Газета "Высота 102", 24 августа 2011 года.
Артисты государственного ансамбля песни и пляски «Казачья воля» обратились за помощью к общественности против уничтожения уникального коллектива, которое происходит сегодня, как считают участники ансамбля, из-за неправомерной и губительной политики руководства комитета по культуре администрации Волгоградской области. По мнению артистов, решение председателя комитета Виктора Гепфнера о слиянии двух ансамблей – «Казачьей воли» и «Казачьего куреня» -- в ансамбль «Российское казачество» ставит крест на развитии в регионе настоящей казачьей культуры, берущей свое начало из фольклорных истоков нашего края. Кроме того, как считают участники ансамбля, Виктор Гепфнер не выполнил свое обещание не ухудшать положение артистов «Казачьей воли», которые сегодня оказались в роли «пасынков» в новом коллективе.
Мюзик-холл в лампасах
Ансамбль «Казачья воля» известен не только в Волгоградской области, но и далеко за ее пределами. Был он создан в 1990 году, а уже через три года за профессиональные успехи получил статус государственного ансамбля. Артисты коллектива с радостью выступали не только за рубежом, но и в области, площадки для них не имели значения: главное было, подарить радость людям. И зрители платили им своей любовью.
Однако судьба коллектива решилась росчерком пера одного человека – председателя комитета по культуре Волгоградской области Виктора Гепфнера. Формальным поводом для реорганизации коллектива послужило постановление правительства, обязывающее каждое учреждение культуры определиться со своим статусом до 1 июля 2012 года. Однако «Казачьей воле» было отказано в самостоятельном существовании, и в апреле этого года этот ансамбль был соединен с другим коллективом – «Казачьим куренем», образовав новый ансамбль «Российское казачество». Это решение, как считают сегодня артисты ансамбля, поставило крест на самобытности коллектива, еще недавно покоряющего сердца зрителей во всем мире.
«Нас принуждают отказаться от своего лица и перейти на рельсы низкопробного мюзик-холла в лампасах на потребу массового шоу-бизнеса. «Казачья воля» вынуждена выступать на сцене под маской вновь образованного коллектива, перенимая его непрофессиональные качества: выходить на сцену неподготовленными, неспетым хором, несыгранным оркестром и т.д. Весь наш двадцатилетний творческий опыт не берется во внимание и попросту игнорируется и унижается. В новом ансамбле нет никакого творческого процесса, кроме чистки кадров, бумажной волокиты и многочисленных обещаний. Нет также, и не предвидится, нормальной производственной базы», -- говорится в обращении, которое подписали около двадцати артистов.
Как рассказали артисты ансамбля, после реорганизации «Казачьей воле» были созданы невыносимые условия для тренировок. Так, например, артистов балета лишили специализированного помещения для занятий, где были зеркала, балетные станки и отличный ремонт. Сегодня они вынуждены проводить тренировки на сцене Дома офицеров, с неровным полом, под тяжелыми металлическими конструкциями, зачастую при высочайшей температуре воздуха. Однако, когда люди стали возмущаться отсутствием приемлемых условий для работы, администрация ансамбля тут же объявила «бунтарям» взыскания.
Кстати, любопытно, что в руководстве нового ансамбля оказались родные для Виктора Гепфнера люди. Так, главным балетмейстером здесь нынче служит экс-супруга председателя комитета по культуре. На эту должность хоть и бывшая, но родственница чиновника была переведена с аналогичной, которую она занимала в ансамбле «Казачий курень». Вообще, этот ансамбль многие артисты считают своеобразным «семейным бизнесом» Гепфнера. Ведь зарождался он когда-то в Иловле, где руководителем отдела культуры был его отец, да и сейчас в хоре «Казачьего куреня» выступает его сестра. Вполне возможно, что именно поэтому сегодня руководство нового ансамбля отдает предпочтение репертуару, который был в арсенале «Казачьего куреня». А вот зарубежные гастроли «Казачьей воли» оказались сорванными: артистов не отпустили во Францию, мотивируя это необходимостью разработки новой программы.
