Денежные потоки мутной "Волги"

Главное
21.03.2014 19:29

Газета "Известия", 22 апреля 2011 года. 
Журналисты средств массовой информации, не являющихся подконтрольными администрации Волгоградской области, подвергли сомнению законность предоставления субсидий за счет регионального бюджета открытому акционерному обществу «Волга-Медиа». Главный редактор информационного агентства «Высота 102» Александр Осипов обратился с официальным заявлением в региональное УФАС России с просьбой провести проверку соблюдения антимонопольного законодательства при принятии ст. 29 закона Волгоградской области от 20 декабря 2010 года № 2139-ОД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (субсидии в сфере средств массовой информации).  По мнению заявителя, предоставление субсидий коммерческому ОАО «Волга-Медиа» без проведения конкурсов или аукционов создает неравные условия для СМИ и ограничивает конкуренцию на территории Волгоградской области в данной сфере. 
Ну что же. Рано или поздно вопрос о законности льготного бюджетного финансирования медиа-холдинга, созданного под эгидой администрации Волгоградской области, должен был быть поставлен для широкого обсуждения. Лично я готов в этом обсуждении поучаствовать. Потому что у меня существуют большие сомнения не только по поводу законности предоставления бюджетных субсидий на сумму более восьмидесяти миллионов рублей  «непрозрачному» губернаторскому медиа-холдингу, но и вообще по поводу законности создания самого ОАО «Волга-Медиа».  Попробую эти сомнения обосновать. 
Секретный холдинг 
Как ни странно, но сама история создания открытого акционерного общества «Волга-Медиа» – тайна за семью печатями. Администрация Волгоградской области хранит ее, как зеницу ока. На пресс-конференции, проведенной 31 марта  руководством медиа-холдинга (без участия тогдашнего председателя облкомпечати Александра Южного), лишь мимоходом было сказано, что ОАО «Волга-Медиа» создано в соответствии с постановлением обладминистрации от 25 октября 2010 года № 524-п. Все. Что было в этом постановлении написано, не сообщалось. Руководители холдинга и редакторы четырех газет, якобы включенных в этот самый медиа-холдинг, как заклинание  повторяли слова о том, что теперь-то, благодаря созданию «Волга-Медиа», в Волгоградской области будут сэкономлены бюджетные средства при издании газет, расходы оптимизированы, а читатели получат более качественную информацию. На вопрос журналистов, будут ли вошедшие в холдинг СМИ самостоятельными юридическими лицами с отдельными банковскими счетами, внятного ответа не прозвучало. Так же, как и ответа на вопрос, кто вошел в состав совета директоров открытого акционерного общества. Лейтмотив всей этой пресс-конференции сводился к следующему: «Не волнуйтесь,  коллеги. Все по закону. Создание медиа-холдинга – это благо для бюджета, равно  как и для читателей – жителей Волгоградской области». Поскольку в техническое обеспечение создаваемого медиа-холдинга через комитет по печати и информации администрации Волгоградской области «закачивались» многомиллионные бюджетные суммы на закупку автомобилей, компьютерной техники  и прочего, «непрозрачность» создания «Волга-медиа» и уход от ответов на прямые вопросы наводил  на определенные мысли. К примеру, а все ли так законно с этой новой «губернаторской» коммерческой структурой, поглотившей сразу несколько печатных изданий? 
