Два года назад у врача Палласовской ЦРБ Бориса Полуосьмака началась новая жизнь. Гражданский хирург с 30-летним стажем на волонтерских началах уехал в зону СВО. После работы в Мариуполе он отказался от брони и добровольно мобилизовался на фронт. О своих боевых буднях, новых правилах жизни и адаптации к мирному городу он без прикрас рассказал корреспондентам ИА «Высота102».

Борис Полуосьмак встречает нас так, будто бы знает уже много лет. На вопрос о закрытых темах отвечает просто: «Спрашивайте. Что смогу – расскажу».
– В апреле 2022-го я вместе с товарищем из Нижнего Новгорода, тоже врачом, поехал в Мариуполь на волонтерских началах. Об этом решении можно говорить хоть сто раз. И хотя со стороны это звучит немного пафосно, но так на самом деле и есть: кто это будет делать? – рассказывает врач. – В то время в городе еще шли бои, и для нашей работы не было никаких условий. Мы организовали госпиталь прямо в школе - оборудовали операционную, выделили место под амбулаторий. Военные подогнали к зданию неисправный бронетранспортер, чтобы в окна не залетали осколки.
В городе, где еще кипели бои, бригада врачей-добровольцев работала буквально на разрыв. Хирурги без остановки проводили десятки операций, делали перевязки, а в перерывах выезжали на обстреливаемые улицы и забирали раненых.
– Я всегда работал хирургом, и в принципе был готов к таким вещам. Единственное, что сами условия работы оказались крайне тяжелыми, – вспоминает Борис Полуосьмак. – Но там такие же люди, и их также нужно лечить. Часто бойцы давали нам информацию, что в том или ином разрушенном доме оставались дети, старики. Мы ехали туда, порой под сильным обстрелом, и забирали их. Сначала по большей части работали с мирным населением, а потом к нам стали привозить и военных. Отношение к врачам в боевых условиях совершенно иное. Все наши поручения исполняются беспрекословно. Есть только два мнения – мое и неправильное. По-другому никак. Сами медики там работают без передышек. Получаем команду по рации: "Везем семерых раненых", встаём и идём. И не важно, спали мы последние сутки или нет. На осмотр приходят все - и дежурная, и отдыхающая смены. Вся команда там работает, как один человек.

После месяца круглосуточных дежурств мужчина вернулся домой. Как оказалось, ненадолго. Узнав об отправке коллег в Станично-Луганский район ЛНР, он быстро собрался в новую командировку.
– Работы было много. Очень много. Однако в том районе было относительно спокойно, – отмечает мужчина. – После очередного возвращения домой я пошел в военкомат и, отказавшись от брони, добровольно мобилизовался. Сейчас я – начальник медицинской службы полка. В мои задачи входит организация всех процессов от эвакуации раненых до прохождения ими медицинских комиссий после лечения. В общем-то, это достаточно рутинная работа. Разве что опасная и специфичная. Оперирую уже не так часто, но все же приходится. А вот мой сын, тоже хирург, сначала также был волонтером, а после подписал контракт и за полгода провел сотни операций. В зоне боевых действий порой катастрофически не хватает врачей. Например, в его смене вместо семи человек было только трое специалистов. Нагрузка колоссальная. Но он, как и я, ни о чем не жалеет. Недавно он тоже вернулся домой и в разговоре сказал мне: «Пап, мне не стыдно смотреть людям в глаза».

