Одним из поводов для приезда комиссии по вопросам детства послужило письмо, переданное бабушкой потерпевшей Вики Гераськиной, первому вице-премьеру правительства РФ Дмитрию Медведеву.
Родители и близкие пострадавших малышей также не намерены сдаваться. Подтверждением тому стал поступок, совершенный бабушкой Вики Гераськиной 2 февраля – в день приезда Дмитрия Медведева в Волгоград.
Любовь Адамовна, которая в последние годы живет только заботой о своей внучке, решила воспользоваться еще одной возможностью – обратиться с просьбой о помощи к первому вице-премьеру правительства РФ.
Гераськиной удалось прорваться к Медведеву, в то время, когда он принимал участие в праздничных мероприятиях, приуроченных ко Дню празднования 65-летия Победы в Сталинградской битве. Во время его встречи с ветеранами, проходившей на Мамаевом Кургане, женщина смогла передать первому вице-премьеру письмо со всеми необходимыми документами. Гераськиной в этом помогли ветераны, которые не смогли остаться равнодушными к горю потерпевших.
Как рассказала сама Любовь Адамовна, Дмитрий Медведев ее внимательно выслушал и обещал разобраться.
В письме, переданном Медведеву, находилась жалоба, адресованная генеральному прокурору России, Постановление о прекращение уголовного дела и решение, принятое Центральным районным судом Волгограда.
В своей жалобе потерпевшие просят об отмене постановления о прекращении уголовного дела и о продолжении расследования.
В настоящий момент в Волгоград прибыла комиссия по вопросам детства. В течение двух недель им предстоит провести ряд проверок.
В этой связи напомним обстоятельства данного громкого уголовного дела, получившего в прессе название – «Дело о вакцинах».
Незаконное клиническое исследование иммунобиологических препаратов проводились с осени 2005 года по заказу бельгийской фирмы «ГлаксоСмитКляйн Биолоджикалз». Вакцины Varilrix и Priorix-Tetra на момент испытания, да и по настоящий момент, не были зарегистрированы ни в одной стране. Клинические исследования неизвестного препарата проводились на маленьких детях – до 2-х лет. И родители малышей могли бы так и не узнать, что их чада стали подопытными, если бы не последствия вакцинации.
«Представляете мое состоянии, когда я узнала, что над нашими детьми, как над подопытными кроликами, проводились эксперименты, - поделилась своими переживаниями с корреспондентом ИА «Высота 102» мама Кристины Коробовой – Екатерина. – Кристина мой второй ребенок. Когда же я узнала обо всем, мне плохо стало, ведь не так давно я похоронила своего первого малыша, который погиб в аварии. Я не знаю, что бы я с врачами сделала, если бы не была беременна третьим… А сейчас мы второй год из больниц не вылезаем».
И это не единичный случай. У большинства детей, которым была введена вакцина, наблюдается отставание в развитии, нарушение речи. «Вика до сих пор не разговаривает, - замечает бабушка Любовь Гераськина. – Хотя до злосчастной прививки, когда ей был год, ее словарный запас превышал норму».
Большинство родителей говорят о нервозном состоянии своих малышей, ставших жертвами незаконного эксперимента.
Главный педиатр Волгограда Андрей Качанов-Махов пояснил корреспонденту ИА «Высота 102», что для проведения подобных клинических исследований должны отбираться только абсолютно здоровые дети. «По России таких детей только 2 процента. Поэтому сотню здоровых детей невозможно найти в одной поликлинике. Никаких тщательных обследований малышей не проводилось. Любая патология является противопоказанием для вакцинации новым препаратом, - считает главный педиатр Волгограда.
Нарушением закона является и то, что для проведения исследования было выбрано негосударственное медицинское учреждение, не имеющее своего приписного населения. Большинство родителей не было предупреждено, что их детям будет введена экспериментальная вакцина «Приорикс–Тетра». В настоящий момент за пострадавшими детьми врачами ведется тщательное наблюдение. Их полностью обследуют дважды в год. Такое наблюдение должно вестись в течение 10 лет. И сейчас, по словам Качанова-Махова, невозможно спрогнозировать, что будет со здоровьем малышей.
Что же касается вообще клинических исследований, то, по мнению специалистов Медицинской Академии Волгограда, в первую очередь бельгийская фирма «ГлаксоСмитКляйн» должна была получить разрешение на их проведение в комитете по этике Федерального органа контроля. Они трижды получали отказы, основанные на том, что компетенция исследователей не соответствует требованиям, предъявляемым Росздравнадзором. И все же после трех отказов разрешение было получено.