Лично мне, чтобы найти ответ на этот вопрос, пришлось провести журналистское расследование и попробовать разобраться в тонкостях многочисленных законов. Дело в том, что само постановление № 524-п от 25 октября 2010 года не опубликовано. По словам теперь уже бывшего председателя облкомпечати Александра Южного, оно и не подлежало официальной публикации. Согласитесь, это более чем странно – не довести до общественности информацию о холдинге, в который вошли несколько государственных СМИ  и учредителем которого стал комитет по управлению имуществом обладминистрации. Мне удалось найти лишь косвенное официальное упоминание о целях создания медиа-холдинга --  в экспертном заключении контрольно-счетной палаты Волгоградской области на проект регионального закона «О внесении изменений в закон Волгоградской области от 20.12.2010 №2139-ОД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В нем, дословно, говорится следующее: «ОАО «Волга-Медиа» создано в соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 25.10.2010 для совершенствования государственной информационной политики в сфере СМИ и массовых коммуникаций, консолидации и развития информационных ресурсов в Волгоградской области». И если в самом постановлении обладминистрации № 524-п  цель создания ОАО указана та же, что и в экспертном заключении КСП, то… само это постановление, скорее всего, противоречит федеральному законодательству.  Почему? Да потому что, как мне видится,  администрация Волгоградской области, приняв постановление о создании медиа-холдинга для «совершенствования государственной политики в сфере СМИ и массовых коммуникаций», превысила свои полномочия. 
Поддержка обладминистрацией СМИ – вне закона 
В ст.5 Закона о средствах массовой информации прямо говорится: «Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации». Больше того, именно в Волгоградской области отношения между органами государственной власти субъектов РФ и СМИ в 2006 году по искам заместителя облпрокурора дважды были предметом судебных разбирательств, и дважды были приняты решения, фактически запрещающие региональным властям вторгаться в нормотворческую деятельность в сфере СМИ. Возможно, губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко и его команда об этом не знают. Между тем, в решении Волгоградского областного суда от 6 февраля 2006 года по делу № 3-14/2006 прямо указано: «Издание нормативных правовых актов, касающихся средств массовой информации, относится к компетенции законодателя федерального уровня, а субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по названным вопросам. С учетом вышеизложенного  суд приходит к выводу, что действующее федеральное законодательство исключает возможность (выделено мной. – А.Т.) субъекта Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере средств массовой информации». Данное решение суда вступило в законную силу по определению Верховного суда РФ № 16-Г06-09 от 31 мая 2006 года. А 2 августа того же года был принят закон Волгоградской области № 1272-ОД «О признании утратившим силу закона Волгоградской области от 5 февраля 2002 года № 666-ОД «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Волгоградской области». Фактически с этого момента никаких законных оснований финансировать СМИ и издательскую деятельность из областного бюджета у администрации региона не осталось. Исключение составляет только оплата услуг средств массовой информации, с которыми заключены контракты по госзаказу на конкурсной основе в соответствии с ФЗ-94. Есть еще одна законодательная «загогулина», на которую может сослаться губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко. Имеет ли право обладминистрация учреждать собственные СМИ и финансировать их  будучи учредителем? Ответ на этот вопрос тоже не столь однозначен, как его пытается трактовать своими действиями исполнительная власть региона. С одной стороны может, но это право опять же строго ограничено и федеральным и региональным законодательством. 20 декабря 2006 года Волгоградский областной суд по делу № 3-161/2006 вынес решение,  в котором говорится: «Системное толкование правовых норм позволяет сделать вывод о том, что органы государственной власти субъекта РФ вправе учреждать печатное СМИ исключительно (выделено мной. – А. Т.) для целей официального опубликования своих нормативных актов и финансировать его, оказывая экономическую поддержку». Это решение вступило в силу определением Верховного суда от 28 марта 2007 года. А с 11 апреля 2007 года на основе указанных судебных решений в нашем регионе действует закон Волгоградской области «О финансовом обеспечении официальных публикаций в Волгоградской области».  И в нем сказано, что «получателем финансового обеспечения официальных публикаций органов власти Волгоградской области является редакция (выделено мной. – А. Т.) печатного СМИ, учрежденного органом власти Волгоградской области для официального опубликования нормативных актов и иной официальной информации». В этом же законе подчеркивается, что деньги на эти цели предусматриваются отдельной строкой областного бюджета. И этими деньгами оплачиваются стоимость бумаги и стоимость полиграфических услуг. 