«Там есть железное правило - тебя никогда не бросят»
На фронте врач из Палласовской ЦРБ быстро свыкся с новыми условиями - круглыми сутками стоял на ногах, работал без света и воды, жил без привычных бытовых вещей. «Привыкнуть можно ко всему, – говорит он. – Только не к смерти».
– Со временем ты просто воспринимаешь ее менее эмоционально, но не привыкаешь к ней. Чужие люди, которых ты никогда раньше не видел, но… Они же люди! В мирной жизни я, как врач, чаще всего понимал – человек тяжело болен, его ситуация фактически безнадежна. А здесь погибают молодые парни. Случается, что боец умирает от неоказания помощи, потому что мы просто физически не можем к нему подойти. Нас разделяют каких-то пару сотен метров, мы видим его, но не можем ни выйти сами, ни отправить кого-то другого, потому что иначе в этом месте погибнут все. Нам приходится ждать темноты, но к вечеру этот парень погибает. Привыкнуть к этому невозможно, – признаётся Борис Полуосьмак. – Но иногда случается то, чего мы даже не ожидаем. Вот лишь пара недавних ситуаций. В тоннеле завалило ребят. Наши бойцы смогли подойти туда только спустя неделю. Думали, что придется доставать тела, а в итоге откопали двоих живых пацанов. Худых, обезвоженных, уставших, но живых! Повезло, что их не завалило землей – она обвалилась до и после. А совсем недавно парни штурмовали позицию, взяли ее не до конца. Увы, с задания никто не вернулся. Спустя несколько дней туда все же зашли их сослуживцы и нашли раненого бойца. Он говорит: «Отбился, отстрелялся. Сижу и жду, а никто не идет ни за мной, ни на меня. Воды и еды с собой не было». К счастью, выжил.
Как и в мирной жизни, военные врачи стараются работать обезличенно, без лишних эмоций - это спасает от выгорания. В теории каждый из них должен максимально абстрагироваться от ситуации и думать лишь о том, что на операционном столе лежит пациент, нуждающийся в экстренной помощи. Не друг, не боевой товарищ, не хороший знакомый, а пациент. Однако в реальности следовать этому правилу бывает не просто сложно – порой невозможно.
– Существуют стандартные схемы оказания помощи, которые нужно соблюдать. А дальше лучше обо всем забывать... Но так получается не всегда, потому что эти ребята становятся почти родными. На фронте есть железное правило - тебя никогда не бросят. Иногда ты понимаешь, что ситуация критическая, ты можешь остаться здесь навсегда и потому говоришь сослуживцам: «Оставляйте мне боеприпасы, и бегом отсюда». Но они отвечают: «Мы без тебя никуда не уйдем. Вместе пришли - вместе будем справляться». И это дорогого стоит.

Жизнь за «ленточкой», говорит Борис Полуосьмак, максимально быстро учит не только боевым хитростям и правилам выживания в тяжёлых условиях, но и простой житейской мудрости.
– На линии боевого соприкосновения нет тех, кто бы не боялся. Нет среди них и атеистов. По крайней мере, я не встречал ни одного. Те, кто реально видел все своими глазами, относятся к происходящему по-другому. Кто не опасается за себя и свою жизнь? Только дураки и мёртвые. Страх и трусость - совершенно разные вещи, – рассуждает врач. – Мы понимаем, что каждый день может стать последним, поэтому в обиход как-то незаметно входит фраза: "Если доживём, то завтра пойдем туда-то и сделаем то-то". Но все же без оптимизма никуда - иначе просто сойдёшь с ума. Возможно, я проще отношусь ко всему происходящему, потому что уже пожил, вырастил детей. Не могу сказать, что участие в СВО поменяло меня кардинально. Но все же жизнь разделилась на "до" и "после". Здесь я делаю то, что хорошо умею делать. Многие вещи просто отсеклись: минимум писанины, минимум лишних эмоций. Я просто выполняю свою работу, и за ее качество отвечаю перед пациентом, самим собой и Богом.
После окончания СВО ее участникам придётся вновь привыкать - теперь уже к мирной жизни. И в этот момент, убежден хирург, военным важно не потеряться и не потерять себя.
– Приезжая в отпуск, я неделю не выхожу из дома. В первое время эти разительные перемены меня даже злят... Потом постепенно привыкаю, и градус напряжения снижается, – признаёт Борис Полуосьмак. – Знаю, что такие же эмоции испытывают и другие ребята, поэтому после окончания спецоперации я бы хотел заняться вопросами адаптации. Проблема обсуждается и сейчас, но не всегда люди понимают чаяния вернувшегося с фронта человека. Его не нужно катать по экскурсиям, водить на какие-то встречи. В случае ампутации конечностей ему важно получить хороший качественный протез, возможно, освоить новую профессию. Чтобы не потеряться, он должен ощущать себя здесь нужным. Недавно я встретил парня с бионическим протезом. Он рассказал, что после ранения благодаря помощи соратников открыл небольшой бизнес. Сейчас нормально себя чувствует, не пьет, строит планы на будущее. И это действительно очень важно. Рано или поздно боевые действия закончатся, и всем нам нужно будет жить дальше.
Виктория Чумакова
Фото: Павел Мирошкин / ИА «Высота 102»

