Изучая особенности поведения представителей местной власти, журналист Александр Осипов обнаружил, что на свете есть много вредной фауны, которая при ближайшем рассмотрении может оказаться довольно полезной – правда в виде философских абстракций.
Недавно в рубрике «Люди пишут» нашего информационного агентства один посетитель написал про мошек и комаров. Не вспомню дословно его сетования (это и не важно), но смысл заявления этого человека был бесхитростен, как причитание младенца: вот, мол, появились комары и мошкара, а куда власть смотрит, нужно всех комаров и мошек вытравить, чтобы они людей не кусали.
Дело было в начале июня, когда (что ж поделать, так природа устроена) спадает вода в водоемах Волго-Ахтубинской поймы, и в воздухе появляется белковый планктон в виде кровососущих насекомых.
Ни для кого не секрет, что так происходит каждый год, и рады этому все птицы, лягушки, ящерицы и прочая живность, что так же, как и ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО человек, участвует в жизненных циклах. И ничего тут не поделаешь, заведено так, увы.
Правда, в последнее время можно без проблем купить всякий там фумитокс и раптор, но на улице все равно не спасет.
Крик пользователя был услышан, и старушки у подъездов, привычно кормящие кровососущий планктон, отмахиваясь веточками европейского клена, тут же подхватили в стенаниях: верно сказано, давайте всех комаров и мошек уничтожим, и будет нам счастье. Столь нехитрая мысль захватывает любого неискушенного лавочно-приподъездного собеседника и, отдавая последние капли крови, он стойко обсуждает ее, покуда не идет в свою квартиру, уютно прячась за сетчатым окном и включая всякие фумигаторы и укладывая пластинки от комаров на лампочки. Технология!
Через пару дней значительную часть комаров и мошек привычно (как и в прошлом году, и это никого не удивляет) стрекозы, птички и лягушки съедают и проблема сама как то сходит на «нет», читатели уже не пишут в редакцию, а у приподъездных весталок эволюционно меняется тема для разговора. Мошка перестает быть сенсацией!
Что ж, актуальная информация, стало быть, циклична и актуальна, пока жалит? А ежели не жалит? Не кусает? Не вызывает эмоций? В общем, нет в ней злободневности конфликта, нет остроты ощущений… Так, планктон.
Таким образом, я довольно витиеватой тропинкой сомнительных аналогий и образов пришел к странному на первый взгляд выводу: актуальная информация очень редко бывает приятной, поскольку актуальная информация – не развлечение для ленивых умов, а отражение задач и проблем, которые ставит для нас сама жизнь.
Более того, актуальная информация – руководство к действию, а руководство к действию само по себе имеет фактор, стимулирующий и даже раздражающий. Но полно. Ходить кругами. И путать читателя пустопорожними разглагольствованиями о биологических процессах в среде насекомых.
Упрощу задачу и расскажу о сетованиях бедной местной власти.
Большие ЧИНЫ нас часто упрекают, что журналистика полна «чернухи». Что «журналист не видит ничего хорошего, светлого».
Один знакомый ЧИН так и сказал мне: «Вам хорошо, когда людям плохо!» В том смысле, что вот сидят на ветках такие нетопыри и вурдалаки от журналистики и ждут, когда появится жертва, кровушкой налитая, и слетятся они на живность, и давай из нее жизнь вычерпывать большими ложками.
Мошка надоедливая…
Большому ЧИНУ приятно, когда его не жалят.
У него есть просторный кабинет с видом на бухгалтерию и прямой выход к автомобилю LAND CRUISER, а через этот телепорт прямой выход в нирвану. Он сделал все, чтобы ни одна мошка до него физически не долетела.
Большой ЧИН не любит плохую информацию и не читает плохих газет, поскольку плохие газеты читает его челядь, которая к этому генетически приучена. Так же как приучена приносить хорошие новости в клюве и отгонять опахалом надоедливых посетителей.
Большому ЧИНУ хорошо, когда о нем не помнят, но иногда вспоминают какие-нибудь приятные детали: построил дом, посадил дерево, потрепал по голове ребенка, улыбнулся старушке, спас птицу… маленькие мелочи, из которых соткано эпохальное полотно сеятеля и жнеца народных чаяний.
Для этого существует целая отлаженная система стоимостью в несколько сотен миллионов рублей, которая не ведает, что дьявол кроется именно в мелочах, и работает эта система практически безотказно и безрадостно. Но ни один комар в этой системе не подточит носа, пока…
Пока система не даст сбой. Пока миллионы не начнут работать против Большого ЧИНА, хотя этого он и не заметит никогда. Пока сам Большой ЧИН и его челядь сама не превратится в кровососущих - жалящих всех направо и налево, и какой-нибудь читатель не оставит сообщение в рубрике «ЛЮДИ ПИШУТ»: пора уже убрать из нашей жизни этакую мошкару.
Но это происходит не вдруг и не сразу. Даже самая плохая система научена защите от внешних факторов. Можно ли разрушить плохую систему плохими новостями, если сама система является источником плохих новостей и плодит их в бесчисленном количестве?