В «Царицынской опере» с грандиозным успехом состоялась долгожданная премьера оперы Винченцо Беллини «Норма» – настоящего музыкального шедевра периода бельканто. Это событие стало знаковой вехой в культурной жизни города и было встречено поклонниками театра с нескрываемым восторгом. В главной роли, считающейся одной из самых сложных в репертуаре сопрано, блистали Заслуженная артистка России Анна Девяткина и Татьяна Баласанова.
Историческая премьера, открывшая новую страницу в репертуаре театра, вызвала восторг публики благодаря блистательному исполнению, глубокой режиссуре и уникальному сценическому воплощению. Главные партии исполнили: Норма – Анна Девяткина/Татьяна Баласанова, Поллион – Виталий Ревякин/Алексей Михайлов, Адальжиза - Наталья Пирогова/Юлия Почкалова, Клотильда – Ирина Дмитрова, Оровез, отец Нормы, верховный жрец – Александр Еленик/Артак Манукян, Флавий, друг Поллиона – Алексей Шапошников.
Впервые в своей истории «Царицынская опера» обратилась к творчеству авторов бельканто, представив публике произведение, требующее от исполнителей высочайшего профессионального и артистического мастерства. Идея постановки «Нормы» принадлежит Заслуженному работнику культуры Волгоградской области, Заслуженной артистке России Анне Девяткиной, для которой этот сезон является юбилейным – она отмечает 25 лет служения сцене.
Анна Владимировна понимает и полностью оправдывает свою героиню – верховную жрицу друидов. Много лет Норма жила обманом, любила не просто мужчину (а у весталок обет безбрачия), но полководца вражеского стана Поллиона, от которого у нее было двое детей. Главная героиня нарушила обеты, оказавшись в тисках своей судьбы.
– «Норма» – это опера о женском мире и о том, насколько он хрупок и эфемерен, – размышляет Анна Девяткина, признаваясь, что шла к этой партии всю жизнь. – Мне просто захотелось прожить жизнь женщины, в судьбе которой есть все – любовь, материнство, предательство, мужество и благородство. Это сложный и разносторонний характер. В нем тонкость и хрупкость сочетается с большой духовной силой. В конечном счёте все мы приходим в этот мир во имя любви, и это не абстрактное понятие.
Ее героиня, обладательница сложного психологически героического образа, воплотила зашкаливающую концентрацию эмоций, требующую большого жизненного опыта. Эталонное погружение солистки в образ Нормы заставляло зрителей замирать в самые острые моменты и плакать вместе с ней.
– Спеть Норму – мечта многих певиц, – подчеркнула Анна Владимировна. – Суметь это сделать – исполнительское счастье! Я шла к этому все 25 лет. Благодарю всех, кто поверил в эту идею и реализовал её! Зрители наградили нас овациями стоя и это самый главный показатель проделанной нами работы. Для меня лично это покорение новой вершины!
Чувственные дуэты Нормы и Адальжизы, двух подруг, позже ставших соперницами, подарили зрителям незабываемое наслаждение.
– Моя героиня Адальжиза наделена очень женственными чертами, она очень светлый персонаж, по-детски чистый и глубокий, – поделилась Наталья Пирогова. – При этом обладает такими чертами как самоотверженность, честь, искренность, героизм. Сама того не зная, она стала одной из сторон любовного треугольника. Адальжиза отреклась от этой любви во имя честности. Участие в этом спектакле – для меня большой шаг вперед и точка роста. Мне выпала большая честь работать на одной сцене с Анной Владимировной Девяткиной, которая меня поддерживала во время разучивания сложнейших каденций. В партии наиболее сложным моментом оказалась крайне высокая тесситура для меццо-сопрано, которая потребовала новых механизмов и умения «распределиться». Подвижность мелодий, речитативы с большим количеством итальянского текста, удерживание тесситуры, сложнейшие дуэтные каденции-все это требовало постоянного контроля и выносливости. При работе над образом я шла от себя, прислушивалась к своим чувствам.
Виталий Ревякин, исполнивший партию Поллиона, мастерски создал многогранный драматический рисунок роли и необходимый контраст, являясь катализатором всей трагедии. В финале оперы борьба противоречивых чувств подходит к апогею, где для Поллиона открывается подлинное величие женского духа… Сбросить мучения, искупить вину перед богами и людьми, защитить своих детей от возможной мести Норме удалось лишь ценой добровольной смерти, ставшей актом высшего благородства. Поллион решает умереть вместе с Нормой в погребальном костре, тем самым желая очиститься вместе с ней в пламени, которое на протяжении всего спектакля предвещало трагедию, а в финале стало символом великого объединения, искупления, прозрения, любви…
Для режиссера-постановщика Татьяны Ниценко опера «Норма» – это история о запретной любви и любовном треугольнике, в котором оказываются несчастны все, история о страстях, о духовном выборе. Раскрывая глубокий конфликт между личными чувствами и социальными требованиями, Татьяна Ниценко сохранила бережный подход к классике. Дебютная работа в театре для молодого режиссёра стала большим успехом. Прекрасно организованное пространство, слаженная работа хора, мизансцены и пластика артистов были в едином гармоничном комплексе виртуозного вокала, свойственного стилю бельканто. Использование видеоконтента привнесло в спектакль современный взгляд на средства выразительности и способствовало наиболее яркому развитию драмы.
Особым украшением постановки стали мистические символы и мифологические персонажи, обогатившие классическую оперу кельтскими мотивами. На сцену вышел проводник в мир мертвых – «тёмный лорд» Донн, кельтский бог подземелья, со своей свитой. Динамику и символизм спектаклю придало кельтское колесо – друидский символ круговорота жизни, в соответствии с которым действие развернулось в пяти картинах, каждая из которых обозначила оборот этого колеса, показав жизнь Нормы от расцвета до трагического конца.
Атмосферу древней Галлии в эпоху ее завоевания римлянами создавали уникальные декорации Георгия Матевосяна – жертвенный камень, руны, маски, шкуры животных и факелы. Над разработкой костюмов работала Елена Павловская, чьи решения помогли передать не только культурную аутентичность, но и внутреннее состояние персонажей. Музыкальное руководство постановкой осуществляла дирижер-постановщик Екатерина Васильева, под чьим чутким руководством оркестр и хор раскрыли все тонкости бельканто.
– Музыка Винченцо Беллини к «Норме» — это настоящее чудо. Она гениально выстроена, полна ярких красок и служит идеальным ключом к раскрытию сложной эмоциональной жизни героев, – отметила Екатерина Васильева. – Именно эти музыкальные противоречия, драматические перипетии судеб, все переплетения страстей и долга сливаются в потрясающую гармонию, чтобы в финале привести нас к катарсису — очищению души через красоту и трагедию.
Волгоградским зрителям было подарено незабываемое погружение в мир великой оперы, наполненной не только бельканто, но и глубокой мистикой древних кельтских преданий. «Царицынская опера» доказала свою способность к масштабным постановкам, открыв новую главу в своем творческом пути и подарив публике поистине фееричное зрелище.
Фото предоставлено пресс-службой театра.
Анжела Буцких
Реклама. ГБУК Волгоградский государственный театр «Царицынская опера» ИНН 3442071412, erid: F7NfYUJCUneTTx4TsgMd