Итак, что мы имеем в итоге? Во-первых, администрация Волгоградской области не имеет законных прав принимать какие-либо нормативные акты, регулирующие отношения в сфере средств массовой информации. Во-вторых, администрация Волгоградской области вправе быть учредителем печатного СМИ исключительно с целью опубликования в нем официальной информации. В-третьих, по закону Волгоградской области деньги из бюджета Волгоградской области могут выделяться отдельной строкой для публикации официальной информации на оплату стоимости бумаги и полиграфических услуг. Все. Возможно, мои выводы можно оспорить. Все-таки я не юрист, а журналист. Тогда у меня большая просьба к руководству прокуратуры Волгоградской области ответить на несколько вопросов. Противоречат или нет федеральному законодательству действия администрации Волгоградской области по учреждению ОАО «Волга-Медиа» для «совершенствования государственной политики в сфере СМИ и массовых коммуникаций»? Имеет ли право администрация области выступать соучредителем сразу нескольких печатных СМИ исключительно для опубликования официальной информации совместно с коммерческой фирмой, главной целью которой  является получение прибыли?  И при этом выделять из бюджета области деньги  по разделу 1200 «Средства массовой информации» на 2011 год 312 миллионов 809 тысяч рублей? Из них, напомню, 81 миллион 135 тысяч рублей власти региона собираются отдать ОАО «Волга-Медиа», не зарегистрированному в качестве СМИ, в виде субсидий. Я очень надеюсь, что прокуратура Волгоградской области проведет проверку на предмет соответствия законам России деятельности администрации Волгоградской области под руководством Анатолия Бровко в сфере СМИ и законности расходования бюджетных средств на печатные и электронные СМИ в нашем регионе. Уверен, что жители Волгоградской области с нетерпением будут ожидать результатов этой прокурорской проверки. Ну, а теперь можно взглянуть и на сам секретный медиа-холдинг повнимательнее. 
Странное общество 
Для меня до сих пор остается загадкой – а что, собственно, из себя представляет так называемый медиа-холдинг? На каких условиях в него администрация Волгоградской области «включила» газеты, давным-давно существующие в нашем регионе. На сайте «Волга-медиа» говорится о том, что в холдинг входит четыре печатных периодических издания: «Волгоградская правда», «Вечерний Волгоград», «Крестьянская жизнь» и совершенно непонятно зачем созданные комитетом по печати и информации обладминистрации «Вести губернии». К последней газете чуть ниже я еще вернусь. А пока давайте разберемся, кто входит в руководство ОАО «Волга-Медиа». Согласно уставу фирмы, утвержденному распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области от 6 декабря 2010 года № 2480-р, «основной целью деятельности Общества является получение прибыли». Уставный капитал составляет 11 миллионов 500 тысяч рублей, разделенный на 11500 штук именных бездокументарных акций, номинальной собственностью акции 1000 рублей. Вот тут возникает еще один вопрос: по какой бюджетной строке расходов комитет по имуществу обладминистрации, владеющей пока 100 процентами акций, использовал одиннадцать с половиной миллионов рублей на внесение в уставный капитал открытого акционерного общества? Идем дальше. Поскольку в составе «Волга-Медиа» пока только один акционер,  общего собрания акционеров на сегодняшний день не существует. Поэтому органами управления ОАО являются совет директоров и единоличный исполнительный орган – генеральный директор. Гендиректором «Волга-Медиа» назначен Олег Акимов. К слову, на упомянутой выше пресс-конференции 31 марта, посвященной началу работы медиа-холдинга, господин Акимов не  захотел оглашать состав  совета директоров. Восполним этот пробел в информации о «Волга-Медиа». Тем более, что членам совета директоров по уставу «может  выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров». Итак, всего их семеро. Среди них, помимо гендиректора Акимова, числятся Александр Южный, Дмитрий Грызанов и Федор Щербаков. Напомню, что Дмитрий Грызанов – это гендиректор «Корпорации развития Волгоградской области», который совместно с Федором Щербаковым был инициатором нашумевшей идеи создания Национально-патриотического центра «Победа». К слову, господа Южный, Грызанов и Щербаков являются еще и членами совета директоров ОАО «Союзпечать» Волгоградской области, которое занимается распространением печатных СМИ в регионе. Интересно, что Федор Щербаков, уволенный с должности вице-губернатора Волгоградской области в середине марта этого года, по сей день по-прежнему остается членом совета директоров ОАО «Волга-Медиа».  Одним из семерых руководителей медиа-холдинга является также депутат Волгоградской областной думы Татьяна Цыбизова. Кстати, любопытно, как она голосовала при принятии закона о бюджете на 2011 год по ст.29 о выделении субсидий для ОАО «Волга-Медиа»? 