Как предполагают артисты, создание невыносимых условий для занятий, запрет на гастроли, уменьшение зарплат некоторым участникам ансамбля – отнюдь не случайны. По всей видимости, под видом слияния двух ансамблей чиновники хотят избавиться от строптивых и самобытных артистов в пользу того коллектива, которым руководит экс-супруга чиновника. И это возмущает артистов «Казачьей воли». «Гепфнер поставил на руководящие должности людей не только некомпетентных, но и чуждых нашей донской культуре по многим критериям. Он считает себя вправе решать единолично, в каком направлении должна возрождаться и сохраняться традиционная казачья культура Волгоградской области», -- говорится в обращении участников ансамбля «Казачья воля».
Крест на самобытности?
Председатель комитета по культуре Виктор Гепфнер осенью прошлого года уже высказывал свое мнение по поводу реорганизации коллектива «Казачья воля». Тогда он говорил о том, что слухи о смерти «Казачьей воли» сильно преувеличены. А реорганизация была связана исключительно с произошедшими изменениями в федеральном законодательстве о госучреждениях. Тогда руководитель комитета по культуре утверждал, что финансирование объединенного ансамбля значительно увеличится и составит до 24 миллионов рублей в год. Но артисты «Казачьей воли» не предполагали, что реорганизация их коллектива поставит крест на творческой самобытности ансамбля. И это обстоятельство волнует их даже больше отсутствия нормальных условий для репетиций, а также снижения зарплаты.
Любопытно, что история с «Казачьей волей» - не первый скандал, вспыхнувший в сфере культуры после прихода Виктора Гепфнера на должность председателя комитета по культуре. Напомним, родителям юных артистов хореографического ансамбля «Улыбка» в свое время пришлось приложить немало усилий для того, чтобы отстоять этот коллектив, лишившийся нормальных условий для занятий после передачи здания Волгоградской областной филармонии областному суду.
Кроме того, не так давно в поле деятельности правоохранительных органов оказалось учреждение, созданное в бюджетной культурной сфере, – Агентство культурных инициатив. Как выяснили аудиторы контрольно-счетной палаты, руководство этого агентства, на содержание которого уходили миллионы рублей, получало немалые премии. Помимо того, целью агентства являлось «создание условий для повышения экономической и социальной эффективности деятельности учреждений культуры и искусства Волгоградской области, развития творческого потенциала индивидуальных исполнителей и граждан», что, по мнению аудиторов, не входило в компетенцию федеральных законов. И несмотря на то, что правоохранители не нашли в деятельности агентства нарушений закона, вопросы к его работе остаются прежде всего у тех, кто занимается реальными делами в сфере развития культуры. А уж как бы пригодились миллионы, предназначенные для Агентства культурных инициатив, на селе, где традиционно наблюдается недостаток средств в этой отрасли.
Сегодня на защиту «Казачьей воли» встали известные в Волгоградской области деятели культуры и краеведы. По их мнению, этому коллективу необходимо дать возможность продолжить свою деятельность в том виде, в каком они занимались любимым делом на протяжении двадцати лет. В любом случае решать вопрос о направлениях развитии культуры, по мнению этих людей, ни в коем случае нельзя единолично.
Валентина Семеновна Кубракова, руководитель ансамбля «Горлица» Алексеевского района:
-- То, что происходит сегодня с «Казачьей волей», это недопустимо. Этот ансамбль столько сделал для возрождения настоящей казачьей культуры, что они достойны только уважения, а не того, что с ними делают. Помню, как много лет назад мы вместе с артистами ансамбля собирали по крупинкам у еще живых тогда бабушек песни, которые из века в век пели наши предки-казаки, поэтому у зрителей и вызывал такой восторг репертуар ансамбля. Ведь песни были настоящие! «Казачья воля» был искренним проводником истинной казачьей культуры. И вдруг прихлопнули его как муху. Хочу сказать, что я уважительно отношусь и к ансамблю «Казачий курень», но уверена, что нельзя было объединять два творческих коллектива с непохожим репертуаром. Кроме того, сложившаяся конфликтная ситуация, на мой взгляд, отрицательно скажется на развитии казачьей культуры во всем регионе. Кому это нужно, я не понимаю…