Архитектор Вязьмин: Набережная Волгограда нуждается в благоустройстве, а не в капитальных сооружениях

Один из проектов.
Общество 08.08.2012 18:00
0
08.08.2012 18:00

Волгоградская набережная в том варианте, в котором находится сейчас, вошла во все учебники по архитектуре как набережная, воплотившая  лучшие архитектурные решения. Это мнение заслуженного архитектора России председателя коллегии некоммерческого партнерства «Проектный комплекс — Нижняя Волга» Александра Вязьмина, которого редакция ИА «Высота 102»  попросила поделиться мнением вокруг сегодняшних событий, связанных  с этой территорией.
По словам профессионала — как известно, Вязьмин четверть века работал  главным архитектором Волгоградской области,  —  она и сегодня остается уникальным местом отдыха для волгоградцев, ансамблем  мирового уровня, и была  еще уникальней,  если бы был продолжен первый этап работы, который начался  еще в 1943 году,   когда город лежал в руинах после Сталинградской битвы.
- Инженерная составляющая Нижней террасы  - от маяка и до моста - гигантская и дорогостоящая работа:  по  берегоукреплению, установке  подпорных стенок и сооружений для спуска к воде. Один  бетон стоит по сегодняшним меркам около 30 млдрд рублей, - сумма  сейчас неподъемная, - говорит Александр Вязьмин. -  Также трудно  представить, что можно «намыть» дополнительную  территорию -  почти 100 метров береговой полосы,  однако  20 лет назад это было сделано, как и вся  инженерная часть. Чего нельзя сказать об  архитектурном и художественном воплощении, хотя академиком Тимофеем Садовским  были запроектированы  работы по благоустройству,  озеленению, установке фонтанов,  прогулочные и беговые дорожки, парки и скверы,  связанные со строительством  речного вокзала,  крупнейшего  в Европе.
Как говорит Вязьмин, последние годы эта территория зарастает бурьяном, а власти дискутируют: то ли вязы сажать, которые не надо поливать, хотя рядом течет великая и могучая река, а поливочным водопроводом никто не занялся до сих пор, или еще что-то.  "Хотя давно научились сажать  газоны  даже в тех местах, где он не нужен, научились мостить красивой плиткой  там,  где надо и не надо, а вот поставить дополнительные фонари,  малые формы  не ставим, хотя их даже проектировать не надо. Просто надо открыть каталог, заказать, привезти  и набережная будет выглядеть очень  цивилизованно". По словам архитектора сейчас, конечно, ни о какой цивилизации говорить не приходится, потому что понаставили непонятных кафе-сараев, непонятных кибиток, за которыми стоят конкретные депутаты и чиновники. Снести их стоит  столько крови, столько нервов, а в результате снесена только одна гостиница.
- Поэтому  позиция професиональных архитекторов такая: не надо выдумывать никаких концепций. Мои коллеги-архитекторы  не могут спокойно даже воспринимать эти слова  — концепция,  градостроительное освоение и т. д. Мы уже нагородили  столько словесных конструкций, вместо того, чтобы взять и реализовать то, что было задумано  еще 20 лет назад, но на современном уровне. Делать это тихо и спокойно, не будоражив общество, а заложив деньги в бюджеты, как в  городской, так и областной, попросив  и у федерального центра, приурочив,  к примеру, к  70-летию Победы под Сталинградом. Это не будет стоить безумных миллиардов. Но это будут реальные деньги. И реальные сроки, - утверждает Вязьмин. 
- Если же мы пойдем по  пути, который предлагается сегодня, и зарезервируем эту территорию под строительство огромных капитальных сооружений, общественных зданий, торговых центров, жилых многоэтажек, крупных гостиниц, огромнейшего количества ресторанов,  кафе, закусочных, которые предлагаются во многих  представленных проектах,  то поимеем огромные проблемы.
Самая главная из них  - инженерная составляющая. Если мы начнем строить 16-этажки,  то   подпорные стенки, которые несут определенную нагрузку и рассчитаны только на ландшафтное благоустройство, потребуют кардинального изменения и усиления. Надо учитывать и тот факт, что на Нижней террасе нет никаких инженерных сетей, нет в достаточном количестве воды,  не хватает энергетической мощностей и так далее. И эту инженерную инфраструктуру надо делать.
Если сегодня  мы ставим на набережной огромное количество зданий и сооружений, с большим количеством работающих в построенных офисах людей, а также посетителей магазинов, ресторанов и т. д., надо думать, как они туда будут заезжать и выезжать, заходить и выходить?  Значит,надо  пускать троллейбус, гнать контактную сеть, а это огромные  дополнительные расходы.
Кроме того, для строительства капитальных зданий и сооружений нужно будет  земли общего пользования изъять и передать собственнику, то есть, застройщику. Но это категория земель, которая в равной степени принадлежит каждому горожанину в соответствии с земельным кодексом. Каждому. Это горожанам нужно? Вряд ли, - говорит архитектор. 
По словам Вязьмина он недавно вернулся из Астрахани, где знакомился с набережной, на которой нет ни одного массивного капитального здания. Миллиарды рублей  тратятся на благоустройство, поэтому эта территория прекрасна: здесь шикарная гранитная брусчатка,  много зелени,  цветов,  фонари и  скамейки. Вязьмин считает, что астраханская набережная, построенная Газпромом для жителей — идеальный пример строительства цивилизованного пространства без капитальных сооружений, которому не мешало бы последовать.

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
19.05.2024 08:48
0
19.05.2024 06:52
0
18.05.2024 20:42
0
18.05.2024 19:05
0
18.05.2024 18:11
0
18.05.2024 17:33
0
18.05.2024 17:04
0
18.05.2024 16:30
0
18.05.2024 15:39
0
18.05.2024 15:14
0
18.05.2024 14:07
0
18.05.2024 11:10
0
18.05.2024 09:01
0
18.05.2024 08:10
0
18.05.2024 06:40
0