Выбор места жительства – ответственная задача, ведь от выбора района зависит ваш ежедневный комфорт, расходы и доступность ключевых городских услуг. А так как Волгоград растянут вдоль Волги более чем на...
Две гигантские тыквы, которые были подарены волгоградцам фермером из Среднеахтубинского района, планируют разрезать на части и раздать гостям парка ЦПКиО совершенно бесплатно. О таком решении ИА «Высота 102» сообщили в...
В Советском районе Волгограда дачники, которые много лет бились за ремонт дороги между поселком Майским и садовыми товариществами, оказались шокированы тем, как дорожники приступили к латанию ям по требованию прокуратуры...
В Камышинском районе Волгоградской области на территории Уметовского сельского поселения объявили карантин из-за выявленного очага бешенства. В населенном пункте организован комплекс мер, направленных на борьбу со смертельной опасной для человека...
Первая пара волгоградцев зарегистрировала брак на стадионе «Волгограда Арена». О необычном для спортивного сооружения мероприятии сообщили в Telegram-канале арены.
Судя по кадрам, которые были опубликованы пресс-службой стадиона, регистрация...
В Центральном районе Волгограда специалисты подключили новый участок магистрального водовода диаметром 1000 мм. Его общая протяженность превысила 500 метров.
– Старые стальные трубы заменили на трехслойные полиэтиленовые, их срок службы...
В городе Волжском Волгоградской области членам семей участников специальной военной операции, погибших при выполнении боевых задач, передали посмертные государственные награды. 15 бойцов посмертно удостоены орденов Мужества, еще один волжанин –...
Дзержинский районный суд Волгограда признал компанию ТОО «SS Plus» из Казахстана виновной в незаконной транспортировке крупной партии стеклянных стаканов и бокалов из Китая. Как сообщили V102.RU в объединенной пресс-службе судов...
В Волгограде 24 октября остановлено движение трамваев №№2, 5, 6, 7, 10 и 12 из-за дорожно-транспортного происшествия с фурой на пересечении улиц Рокоссовского и Ангарской. Об этом рассказали в Telegram-канале...
Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров в ходе рабочей поездки посетил обновленное здание ТЮЗа в день открытия нового театрального сезона. Как сообщили в пресс-службе администрации региона, зрителей теперь встречают комфортные холлы...
Сегодня, 24 октября, прошли похороны учителя математики гимназии №4 Ворошиловского района Волгограда Екатерины Синельниковой, которая скоропостижно скончалась в отпуске в Йошкар-Оле. Как сообщили V102.RU ее коллеги, прощание состоялось на Димитриевском...
Компания ВОЛМА вошла в тройку призеров в номинации «Экспортер года в сфере промышленности» в категории «Крупный бизнес».
Торжественная церемония награждения состоялась 21 октября в Национальном центре «Россия» в рамках...
В ноябре некоторые волгоградские пенсионеры получат досрочно выплаты в связи с грядущими праздниками. Об этом сообщили 24 октября в Соцфонде.
В первую очередь это коснется пенсионеров, которые получают выплаты на...
В Госдуме задумались о возвращении практики перевода часов. Об этом рассказал «Абзацу» депутат Госдумы Михаил Матвеев.
Так, в трех районах, где восход и заход солнца не соответствует стрелке на часах,...
В городе Волжском Волгоградской области полиция задержала 14-летнего местного жителя, который пождозревается в краже в продуктовом магазине. Как рассказали в ГУ МВД России по региону, момент кражи был зафиксирован на...