С членами совета директоров вроде бы все понятно. Самое странное, что абсолютно непонятно, каким образом в медиа-холдинг включили существовавшие раньше в области газеты. Куда делись  как самостоятельные госучреждения прежние «Волгоградка», «Вечерка» и «Крестьянская жизнь»? Они реструктурированы или полностью ликвидированы? Об этом администрация Волгоградской области тоже почему-то не захотела рассказать их читателям и всем жителям региона. Но в уставе ОАО «Волга-Медиа» ни перечисленные СМИ, ни вновь созданные «Вести губернии»  не указываются ни в качестве филиалов, ни в качестве представительств. Кому тогда предоставлены бюджетные деньги на производство «социально ориентированной продукции средств массовой информации в сумме более 81 миллиона рублей? История с принятием ст. 29 закона об областном бюджете вообще носит полудетективный туманный характер. И разобраться в ней досконально смогут, наверное, только УФАС и прокуратура Волгоградской области. 
Субсидии с преференциями 
Закон Волгоградской области об областном бюджете на 2011 год № 2139-ОД был принят 20 декабря 2010 года. Для тех, кто не в курсе, процитирую полностью ст. 29 этого закона:  «1. Субсидии за счет средств областного бюджета по подразделу 1202 «Периодическая печать и издательства»  раздела 1200 «Средства массовой информации» предоставляются открытому акционерному обществу «Волга-Медиа», 100 процентов акций которого принадлежит администрации Волгоградской области, в целях полного или частичного возмещения затрат или недополученных доходов в связи с выполнением работ по производству, выпуску и распространению социально ориентированной продукции средств массовой информации в 2011 году в сумме 79135 тыс. рублей, в 2012 году --  45987 тыс. рублей, в 2013 году --  45987 тыс. рублей. 
2. Порядок и условия предоставления субсидий устанавливаются нормативным правовым актом администрации Волгоградской области». 
Теперь вопрос к депутатам Волгоградской областной думы. Уважаемые  народные избранники! Ответьте прямо: «Каким именно средствам массовой информации  вы с легкостью отдали безвозмездно около 80 миллионов бюджетных рублей?»  Можно   его поставить по другому: «Какие СМИ, которым вы выделили эти деньги, входили в ОАО «Волга-Медиа» на 20 декабря 2010 года»? Я могу объяснить свой интерес к этим вопросам. Дело в том, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Управления Роскомнадзора по Волгоградской области, 20 декабря газет, которые сейчас как бы «входят» в ОАО «Волга-Медиа»,  просто не существовало юридически. Судите сами. Согласно этим данным, датой регистрации газеты «Вести Губернии» (№ ПИ № ТУ 34 – 00224) является 28 декабря 2010 года. А газеты «Волгоградская правда» (№ ПИ № ТУ 34 – 00223) и «Вечерний Волгоград» (№ ПИ № ТУ 34 – 00226) были зарегистрированы только 29 декабря 2010 года. Так каким СМИ выделялись вами десятки миллионов рублей на дату принятия закона № 2139-ОД о бюджете Волгоградской области? 
