Евгений Ищенко: Там, где местные власти работают, скандалов в сфере жилищного строительства не возникает
Я так думаю
23.10.2016 11:20
0
23.10.2016 11:20
Сферу жилищного строительства в Волгограде в последнее время сотрясают скандалы. То выясняется, что заселенный дом невозможно подключить к сетям из-за конфликта застройщика и ресурсоснабжающей организации. То малоэтажка вдруг оказывается незаконной, и чиновники требуют ее снести, хотя добросовестные приобретатели квартир имеют государственные свидетельства о собственности. А еще обманутые дольщики, отчаявшись дождаться новоселья, с помощью пикетов пытаются привлечь внимание властей к своим бедам. Но многие стройки так и стоят «замороженными», а компании-застройщики находятся на грани банкротства. За январь-сентябрь 2016 года площадь построенных в Волгоградской области жилых домов составляет 77,4% к показателям аналогичного периода прошлого года. О ситуации на рынке строительства жилья ИА «Высота 102» побеседовало с экс-мэром Волгограда Евгением Ищенко, чья компания недавно начала строить в Волгограде очередной многоквартирный дом.
-- Евгений Петрович, вас кризис в отрасли не коснулся?
-- Коснулся, как всех. Но мы строим, хотя и сократили объемы. Надеюсь, к концу будущего года сдадим дом на три подъезда. Нам нужно сохранить коллектив, поэтому будем продолжать работать. Кризисные явления в экономике страны сохраняются, но смягчить их влияние на отрасль можно за счет сокращения бюрократического регулирования. Вместо того, чтобы думать, как удешевить жилье, у нас принимают новые ограничения. Жилье в стране неоправданно дорогое. Даже в благополучное время за такие деньги, какие просили за жилье в Волгограде, можно было купить в Турции квартиру в ста метрах от моря.
-- Разве причина – не в аппетитах застройщиков?
-- В цене каждой квартиры процентов двадцать приходится на госрегулирование. Нормы принимают из благих побуждений, но за их соблюдение платят покупатели жилья.
Например, нормы инсоляции: сколько часов в каждой квартире светит солнце. Для Мурманска это актуально, а в Волгограде мы с мая по октябрь прячемся за шторами. Но по этим нормам угловой дом построить уже нельзя.
Наше законодательство с советских времен ориентировано на микрорайоны, здесь хорошо с освещением, но нет дворов. Почему Европа предпочитает не микрорайонную, а квартальную застройку? Квартал -- это два дома буквой «П» с общим двором. Соседи друг друга знают, общаются. Да, тут треть квартир с нарушенной инсоляцией, но жить все равно комфортнее, чем в микрорайонах без дворов.
За счет покупателей квартир пытаются решить общегородские проблемы. Все новые дома должны быть оборудованы пандусами, есть нормы по количеству парковочных мест. Хорошее дело. Но место для них есть не везде, а подземные гаражи стоят дорого. У нас есть дома, где квартиры раскупили, а паркинг еще 5-8 лет не продается. Новостройки – это доли процента жилого фонда в городе. За их счет не решить проблему с парковками и доступной средой, но строительство удорожается.
Очень дорого стоит подключение к сетям. Понятно, что нужно развивать водопроводную сеть, но в плату за подключение закладывают возможность использования такого объема воды, чтобы хватило для тушения пожара. Раза в три больше, чем нужно дому. Надо заплатить миллионы рублей за воду, которая, может, никогда и не понадобится. Тут тоже должна быть обоснованная и справедливая система.
У нас огромная страна, в Мурманске и Волгограде условия разные. У местной власти должна быть возможность устанавливать свои нормы, чтобы стимулировать рост. По факту же происходит обратное: стимулировать не можем, а обрубить – легко. В прошлом году областная администрация задним числом подняла плату за аренду земли, из-за этого многие передумали строить.
Если бы не кризис, можно было говорить: мы растем – и растут требования к комфорту жилья. Но сейчас отказ от некоторых норм мог бы спасти отрасль. В свое время хрущевки радикально изменили ситуацию с жильем в стране, когда на качественное жилье не было ресурсов.
-- Население в регионе убывает, жилье все-таки строится, а вы предлагаете стимулировать строительство. Зачем?
-- Оно не только строится, но и выбывает. У нас много ветхого и аварийного жилья. У хрущевок расчетный срок жизни – 50 лет, а прожили они 60-70. Скоро им потребуется очень серьезный капремонт.
Кроме того, промышленность стройматериалов вся отечественная. Вместе со строительством мы поддерживаем свою промышленность. Государственная программа ипотеки – это поддержка своих.
-- Как поддерживать людей, которые начинают стройку без документов, без подключения к сетям, а потом пытаются сдать дом в эксплуатацию. Вот как?
-- За такое должны нести ответственность и местные власти. Там, где они работают, такие конфликты не возникают. А если и возникают, их быстро снимают. Вы недавно приводили цифры: в Волгограде выявлено 76 многоквартирных домов самовольного строительства, и почти по половине из них суд отказывает в сносе. Куда смотрит районная администрация, если в районе строится 23 таких дома?
Я строю за Волгой коттеджный поселок «Дубрава». Рядом конкуренты, в отличие от нас, сэкономили, не переоформили назначение земли, и строят на землях сельхозназначения. И все идет к тому, что их заставят снести все, что построили. Формально они неправы. По сути – вреда природе они не нанесли. Просто у них нет одной бумаги. Оштрафуйте их, но зачем наказывать покупателей? Наказывать надо местную власть. Разве в администрации не знали, что у них купили землю и строят? Вот здесь губернатор мог бы использовать свой рычаг – отстранение глав. Но у нас снимают по политическим обстоятельствам, а по экономическим, хозяйственным – никогда.
Если не стимулировать строительство, люди, которые ведут дело честно и ответственно, бросят это дело, останутся только те, кому все равно, что и как строить, лишь бы продать.
-- Вы считаете, что сейчас удачное время для покупки квартиры. Посоветуйте, как не ошибиться?
-- Сейчас на рынке много квартир по себестоимости или с маленькой наценкой. Как не прогадать? Покупать в уже сданном доме. Чем ближе дом к сдаче – тем меньше риск. Если стройка еще идет – надо ходить и смотреть, как она движется. Кран работает, рабочие ходят? Значит, шанс есть. Стоит посмотреть и среднюю цену на рынке. Если вам предлагают заметно дешевле, это повод задуматься, почему.