у физического лица, близкого к бывшему мэру Ищенко, за… 9 500 рублей. Оставшиеся 5% изначально были и остались у гражданина А. Горбатенко, который был при Ищенко руководителем «Информационно-вычислительного центра (ИВЦ) ЖКХ и ТЭК». К слову сказать, весной 2007 года он был осужден на 1,5 года (правда, условно) за подстрекательство к хищениям в подведомственной ему сфере. Такого ценного кадра Гребенников оставил в должности, несмотря на «зачистку» всех членов команды Ищенко.
В конце 2007 г. ЗАО «РЭС» выходит из числа учредителей ООО «ЖЭК», а 95% доля переходит к «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» (директором которого, напомним, является владелец 5% ООО «ЖЭК» А. Горбатенко). По закону, в случае выхода участника из ООО предусмотрен только один механизм – после сдачи годового баланса ЖЭК должен выплатить ЗАО «РЭС» сумму, эквивалентную 95% чистых активов ООО «ЖЭК». Стоимость чистых активов – 55 миллионов рублей, значит, ЗАО «РЭС», контролируемое группой «Ренова» (Вексельберг), могло получить 53 миллиона! Иными словами в ПЯТЬ ТЫСЯЧ РАЗ БОЛЬШЕ, чем было заплачено двумя годами ранее, но как повернулось дело – не знает никто.
Интересен и факт того, что руководить «ЖЭКом» стал Вячеслав Дьяков, до этого отношения к коммунальной сфере не имевший, но являющийся однокурсником мэра Гребенникова.
Показателен и скандал благоустройством улиц Волгограда. Прокурорскими проверками выявлены многочисленные нарушения и были доказаны факты и завышения стоимости работ практические в 2 раза и неисполнения работ подрядными организациями, но выводы администрация делать не спешит, видимо соблюдая наши интересы.