Между тем, 20 же декабря 2010 года губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко подписывает постановление № 708-п об утверждении порядка предоставления субсидий ОАО «Волга-Медиа» «в целях полного или частичного возмещения затрат или недополученных доходов». Постановление губернатора начинается словами «В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации» и указывает в качестве получателя субсидий конкретно ОАО «Волга-Медиа». Законно ли постановление губернатора № 708-п? Ведь  согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, юридические лица могут получать субсидии из областного бюджета, если в правовом акте указаны категории или критерии отбора этих юрлиц. В ст. 29 Закона о бюджете Волгоградской области ни критерии, ни категории не указаны. Поэтому Бюджетный кодекс, на который ссылается губернатор Бровко в своем постановлении № 708-п, не может служить законным основанием для утверждения «порядка предоставления субсидий» в изложении Анатолия Григорьевича. Об этом перед принятием изменений в закон № 2139-ОД о бюджете Волгоградской области однозначно говорилось и в экспертном заключении КСП Волгоградской области,  и в юридическом заключении отдела правовой экспертизы Волгоградской областной думы. В том виде, в котором губернатор Анатолий Бровко лоббировал предоставление субсидий, то есть конкретному юрлицу ОАО «Волга-Медиа» без конкурсов и аукционов, оставался только один законный выход -- утвердить не предоставление субсидий, а предоставление преференций на основании ст. 19 ФЗ-135 «О защите конкуренции». Но тогда утверждение ОАО «Волга-Медиа» в качестве единственного получателя преференций должно было в обязательном порядке в письменном виде согласовываться с УФАС по Волгоградской области. Губернатор Анатолий Бровко на это почему-то был категорически не согласен. Между тем, без согласования с УФАС преференции по ФЗ-135 можно получить исключительно в определенных целях. В ст. 19  данного закона этих целей перечислено всего пятнадцать. К примеру, производство сельхозпродукции, развитие физкультуры и спорта, развитие образования и науки, обеспечение обороноспособности страны… Никакие другие цели не могут служить основанием для предоставления юридическому лицу преференций из областного бюджета. А ОАО «Волга-Медиа» по предложенной губернатором Анатолием Бровко редакции ст. 29 закона о бюджете Волгоградской области, которую утвердили почему-то депутаты облдумы, должно  получать «субсидии в целях полного или частичного возмещения затрат по производству социально ориентированной продукции средств массовой информации». Нет в ст. 19 ФЗ-135 «О защите конкуренции» даже упоминания о «цели полного или частичного возмещения затрат для СМИ». А газеты, даже входящие в ОАО «Волга-Медиа», ни танки, ни хлеб не производят. Они могут об этом только писать. Ну и ради бога, отлично! Пусть пишут на благо своих читателей. Но только без, совершенно незаконного  на мой взгляд, предоставления им без конкурсов и аукционов субсидий в сумме 81 миллион  рублей за счет налогоплательщиков.  Надеюсь, прокуратура Волгоградской области обратит внимание на данную публикацию. 

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
16.01.2014 14:46
16.01.2014 14:46
0
15.01.2014 13:37
15.01.2014 13:37
0
06.12.2013 10:47
06.12.2013 10:47
0
04.12.2013 11:51
04.12.2013 11:51
0
05.11.2013 12:27
05.11.2013 12:27
0
10.10.2013 13:29
10.10.2013 13:29
0
08.10.2013 10:09
08.10.2013 10:09
0
02.10.2013 13:04
02.10.2013 13:04
0
02.10.2013 08:36
02.10.2013 08:36
0
13.09.2013 07:28
13.09.2013 07:28
0
19.08.2013 08:55
19.08.2013 08:55
0
31.07.2013 16:30
31.07.2013 16:30
0
22.07.2013 07:55
22.07.2013 07:55
0
14.06.2013 15:33
14.06.2013 15:33
0
04.06.2013 14:07
04.06.2013 14:07
0