Завкафедрой терапии и семейной медицины Волгоградского медуниверситета Сергей Недогода сообщил ИА «Высота 102», что изначально, когда эти исследования только запускались, возникли проблемы с отбором детей. И самой большой проблемой стало то, что в исследование включили детей с явными противопоказаниями. И сделано это было с подачи господина Смоленова, который являлся медицинским советником «ГлаксоСмитКляйн Трейдинг». Именно он прислал волгоградским исследователям письмо, в котором разъяснил, что в России на первом году жизни многим детям ставят неврологические диагнозы, не соответствующие Международной классификации. Тем самым он снизил порог безопасности исследования.
«Я сам видел медицинские карты детей, которым кололи экспериментальную вакцину, - рассказал Сергей Недогода. – Как минимум у половины из них имелись острые противопоказания. Но горе-врачам нужно было набрать как можно больше детей, чтобы получить свои деньги, поэтому на противопоказания не особенно смотрели».
В клиническом исследовании в Волгограде было задействовано 112 детей. В общей сложности, по данным следствия, за эксперимент волгоградские медики получили порядка 90 тысяч долларов. Господин Смоленов в настоящий момент находится за границей. На территории России он не появляется, поэтому взять у него какие-либо объяснения невозможно. Следователям побеседовать с ним так и не удалось.
По данным Главного следственного управления Генеральной прокуратуры по ЮФО, одним из руководителей проекта клинических исследований «ГлаксоСмитКляйн» был Александр Баранов – главный педиатр России, а продвижением проекта занималась его супруга Лейла Намазова – главврач Консультативно-диагнозтического центра для детей НЕЦЗД РАМН. Сейчас всплывают новые факты и новые лица, причастные к данной истории.
Активные клинические испытания проводились в Волгограде потому, что Игорь Вячеславович Смоленов, работал на кафедре клинической фармакологии ВГМА и специализировался на фармакотерапии в педиатрии, детской аллергологии и пульмонологии. Согласно материалам расследования следственного Управления прокуратуры Волгоградской области в 2006-2007 годах были установлены все лица, причастные к незаконным клиническим исследованиям, названным, впоследствии «вакцинацией». Это: заместитель главного врач ОКБ на ст. Волгоград 1» Ольга Аликова (получила 56 тысяч долларов за троекратное введение вакцины детям), Татьяна Слизова – заведующая педиатрическим отделением ОКБ (получила 26 тысяч долларов), Светлана Алексеева – врач-педиатр (сколько получила – неизвестно, утверждает, что денег так и не увидела).
Финансирование проекта клинических испытаний, или как он указывается в платежных ведомостях «ОКАН-179» шло по разным регионам России, но наиболее активно в нескольких городах – Москве, Томске, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде. Когда же в Волгограде было возбуждено уголовное дело, началась массированная информационная кампания в поддержку «ГлаксоСмитКляйн». Причем сам характер этой кампании был похож на отработанную схему дискредитации правоохранительных органов России, а не на защиту прав малолетних детей и их родственников.
В среде медработников, занимающихся клиническими исследованиями новых фармпрепаратов, обсуждается то обстоятельство, что информационную и пропагандистскую кампанию в поддержку клинических исследований вакцин «Приорикс» и «Вариликс» организовал Владимир Пиков – бывший пресс-секретарь и ближайший помощник Леонида Невзлина, одного из владельцев Нефтяной компании «ЮКОС», который сейчас скрывается от уголовного преследования за границей. Информационная поддержка клинических исследований вакцин в России, вероятно, обошлась заказчикам в сумму сопоставимую с затратами на проведение «ОКАН-179».
Справка: Уголовное дело в отношении Аликовой, Алексеевой и Слизовой с 22 марта 2006 года до 31 мая 2007 года находилось в производстве СУ Волгоградской областной прокуратуры. Врачам было предъявлено обвинение, по делу были собраны доказательства в подтверждение вины указанных лиц, изложенные в 25 томах уголовного дела.
31 мая 2007 года было объявлено об окончании предварительного следствия. Обвиняемые и потерпевшие были ознакомлены с материалами дела. Процессуально было оформлено все материалы для передачи дела в суд.
Именно на этом этапе данное уголовное дело было изъято из прокуратуры Волгоградской области и передано для дальнейшего расследования в ГУ Генеральной прокуратуры РФ. Срок предварительного следствия был продлен до 30 августа 2007 года.
Однако, постановлением от 22 августа следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Поповым уголовное дело было прекращено.
На сегодняшний день потерпевшие лишены возможности ознакомиться с материалами уголовного дела, которое находится в Ессентуках. Им лишь известно, что объем материалов по делу вырос до 28-29 томов.